Старооскольский технологический институт им.а.а.угарова
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им.А.А.Угарова
(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Кафедра АИСУ
Шафоростова Е.Н.
Основы бизнеса Информационных технологий
методические указания
к выполнению практических работ
для студентов направлений:
15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
09.03.02 Информационные системы и технологии
09.03.03 Прикладная информатика
(очная, заочная формы обучения)
Одобрено редакционно-издательским советом института
Старый Оскол
УДК 004
ББК 32.81
Рецензент: к.ф.-м.н., доцент кафедры экономики, информатики и математики СОФ НИУ «БелГУ» Н.О.Гордеева
Шафоростова Е.Н. Методические указания к выполнению практических работ. Старый Оскол. СТИ НИТУ «МИСиС», 2015. – 84 с.
Методические указания к выполнению практических работ по курсу «Основы бизнеса информационных технологий» для студентов направлений: 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 09.03.03 Прикладная информатика для всех форм обучения.
Ó Шафоростова Е.Н.
Ó СТИ НИТУ «МИСиС»
Содержание
современные информационные системы... 6
бизнес-планирования.. 6
Практическая работа №1. 13
Применение пакета «MS Ppoject» в управлении инвестиционными бизнес-проектами.. 13
Практическая работа № 2. 37
СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОЕКТА И БАЗОВОГО КАЛЕНДАРЯ. ВВОД РАБОТ И СОЗДАНИЕ ВЕХ 37
Практическая работа №3. 46
СОЗДАНИЕ и ОФОРМЛЕНИЕ ГРАФИКА РАБОТ. ПРОСМОТР КРИТИЧЕСКОГО ПУТИ 46
Практическая работа №4. 54
СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ ГРАФИКА РАБОТ. ВВОД ТАБЛИЦЫ РЕСУРСОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ. НАЗНАЧЕНИЕ РЕСУРСОВ РАБОТАМ ПРОЕКТА.. 54
Практическая работа №5. 62
Приложение 1. 73
Варианты заданий к практическим работам в MS Project.. 73
ЛИТЕРАТУРА.. 83
ВВЕДЕНИЕ
Система Microsoft Project предназначена для информационной поддержки принятия управленческих решений в процессе планирования и реализации проектов. Причем под проектом в данном случае может пониматься практически любая деятельность, направленная на достижение поставленных целей. Проектами, например, являются строительство дома, подготовка, а затем и реализация бизнес-плана выхода на рынок с новым продуктом, съемки фильма. Система для управления проектами предоставляет средства, помогающие менеджеру спланировать комплекс работ по достижению целей проекта, оценить сроки выполнения проекта и потребности в ресурсах, а на стадии реализации проекта – проводить контроль состояния работ и оперативное управление.
Целью практических работ является изучение технологии подготовки и анализа проектных решений с помощью пакета «MS Project», освоение методики решения практических задач по анализу чувствительности, безубыточности, устойчивости проекта, разработка бизнес-планов проектов (в соответствии с вариантом).
В результате освоения дисциплины «Основы бизнеса информационных технологий», у обучающихся должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
15.03.04 – «Автоматизация технологических процессов и производств»:
- способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-2);
- способность использовать современные информационные технологии, технику, прикладные программные средства при решении задач профессиональной деятельности (ОПК-3);
- способность собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации, контроля, технологического оснащения, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством; участвовать в работах по расчету и проектированию процессов изготовления продукции и указанных средств и систем с использованием современных информационных технологий, методов и средств проектирования (ПК-1);
- способность организовывать работы о обслуживанию и реинжинирингу бизнес-процессов предприятия в соответствии с требованиями высокоэффективных технологий, анализу и оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, автоматизации производства, результатов деятельности производственных подразделений, разработке планов их функционирования, по составлению графиков, заказов, заявок, инструкции, схем, пояснительных записок и другой технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам в заданные сроки (ПК-13).
13.03.02 – «Электроэнергетика и электротехника»:
- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);
- способность координировать деятельность членов коллектива исполнителей (ПК-18);
- способность к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-19).
09.03.02 -«Информационные системы и технологии»:
-владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК 1);
-способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-3);
-понимание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);
-владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий (ОПК 1);
-способность использовать современные компьютерные технологии поиска информации для решения поставленной задачи, критического анализа этой информации и обоснования принятых идей и подходов к решению (ОПК-5);
-способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные) (ПК-12);
-способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в областях: машиностроение, приборостроение, техника, образование, медицина, административное управление, юриспруденция, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, безопасность информационных систем, управление технологическими процессами, механика, техническая физика, энергетика, ядерная энергетика, силовая электроника, металлургия, строительство, транспорт, железнодорожный транспорт, связь, телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, почтовая связь, химическая промышленность, сельское хозяйство, текстильная и легкая промышленность, пищевая промышленность, медицинские и биотехнологии, горное дело, обеспечение безопасности подземных предприятий и производств, геология, нефтегазовая отрасль, геодезия и картография, геоинформационные системы, лесной комплекс, химико-лесной комплекс, экология, сфера сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества (ПК 17).
09.03.03 - «Прикладная информатика»:
-способность самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
-способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);
-способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);
-способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4);
-способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе (ПК-1);
-способность проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-7);
-способность осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-14);
-способность принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла (ПК-17);
-способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-24).
Project Expert
Project Expert 7 – это система для разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов. Project Expert позволяет:
• Проанализировать различные варианты финансовой модели инвестиционных проектов. При этом можно оценить запас прочности бизнеса с учетом рисков изменения важнейших параметров проекта. Система также позволяет оценить, как исполнение проекта повлияет на эффективность деятельности предприятия, рассчитать показатели эффективности как для проекта, так и для группы проектов, финансируемых из общего бюджета.
• Создать бизнес-план, соответствующий российским и международным стандартам на различных языках, определить для каждого из участников экономический эффект от реализации проекта и эффективность их инвестиций. В основу Project Expert положены методика UNIDO по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа, определенная международными стандартами IAS. В то же время в Project Expert учитывается специфика российской экономики. Система рекомендована к использованию госструктурами федерального и регионального уровня как стандартный инструмент для разработки планов развития предприятия.
• Разработать схему финансирования проектов развития предприятия с учетом будущих потребностей в денежных средствах на основе прогноза движения денежных средств на всем периоде планирования, выбрать источники и условия привлечения средств, оценить возможные графики возврата кредита. В системе заложена возможность спроектировать структуру капитала предприятия и оценить стоимость бизнеса.
• Проанализировать планируемую структуру затрат и прибыльность отдельных подразделений и видов продукции, определить минимальный объем выпуска продукции и предельные издержки, подобрать производственную программу и оборудование, схемы закупок и варианты сбыта.
• Проконтролировать выполнение проектов, сравнивая их плановые и фактические показатели, а также учесть изменения, вносимые в проекты в ходе реализации.
Project Expert позволяет моделировать деятельность предприятий различных масштабов – от небольшого частного предприятия до холдинговых структур в зависимости от выбранной версии программного продукта:
• Project Expert Professional (PE Prof) ориентирована на средние и крупные предприятия, позволяет проанализировать целесообразность открытия новых направлений бизнеса и альтернативные сценарии развития, определить эффективность вложений с использованием инструментария по оценке стоимости бизнеса. Система обеспечивает контроль хода выполнения проектов. С использованием PE Prof оценивается эффективность реализации группы инвестиционных проектов.
• Pic Holding (модификация Project Expert Professional) предназначена для группы диверсифицированных предприятий, реализующих спектр проектов. Программа позволяет создать систему финансового управления холдинговой компанией: одно из предприятий распределяет финансовые ресурсы, необходимые для выполнения проектов. Pic Holding ориентирована также на кредитные отделы банков и инвестиционных компаний и позволяет рационально организовать их работу.
• Project Expert Lite (PE Lite) – для малого предприятия. Система позволяет быстро разработать отвечающий международным стандартам бизнес-план для предоставления в банк и получения кредита.
• Project Expert Standard (PE Standard) – для отделов планирования и развития небольших предприятий. Позволяет группе пользователей финансовой службы предприятия спланировать развитие бизнеса, оценить его «запас прочности», а также риски и неопределенности.
• Project Expert Tutorial (PE Tutor) – учебная версия программы, созданная на базе PIC Holding.
Представляет собой обучающий тренажер по инвестиционному проектированию и бизнес-планированию для студентов, изучающих экономику. Обладает всеми функциональными возможностями PIC Holding, за исключением экспорта данных в форматы Word, Excel, HTML, файлы txt, dbf.
Таким образом, программный продукт Project Expert отвечает большинству требований к системам данного бизнес-планирования. Структура модулей выполнена в соответствии с предметной областью с интуитивно понятными элементами для ввода исходных данных для расчетов и анализа. В качестве недостатков можно отметить почти полное отсутствие инструментария для оптимизации отдельных параметров проекта или выбора наилучшего варианта из возможных альтернатив. Кроме того, отсутствует возможность расчета потребности в оборотном капитале и бюджетной эффективности.
Альт-Инвест
Альт-Инвест представляет собой комплект взаимосвязанных электронных таблиц в среде пакета Microsoft Excel. Такой способ реализации позволяет эксперту изучить все расчетные формулы, проследить логику формирования результатов из исходных данных, свободно ориентироваться в методике и расчетных таблицах.
С его помощью разрабатываются финансовые разделы ТЭО и бизнес-планов, сравниваются альтернативные варианты реализации инвестиционных проектов, оптимизируются схемы финансирования и другие условия инвестиций. Альт-Инвест используется для обоснования проектов модернизации, технического перевооружения, выпуска новых видов продукции на промышленных предприятиях, инвестиций в сфере строительства, внедрения новых технологий.
Навигатор расчетов представляет последовательность ввода и анализа данных и обеспечивает автоматический переход к необходимой таблице или графику. Комментарии по описанию и анализу проектов с использованием Альт-Инвест представлены в справочной системе, автоматически вызываемый из программы.
Методика расчетов, реализованная в программном продукте «Альт-Инвест», также соответствует рекомендациям UNIDO и других международных организаций. Тем не менее, программа «Альт-Инвест» адаптирована к принятой в России системе бухгалтерского учета и формирования финансовых результатов. Это существенно приближает методику расчета к реалиям российской экономики.
Расчеты могут проводиться как в моновалютном, так и в двухвалютном режиме, позволяющем учитывать изменение обменного курса твердой валюты на внутреннем рынке. По каждой из валют предусмотрена настройка инфляции.
Альт-Инвест содержит блок анализа чувствительности, позволяющий оценить степень зависимости эффективности проекта от возможных изменений рыночной конъюнктуры, роста цен на необходимое оборудование и т.д. Руководителю, принимающему решение, такая информация поможет определить зоны риска проекта и предусмотреть соответствующие действия.
Альт-Инвест учитывает законодательные особенности осуществления лизинговых операций, позволяет отражать как финансовый, так и оперативный лизинг.
Система позволяет производить расчет бюджетной эффективности проекта. В модели введены табличные формы и диаграммы, отражающие детальный расчет бюджетной эффективности отдельно, с точки зрения местного и федерального бюджетов. Это особенно актуально для проектов, претендующих на финансовую, организационную или стратегическую поддержку государства.
Кроме того, рассчитывается прирост потребности в оборотном капитале; предусмотрена возможность задания различных периодов оборота по интервалам планирования.
В результате работы с программным продуктом «Альт-Инвест» аналитик получает набор стандартных форм финансовой отчетности, а также показателей и коэффициентов, описывающих проект и позволяющих выполнить его качественный анализ.
Используя открытость модели, пользователь может самостоятельно сформировать нестандартные таблицы, построить новые диаграммы, рассчитать дополнительные показатели. Результаты расчетов могут быть распечатаны как на русском, так и на английском языке.
Тем не менее, открытость модели может привести к ошибкам ввода исходных данных при недостаточной квалификации аналитика или из-за неправильного понимания структуры программного комплекса. Уровень детализации и автоматизации ввода исходных данных и, как следствие, получающейся финансовой модели инвестиционного проекта уступает Project Expert. Кроме того, пользователь должен иметь в своем распоряжении MS Excel, что увеличивает стоимость информационной системы. Отсутствует возможность формирования текстовой части бизнес-плана и оптимизации параметров проекта с использованием тех или иных математических методов.
ИНЭК-Аналитик
Существуют два основных варианта данной информационной системы: «ИНЭК-Аналитик» – для автоматизации предприятий, основным видом деятельности которых является производство продукции или оказание услуг и «ИНЭК-Аналитик (Т)» – для автоматизации организаций, основным видом деятельности которых является торговля оптовая и розничная.
Программный комплекс «ИНЭК-Аналитик» позволяет подготовить соответствующие российским и международным стандартам инвестиционный проект, план финансового оздоровления, ТЭО кредита, программу реструктуризации предприятия и т.п., включая:
• планирование объемов производства продукции (приобретения товаров) и реализации продукции, товаров, услуг (стоимость, количество, цена) по конкретным покупателям, с учетом остатка продукции и товаров на складе;
• расчет затрат предприятия на производство и реализацию продукции с учетом изменения цен на ресурсы, количества произведенной продукции, норм расхода ресурсов;
• расчет потребности в приобретении основных средств у конкретных поставщиков, а также в реализации ненужного оборудования с автоматическим расчетом амортизационных отчислений;
• планирование доходов и расходов по внереализационным операциям;
• привлечение заемных средств с учетом конкретных кредитных или лизинговых соглашений с банком, органом государственной власти, иностранным инвестором и т.п.;
• расчет налоговых платежей с учетом региональной специфики налогового законодательства;
• управление оборотным капиталом, график погашения кредиторской и дебиторской задолженностей по контрагентам, ввод в действие незавершенных капвложений.
Предусмотрена возможность планировать объемы реализации продукции (товаров, услуг) конкретным покупателям, а приобретение материальных ресурсов (товаров) и основных средств у конкретных поставщиков, в том числе с учетом акцизных и таможенных экспортно-импортных платежей.
Планирование деятельности возможно как в ручном режиме, так и с использованием специального предназначенного для этого модуля, позволяющего задавать в процентах или индексах темпы роста или прироста показателей по конкретному виду продукции, услуг, товара (стоимость, количество, цена), по всему объему предприятия в целом, относительно базового или предыдущего периода.
Программный комплекс «ИНЭК-Аналитик» дает возможность планировать реализацию конкретного вида продукции (приобретение конкретного вида ресурса) в любой валюте с автоматическим пересчетом данных в основную валюту, выбранную при создании варианта.
При разработке бизнес-плана программный комплекс автоматически формирует протокол ошибок, допущенных пользователем, и предлагает способы их устранения.
В процессе разработки бизнес-плана автоматически формируются следующие результирующие таблицы:
• Финансовые результаты.
• Приток и отток денежных средств (Cash Flow) тремя способами: прямым методом, косвенным методом и по видам деятельности.
• Аналитический прогнозный баланс.
• Калькуляция затрат на производство.
• Движение продукции, товаров и материальных ресурсов на складе.
• График привлечения и возврата заемных средств.
• Прогноз баланса и финансовых результатов в стандартах США и стран ЕС (с переводом на английский язык).
Программный комплекс «ИНЭК-Аналитик» позволяет проанализировать и оценивать подготовленный бизнес-план с точки зрения:
• коммерческого риска реализации подготовленного бизнес-плана;
• эффективности капитальных вложений (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости);
• динамики структуры имущества предприятия и источников его формирования; финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, эффективности планируемой деятельности;
• эффективности производства и реализации каждого вида продукции, товара, услуги.
При анализе подготовленного бизнес-плана можно использовать следующие возможности, заложенные в комплекс «ИНЭК-Аналитик»:
• оценивать вероятность реализации бизнес-плана на основе автоматически подготовленного текстового заключения по финансово-экономическому состоянию предприятия на момент реализации бизнес-плана;
• осуществлять детальный анализ подготовленного бизнес-плана на основе рассчитанных аналитических таблиц и графиков.
В программном комплексе имеется возможность определения чувствительности проекта к колебаниям конъюнктуры рынка, внутренних параметров проекта и изменениям макроэкономических условий деятельности:
• ставки дисконтирования, инфляции;
• изменения стоимости приобретаемых основных средств;
• изменения цен поставщиков на товары и материальные ресурсы (сырье, топливо, энергия и т.д.);
• роста заработной платы рабочих основного и вспомогательного производства, управленческого персонала;
• роста постоянных затрат предприятия;
• изменения налогового законодательства;
• изменения цен на реализуемые покупателям продукцию и товары.
Данный программный продукт выделяется из ряда программных средств бизнес-планирования наличием автоматически создаваемого текстового заключения по проекту и формированием ряда рекомендаций, придавая программному комплексу свойства систем искусственного интеллекта. Тем не менее уровень детализации и автоматизации описания параметров инвестиционного проекта уступает Project Expert. Интерфейс ввода данных менее понятен для пользователя и требует дополнительного обучения. Также почти отсутствуют средства оптимизации и формирования портфеля проектов предприятия.
COMFAR
COMFAR III Expert – это программный продукт, разработанный ЮНИДО для проведения финансовой и экономической оценки инвестиционных проектов. Он предоставляет пользователю возможность смоделировать краткосрочную и долгосрочную финансовую ситуацию для промышленных и непромышленных инвестиционных проектов различного вида – новых проектов, проектов реабилитации и расширения, совместных предприятий или проектов приватизации.
После определения типа проекта (промышленный, сельскохозяйственный, инфраструктурный, туризм или горное дело) и уровня анализа (исследование возможностей или технико-экономическое обоснование), программа помогает пользователю ввести и сохранить данные, произвести расчет, воспроизвести на экране, распечатать итоговые таблицы и графики. Позволяет достаточно гибко определять, насколько подробный анализ проекта ему требуется. Менее гибкая модель, COMFAR 2.1, была заменена «открытой» системой, в которой стандартная структура организации данных и денежных потоков может быть изменена в соответствии с потребностями аналитика и проекта.
Основные новые возможности таковы:
• переменный горизонт планирования (до 60 лет);
• переменная структура временных интервалов фазы строительства и фазы начала производства;
• могут быть введены данные по 20 товаром;
• данные могут введены в 20 валютах;
• экономический анализ;
• калькуляция затрат себестоимости по переменным издержкам;
• рост цен/инфляции.
Стандартная структура инвестиционных, эксплуатационных и маркетинговых издержек может быть расширена для ввода подэлементов. Источники финансирования включают акционерный капитал, долгосрочные ссуды, краткосрочные ссуды; возможно определение условий распределения прибыли.
Эти возможности позволяют применять COMFAR III Expert при оценке всех видов инвестиционных проектов: как при анализе инвестиций в малые и средние предприятия, так и при исследовании крупно-масштабных проектов и комплексных производственных объединений, например, химических заводов.
Система COMFAR различает денежные потоки в местной и иностранных валютах, а также позволяет задавать изменения обменных курсов. Ряд стандартных функций дает возможность рассчитать чистый оборотный капитал, обслуживание задолженности, ежегодную амортизацию постоянных активов и сумму налога на прибыль. Пользователь также может выбрать из множества коэффициентов финансовой и экономической оценки те, которые необходимы для оценки проекта. Существует возможность использовать прямые расчеты затрат, распределение косвенных издержек по товарам, а также проводить анализ в постоянных и текущих ценах.
Для финансового (бухгалтерского) анализа COMFAR III Expert создает, основываясь на соответствующих исходных данных, следующие таблицы результатов: итоговую таблицу, инвестиционные расходы, производственные затраты, программу производства и продаж, источники финансирования и обслуживание задолженности, результаты хозяйственной деятельности, в том числе: финансовый денежный поток, дисконтированный денежный поток, отчет о прибыли, балансовый отчет (с коэффициентами), данные по прямым расчетам затрат, прибыльность продукции, финансовые коэффициенты, экономические показатели и анализ безубыточности. Определенные пользователем подэлементы могут быть выведены на монитор и распечатаны в дополнении к перечисленным данным.
Экономический анализ (макроуровень) позволяет пользователю задать теневые цены (чтобы выразить стоимость затрат и результатов проекта в реальных ценах) и рассчитать экономическую норму доходности, добавленную стоимость, последствия обменного курса с учетом или без учета внешних экономических эффектов.
Анализ чувствительности дает возможность показать, как изменяются чистые денежные доходы или колеблется рентабельность инвестиций в зависимости от различных значений основных входных величин проекта (цены продаж, издержки на единицу продукции, объем продаж и т.д.). COMFAR III Expert позволяет оценивать различные сценарии реализации проекта и определять наиболее значимые для проекта переменные. Большое разнообразие графиков также позволяет проанализировать структуру затрат и результатов проекта, например, структуру ежегодной программы производства и продаж или изменяющиеся и оперативные границы и точку безубыточности по объему продаж.
Для оценки проектов в таких секторах экономики, как агропромышленность, горнодобывающая промышленность, инфраструктура и туризм, COMFAR III Expert дает возможность использовать соответствующие форматы ввода данных и таблицы результатов.
Основным недостатком данной информационной системы является ее слабая применимость в условиях российского налогового окружения. Также отсутствуют средства оптимизации параметров проекта. И, наконец, более чем двойная разница в цене по сравнению с конкурентами значительно снижает привлекательность данного программного продукта.
Практическая работа №1
Основы управления проектами
Проект — последовательность задач, реализующая поставленную цель в установленные сроки и в рамках выделенных ресурсов.
Задача— работа, характеризующаяся временем выполнения, потребностью в ресурсах и условиями, при которых она может выполняться. Работы, выполняемые одновременно, называют параллельными.
Ресурсы — работники, специалисты, машины и оборудование, материалы, денежные средства, необходимые для выполнения проекта и подконтрольные менеджеру проекта.
Смета — документ, определяющий величину запланированных затрат на осуществление проекта в целом и в разрезе основных групп работ.
Сетевой план — документ, предписывающий сроки начала и завершения каждой работы, предусмотренной проектом, и назначение ресурсов на работы. Составляется в форме, позволяющей установить множество параллельных работ на любую дату. Как правило, для этой цели используется график Ганта.
Финансовый план — документ, определяющий сроки и источники финансирования затрат, предусмотренных проектом. Разрабатывается на основе согласованного плана выполнения проекта, его сметы, договоров с инвесторами и кредиторами.
Управление проектом — организация выполнения проекта в установленные сроки и в рамках выделенных ресурсов.
Цель управления проектом состоит в рациональном распределении имеющихся ресурсов для выполнения проекта в установленные сроки и в рамках выделенных ресурсов.
Качество управления проектом оценивается по следующим критериям, расположенным в порядке убывания значимости:
· чистая текущая стоимость проекта;
· срок сдачи проекта в эксплуатацию;
· затраты на реализацию проекта;
· своевременность финансирования и поставок;
· равномерность загрузки ресурсов;
· соблюдение запланированных сроков выполнения работ;
· отношения в трудовом коллективе,
· взаимоотношения с подрядчиками, инвесторами и другими партнёрами.
На практике главным критерием обычно признаётся срок сдачи проекта в эксплуатацию.
Управляя проектом, менеджер должен принимать во внимание многочисленные разнородные факторы, например:
· технологическую последовательность работ;
· обеспеченность работ ресурсами;
· возможность привлечения дополнительных ресурсов;
· режим работы руководителей, специалистов, рабочих и служащих;
· возможность сверхурочной работы и сопряжённые с ней затраты;
· своевременность финансирования;
· согласованность во времени присутствия на рабочих местах работников, наличия необходимых ресурсов;
· своевременность доставки материалов;
· риски и неопределённости;
· потери, возникающие в случае отставания реализации проекта от графика;
· отношения в трудовом коллективе, деловые качества руководителей и специалистов, их мнения по вопросам выполнения проекта.
Без компьютерной поддержки менеджер, управляя проектом, может надеяться лишь на интуицию и на благоприятное стечение обстоятельств. Такой подход может оправдать себя, если проект предусматривает выполнение десятков работ. Если же речь идёт о десятках тысяч, провалы неизбежны даже в деятельности самых талантливых менеджеров.
Менеджер проекта несёт ответственность за своевременную сдачу проекта в эксплуатацию, за соблюдение сметы проекта, за качество составления, за выполнение сетевого плана и плана финансирования, за рациональную загрузку используемых ресурсов, за своевременность и точность информации, предоставляемой всем участникам проекта.
Процесс управления проектом подразделяется на три основных этапа:
· планирование;
· мониторинг;
· анализ.
На этапе планирования менеджер определяет смету проекта, составляет сетевой план, а на его основе формирует финансовый план и планирует дата сдачи проекта в эксплуатацию. План проекта должен быть утвержден заказчиком и согласован с партнерами.
На этапе мониторинга менеджер должен обеспечить соблюдение сетевого плана и плана финансирования в условиях неопределённости и быстро меняющихся внешних условий, а при угрозе существенного отклонения от планов — своевременно представить информацию об этом руководству проекта, предложить и аргументировать конкретные решения, подготовить проекты соответствующих документов и соглашений. Это наиболее напряжённый этап деятельности менеджера.
На этапе анализа менеджер подводит итоги выполнения проекта, выявляет резервы сокращения продолжительности работ и размеров затрат, изучает допущенные ошибки и просчёты и предлагает мероприятия, позволяющие избежать их в будущем, готовит соответствующие предложения руководству своей компании и её партнёрам.
Управление проектами заключается в составлении плана и отслеживании выполнения работ по нему. Соответственно, чем лучше план проекта, чем более аккуратно он составлен, тем легче потом выполнять проектные работы и удачно завершить проект.
Чтобы хорошо планировать, нужно, в первую очередь, хорошо представлять себе, что такое проект и из каких элементов состоит его план.
Что такое проект?
Деятельность любой организации состоит из выполнения операций и проектов. И те и другие имеют много общего, например, выполняются людьми и на их выполнение выделяются ограниченные ресурсы.
Главное отличие операций от проектов заключается в том, что операции идут постоянно и повторяются, тогда как проекты временны и уникальны. Исходя из этого, проект определяется как временное усилие, предпринятое для создания уникального продукта или услуги. «Временное»означает,что каждыйпроект имеет точно определенные даты начала и окончания. Говоря об уникальности продукта или услуги, мы подразумеваем, что они имеют заметные отличия от всех аналогичных продуктов или услуг1.
Проекты предпринимаются на любых уровнях организации, и в них могут быть вовлечены как несколько человек, так и несколько тысяч. Проекты могут быть разной длительности: некоторые продолжаются менее ста часов, другие – более миллиона. Проект может вовлекать один отдел организации, а может и выходить за ее пределы, как в случаях совместных предприятий и партнерства. Проекты могут осуществляться в любой области деятельности. Так, проектами могут быть и проектирование транспортного средства, и разработка информационной системы, и проведение предвыборной кампании, и постройка здания, и подготовка номера журнала.
Проектный треугольник
Как мы уже знаем, большинство проектов имеют определенную дату окончания, бюджет и объем работ. Это трио времени, денег и объема часто называют проектным треугольником, потому что при внесении изменений в один из этих элементов меняются оба других. И хотя для проекта в равной степени важны все три элемента, как правило, только один из них в зависимости от приоритетов имеет наибольшее влияние на другие (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Проектный треугольник
Например, если вы решите изменить план проекта, укоротив расписание, то возрастет стоимость проекта(если вы решите привлечь дополнитель