Тема «Государственный финансовый мониторинг»
Вопрос 1.
Ст.8 115-ФЗ «Уполномоченный орган» -федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Положениео Федеральной службе по финансовому мониторингу
(утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808)
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по:
1. ПОД/ФТ,
2.по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере,
3.по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти,
4. функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате ОД/ФТи распространения оружия массового уничтожения,
5. по выработке мер противодействия этим угрозам.
Полномочия Росфинмониторинга: контрольно-надзорные, нормотворческие, сбор данных и анализ, международное взаимодействие, хозяйственные.
Вопрос 2.
Основные направления надзорной деятельности :
Ведение учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
Проведение проверок организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
Координация деятельности надзорных органов и взаимодействие с ними в области ПОД/ФТ;
Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами прокуратуры, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями по вопросам ПОД/ФТ
Объектами контроля со стороны Росфинмониторинга и его территориальных органов являются:
1.Лизинговые компании
2.Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (ИП и ю/л)
3.Операторы по приему платежей
4. Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Постановление Правительства РФ от 27.01.2014 №58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».
Постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации.
Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган карту постановки на учет.
Карта представляется непосредственно в территориальный орган.
Территориальный орган принимает решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет и присвоении им соответствующего учетного номера в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты.
В настоящий момент на учете в Росфинмониторинге находится более 24 тысяч организаций.
Приказ Росфинмониторинга от 6 июня 2012 года № 192 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения».
Предметом проверки является исполнение юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам:
- соблюдение организацией требования о постановке на учет в Росфинмониторинге;
- наличие в организации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ утвержденных руководителем, соответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства о ПОД/ФТ , а также их реализация;
- соблюдение организацией требований законодательства о ПОД/ФТ к подготовке и обучению кадров в целях ПОД/ФТ;
- наличие в организации специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документов о его назначении, а также соответствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям, установленным законодательством о ПОД/ФТ;
- соблюдение организацией требований к идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей;
- соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
- соблюдение порядка документального фиксирования и представления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
- соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;
- соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля.
Виды санкций за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ:
1. отзыв лицензий(ст.13 115-ФЗ)
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 115-ФЗ, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии.
2. Административные санкции
Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ
Статья 15.27.1. Оказание финансовой поддержки терроризму
Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, если они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 миллионов до 60 миллионов рублей.
3. уголовная ответственность. Ст. 174 УК РФ.
Вопрос 3.
1. межведомственное взаимодействие:1.1. двусторонние соглашения, 1.2. многосторонние соглашения
2.взаимодействие с другими надзорными органами.
Формы межведомственной координации в сфере ПОД/ФТ:
А) межведомственная комиссия по ПОД/ФТ;
Б) межведомственная группа по противодействию незаконным финансовым операциям;
В) национальный антитеррористический комитет;
Г) государственный антинаркотический комитет.
Взаимодействие с другими надзорными органами: Банк России, Пробирная палата, Федеральная налоговая служба, Роскомнадзор.
Формы взаимодействия:А) участие в научно-практической деятельности;Б) участие в учебном процессе вузов при правоохранительных органах;В) участие в финансовых расследованиях;Г) участие в процессуальных действиях.
Вопрос 4.
Роль Росфинмониторинга в борьбе с коррупцией:
Во-первых, участие в механизме контроля за расходами государственных чиновников (статья 7.3 115-ФЗ).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны:
1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;
3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;
4) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;
5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.
2. Требованияне применяются кредитными организациями при осуществлении операций на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами либо осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
3. В случае, если финансовым операциям клиента - должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к финансовым операциям такого клиента применяются требования, установленные подпунктами 2 - 5 пункта 1.
4. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Во-вторых, участие в механизме контроля за публичным декларированием доходов и расходов должностных лиц.