Природопользования и охраны окружающей среды
Осуществляемые в экономике России рыночные реформы оказали влияние на все сферы деятельности общества, в том числе и на область природопользования. Принятые в начале 90-х гг. правовые акты в сфере природопользования и охраны ОС сформировали новые отношения в этой сфере. Современные экономисты Т. Хачатуров, К. Гофман, Н. Лукьянчиков, В. Папиров и другие предложили методологические подходы, позволяющие использовать экономические инструменты для регулирования природопользования.
Экономический механизм природопользования должен быть ориентирован на условия перехода экономики России к рыночным отношениям с учетом экологических факторов, являться частью целостной системы управления экономикой и быть направлен на создание экологически безопасных условий для жизни людей, сохранение природной среды и рациональное использование природных ресурсов.
Формирование экономического механизма природопользования в новых условиях хозяйствования осуществлялось по следующим направлениям:
– нормативно-правовому обеспечению экономического регулирования природопользования и охраны ОС;
– установлению экологических ограничений по территориям и экосистемам, в рамках которых может осуществляться развитие и размещение производительных сил, а также экономической ответственности природопользователей за нарушение этих ограничений;
– созданию системы платежей за природопользование и загрязнение ОС и учету экологических факторов при ценообразовании, налогообложении, кредитовании хозяйственной деятельности;
– упорядочению источников финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережению природных ресурсов;
– разработке методов эколого-экономической оценки целесообразности хозяйственных, в том числе природоохранных мероприятий.
Сущность данных направлений заключается в следующем. В качестве экологических ограничений по отдельным видам природных ресурсов устанавливаются предельно допустимые нормативы их использования (изъятия), а также выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов исходя из экологических, санитарно-гигиенических и других требований.
На период достижения предельно допустимых нормативов действующими предприятиями устанавливаются временные лимиты природопользования с учетом экологической обстановки, видов используемого сырья, технического уровня производства и природоохранного оборудования, проектных показателей, особенностей технологического режима работы, экономических возможностей предприятия и других факторов. Временные лимиты природопользования представляют собой объемы, режимы и другие параметры использования (изъятия) природных ресурсов, а также выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, установленные предприятиями на определенный период. Сроки действия лимитов и достижения предельно допустимых нормативов определяются с учетом реализации федеральных и территориальных природоохранных программ.
Лимиты по природным ресурсам, имеющие межгосударственное и межрегиональное значение, и по выбросам веществ, учитываемых при трансграничном загрязнении ОС, устанавливаются на договорной основе между РФ и странами СНГ, РФ и субъектами РФ с учетом международных обязательств России.
Система платного природопользования и налогообложения должна стимулировать природоохранную деятельность предприятий, организаций и регионов, а также обеспечивать формирование централизованных (федеральных, территориальных) источников финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов.
В эту систему входят:
– плата за природные ресурсы, включающая плату за право пользования природными ресурсами и плату по возмещению затрат государства на осуществление мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;
– компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью предприятия;
– платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду;
– дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии;
– штрафы и экономические санкции за нарушение правил и норм рационального природопользования;
– льготы по налогообложению предприятий-природопользователей, осуществляющих природоохранные и ресурсовосстановительные мероприятия;
– амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям.
Нормативы платы за право пользования природными ресурсами устанавливаются на основе данных государственного учета и кадастров соответствующих видов природных ресурсов с учетом различий в качестве, естественной продуктивности, местонахождений и условий использования этих ресурсов. Нормативы платы по возмещению затрат на осуществление мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов определяются по возобновимым природным ресурсам исходя из затрат на их воспроизводство и охрану; по невозобновляемым природным ресурсам – исходя из затрат на их выявление, оценку и подготовку к использованию.
Платежи за природные ресурсы поступают в местные, региональные и федеральный бюджеты и направляются на воспроизводство и охрану, повышение продуктивности природных ресурсов, проведение мероприятий по компенсации ущерба, причиненного в результате использования природных ресурсов, социальное развитие территорий. Платежи за выбросы загрязняющих веществ в природную среду являются экономическим рычагом накопления и перераспределения средств в целях их наиболее эффективного использования преимущественно предприятиями-природопользователями для выполнения природоохранных мероприятий. Эти платежи также направляются в местные, региональные и федеральные бюджеты.
Налоговые льготы включают: уменьшение налогооблагаемой базы с учетом средств, направляемых на осуществление природоохранных мероприятий; льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, а также приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды, осуществляющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и пусконаладочные работы по природоохранным объектам.
Для упорядочения источников финансового обеспечения природоохранной и природосберегающей деятельности за счет вышеназванных платежей создаются целевые экологические фонды и фонды охраны и воспроизводства природных ресурсов. Целесообразно также создавать экологические фонды на предприятиях, источниками для которых могут стать: амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам; кредиты, субсидии территориальных экологических фондов (банков) на снижение вредных воздействий на ОС выбросов предприятия; доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда; часть прибыли предприятия, используемая для финансирования природоохранной деятельности; другие источники.
Источниками средств территориальных экологических фондов являются платежи предприятий за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду, доходы от выпуска природоохранных займов, субсидии из бюджетов, целевые местные налоги, добровольные взносы, проценты за предоставленные кредиты. Распределение средств фондов между местными, территориальными и федеральным уровнями регулируется соответствующими правовыми актами.
Территориальные экологические фонды создаются на уровне субъектов РФ, наиболее крупных городов с целью накопления и эффективного использования средств на финансирование природоохранных и оздоровительных мероприятий. Экологические фонды должны обеспечивать основной объем финансирования и выполнения работ по охране и рациональному использованию природных ресурсов и нести за это полную ответственность.
На федеральном уровне обеспечивается разработка и реализация централизованных государственных программ, а также установление принципов осуществления децентрализованных экологических программ, включая экономические регуляторы и льготы, отнесенные к компетенции федеральных органов, и суммы, выделяемые из федерального бюджета. На финансирование отдельных крупных природоохранных предприятий федерального, межрегионального и территориального характера выделяются средства федерального бюджета.
Основные положения изложенной выше концепции реализованы на первом этапе реформ в 1991–1993 гг., когда были подготовлены и задействованы экономические рычаги и стимулы, с помощью которых можно использовать резервы по улучшению экологической обстановки в стране без привлечения значительных затрат:
– повсеместно введены платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду;
– расширена и усовершенствована система платежей за природные ресурсы;
– подготовлена база по обеспечению льготного налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на реализацию природоохранных мероприятий;
– создана разноуровневая система экологических фондов (Федеральный и территориальные экологические фонды);
– сохранена система государственного заказа на реализацию природоохранных мероприятий в зонах экологического бедствия и в районах с напряженной экологической обстановкой;
– обеспечено привлечение иностранных инвестиций в природоохранную сферу;
– обеспечено обязательное проведение государственной экологической экспертизы по всем вопросам, связанным с воздействием на природную среду.
С 1994 г. начинают внедряться предложения, направленные на совершенствование налоговой, кредитной и инвестиционной политики, усиление рыночных регуляторов рационального использования природных ресурсов и охраны ОС по следующим направлениям:
– совершенствование учета и социально-экономической оценки природных ресурсов;
– применение льготного кредитования и субсидирования предприятий, эффективно осуществляющих выполнение природоохранных мероприятий;
– учет экологического фактора при осуществлении приватизации;
– расширение кредитной формы финансирования природоохранных мероприятий из экологических фондов;
– развитие лицензирования в сфере природопользования;
– внедрение оценочных, аудиторских и страховых услуг.