Виды межгосударственного регулирования

Наличие независимых систем государственного регулирования экономики ставит ТНК в заведомо менее выгодные условия по сравнению с компаниями, действующими в одной стране. В такой ситуации глобальным участникам приходится по несколько раз уплачивать одни и те же налоги, получать аналогичные разрешения, сертификаты качества, лицензии и многое другое отдельно в каждой из стран, где они ведут дела. Несогласо­ванность режимов национального регулирования внешнеэкономической деятельности в последнее время стала важным сдерживающим фактором развития международного бизнеса. В конечном итоге от этого страдают страны, привлекающие иностранный капитал, так как они вынуждены предоставлять чрезмерные инвестиционные льготы для компенсации дополнительных издержек ТНК, связанных с дублированием их расходов в нескольких странах. Более эффективным решением целого комплекса проблем, связанных с улучшением инвестиционного климата, является интенсивное развитие межгосударственного регулирования международ­ного бизнеса.

Можно выделить три уровня действия инструментов межгосудар­ственного регулирования: глобальный, региональный и двусторонний.

Глобальный уровень представлен прежде всего договорами и согла­шениями, заключенными в рамках международных экономических орга­низаций (МВФ, ВТО, ОЭСР и т.д.), и отдельными международными кон­венциями.

Старейшей международной конвенцией, регулирующей деятельность международного бизнеса, является Парижская конвенция об охране про­мышленной собственности (1883 г., с последующими дополнениями). Это основное международное соглашение в области изобретений, промышлен­ных образцов и товарных знаков. Конвенция обеспечивает взаимное при­знание и охрану объектов промышленности, но не является единообразным патентным законом для всех стран-участниц. Она учитывает националь­ное законодательство, поэтому ТНК вынуждены патентовать изобретения в странах-участницах по отдельности, однако после регистрации патента в одном государстве для фирмы устанавливается льготный срок его защиты до подачи заявок в других странах. Конвенция способствует облегчению патентной охраны промышленного экспорта и закреплению рынка за изде­лиями, в отношении которых были сделаны заявки и получены патенты. Эта охрана позволяет компаниям других государств не только произво­дить аналогичные изделия в стране, где им обеспечена такая защита, но и ввозить туда подобные изделия.

Другим важным инструментом является Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении решений зарубежных арбитражных судов (1958 г.), облегчающая урегулирование конфликтных ситуаций между участ­никами мирохозяйственных связей. Из сравнительно недавно вступивших в силу документов следует отметить Венскую конвенцию о договорах между­народной купли-продажи товаров (1988 г.), которая обеспечивает широкую унификацию национальных законодательств, применяющихся к отноше­ниям по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон договора находятся в разных государствах. Есть конвенции, регулирующие частные вопросы международного бизнеса, например Женевская конвен­ция по безопасным контейнерам, облегчающая международные контей­нерные перевозки.

Реализация на практике положений международных конвенций часто весьма затруднена. Так, в соответствии с Конвенцией по разрешению инвестиционных споров между государствами при Всемирном банке соз­дан Международный центр, куда могут обратиться конфликтующие сто­роны. Однако многие страны неохотно идут на это, так как опасаются ущемления своего суверенитета. Для менеджмента частных компаний это важно учитывать при деятельности в странах, где велика угроза национа­лизации иностранной собственности.

Региональные инструменты регулирования международного бизнеса принимаются странами — участницами интеграционных группировок. При построении глобальных стратегий менеджмента необходимо знать, что такие инструменты улучшают условия хозяйствования внутри интеграци­онных группировок (в том числе для ТНК третьих стран, имеющих на тер­ритории одного из государств-участников дочернюю фирму), но обычно создают дополнительные протекционистские барьеры на своих внешних границах. Однако помимо обеспечения частичной либерализации среды функционирования международного бизнеса региональные инструменты нацелены на гармонизацию и унификацию правил, существующих в стра­нах — участницах группировки. Это облегчает деятельность ТНК даже при протекционистских барьерах; их приходится преодолевать лишь один раз в какой-нибудь из стран — участниц группировки.

Самая развитая система региональных инструментов регулирования международного бизнеса создана в ЕС, однако похожие документы за­ключены и в других интеграционных группировках. Наибольшее позитив­ное влияние на деятельность международного бизнеса оказывают меры, устраняющие барьеры для движения товаров, услуг и капитала внутри интеграционной группировки, а также решения, нацеленные на сближе­ние стандартов, введение единых правил патентования и лицензирования и т.д.

К числу важнейших двусторонних инструментов регулирования международного бизнеса относятся соглашения о ликвидации двойного налогообложения и инвестиционные соглашения. Ликвидация двойного налогообложения оказывает влияние на все виды международного бизнеса, тогда как межгосударственные инвестиционные соглашения затрагивают преимущественно интересы компаний, осуществляющих прямые капитало­вложения. Однако в последнее время инвестиционные соглашения заклю-, чаются все чаще одновременно с торговыми и другими внешнеэкономи­ческими договорами (часто в одном пакете).

Наши рекомендации