Тема «Российская система ПОД/ФТ»
Вопрос 1.
Этапы развития российской системы ПОД/ФТ.Первый этап – борьба с легализацией преступных доходов до 2002 г. С 1991 г. Россия участвует в Венской конвенции 1988 г. С 1993 г. Банк России установил контакты с ФАТФ, а также со специалистами финансовых разведок иностранных государств. В 1995 г. в структуре Банка России было создано специальное подразделение, которое занималось изучением и анализом мирового опыта по борьбе с отмыванием преступных капиталов. В 1997 г. Банком России были изданы приказы, направленные на развитие системы внутреннего контроля в кредитных организациях. С 1997 г. Россия участвовала в деятельности созданного Комитета Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ). В 1999 г. Россией была подписана Страсбургская конвенция.Центральными органами борьбы с отмыванием денег стали Министерство юстиции и Генеральная прокуратура. В 2000 г. ФАТФ включила Россию (наряду с другими 15 юрисдикциями) в список стран и территорий, недостатки в системах ПОД которых являлись серьезным препятствием для международного сотрудничества в этой области – т.н. «черный» список ФАТФ.
Второй этап – 2002-2013гг.
• Принят Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
• Был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России).
• В октябре 2002 г. было принято решение об исключении России из «черного» списка ФАТФ.
• В 2002 г. Комитет по финансовому мониторингу был принят в группу «Эгмонт».
• В 2003 г. Россия стала полноправным членом ФАТФ.
• Осенью 2002 г. действие ФЗ-115 было распространено на противодействие финансированию терроризма. Наименование закона приобрело современный вид. Соответствующие поправки вступили в силу с января 2003 г.
Третий этап – с 2013г. по настоящее время
• Был принят ФЗ-134 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям»
• В 115-ФЗ введен механизм замораживания террористических активов
• Создан Национальный центр оценки рисков
Вопрос 2.
Функции российской системы ПОД/ФТ:
- обеспечение национальной безопасности страны,
- защитанациональной финансовой системы от незаконного использования,
- борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, финансированиемтерроризма и распространением оружия массового уничтожения.
Стратегические задачи российской системы ПОД/ФТ:[1]
- сокращение масштабов организованной преступности и незаконной предпринимательской деятельности;
- устранение условий, способствующих созданию и воспроизводству материальной базы терроризма, организованной преступности, наркобизнеса и коррупции;
- предотвращение незаконного вывода денежных средств и доходов за рубеж;
- создание условий для обеспечения репатриации денежных средств, полученных преступным путем и незаконно вывезенных за рубеж;
- обеспечение эффективности реализации полномочий государственных органов и организаций, участвующих в ПОД/ФТ, оптимизация механизмов координации их деятельности и взаимодействия между ними.
Вопрос 3.
Институциональные основы:
1. Криминализация отмывания денег и финансирования терроризма
2. Субъекты первичного финансового мониторинга
3. Наличие подразделения финансовой разведки
4. Международное сотрудничество.
Финансовые институты (они же субъекты первичного финансового мониторинга) – выявляют подозрительные операции, формируют специальные сообщения, направляют их в Росфинмониторинг. Их цель – предупреждение ОД/ФТ.
На 01.01.2014г. в системе ПОД/ФТ было задействовано более 120 тысяч финансовых институтов.
Росфинмониторинг (полностью Федеральная служба по финансовому мониторингу России) – производит обработку и анализ получаемых сообщений о подозрительных операциях и дает заключение о наличии/отсутствии признаков ОД/ФТ в представленных сведениях.
Росфинмониторинг – главный субъект государственного финансового мониторинга.
Другие субъекты государственного финансового мониторинга: органы надзора, контролирующие выполнение ю/л и ф/л требований 115-ФЗ в части фиксирования, хранения, предоставления инфо и организации внутреннего контроля. Это ЦБ РФ, Пробирная палата РФ, Роскомнадзор, ФНС.
Правоохранительные органы принимают решение о достаточности или недостаточности в собранных Росфинмониторингом материалах оснований для возбуждения уголовного дела по факту ОД/ФТ.
Это Генеральная прокуратура, ФСБ, МВД, ФСКН, Следственный комитет и др.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ
2. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
3. Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»
4. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»
5. Федеральный закон от 05.07.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 №492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 №667 в редакции от 21.06.2014 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 №82 в редакции от 08.07.2014 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ АДВОКАТАМИ, НОТАРИУСАМИ И ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ИЛИ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ».
Постановление Правительства РФ от 08.07.2014 №630 « Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, государственными корпорациями и иными организациями,созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановление Правительства РФ от 27.01.2014 №58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».
Положение Банка России №321-П от 29.08.2008 в редакции от 26.08.2014 «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
Положение Банка России №262-П от 19.08.2004 в редакции от 21.01.2014 Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Положение Банка России №375-П от 02.03.2012 в редакции от 10.07.2014"О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Вопрос 4.
Государственная политика РФ в сфере ПОД/ФТ:[2]
1) в части нормативно-правового регулирования - принят 134-ФЗ от 28.06.2013 «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям».Основные новации этого закона, касающиеся повышения прозрачности деятельности юридических лиц, включая противодействие уклонению от налогообложения с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок, заключаются в следующем:
• закреплено понятие бенефициарного владельца и сформирован механизм его раскрытия;
• налоговым органам предоставлено право получать от банков сведения об открытии физическими лицами счетов и операциям по ним;
• расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц;
• результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для целей выявления налоговых преступлений.
2) в части взаимодействия с надзорными органами - В рамках информационного взаимодействия Росфинмониторинга и Банка Россиив 2013 году определены новые направления:
• расширение контура взаимодействияс учетом передачи Банку Россииполномочий в отношении небанковскихфинансовых организаций;
• повышение эффективностивнутреннего контроля в деятельностифинансовых институтов и надзорныхмеханизмов на основе обменаинформацией о результатахриск-анализа, проведенногоРосфинмониторингом и Банком России;
• проведение совместной работы поанализу практической реализацииновых механизмов взаимоотношенийкредитных организаций и их клиентов,предусмотренных Федеральным законом№134-ФЗ, в целях снижения рисковвовлеченности финансовых институтов
в сомнительные операции.
Задачи на ближайшее будущее: наладитькачественную «обратную связь» с мегарегулятором в целях усиления контроля зафинансовыми потоками, а также выстро-
ить эффективный комплексный надзор зафинансовыми институтами.