Общая схема таблиц «Затраты-выпуск» представлена в таблице.
При составлении таблиц «Затраты-выпуск» используются классификаторы видов экономической деятельности, отраслей и продуктов (ОКВЭД) и (ОКПУД).
В таблицах выделяются три блока так называемых квадрантов. В I и II квадрантах отражаются соответственно промежуточный (производственный) и конечное потребление, в III квадранте — добавленная стоимость по отраслям производства.
Межотраслевой региональный баланс
Модель предназначена для комплексной социально-экономической оценки различных мероприятий в хозяйстве субъектов Федерации, что позволяет выбирать меры регулирующей политики, направленной на стимулирование производства, занятости и доходов. Межотраслевая модель региона представляет собой конструкцию, основанную на известной межотраслевой модели Леонтьева, включает в настоящее время ограниченное число отраслей (порядка двух десятков). В ней описываются как материально-вещественные взаимосвя зи производства и потребления продукции и ресурсов, так и финансовые взаимосвязи региона. Кроме того, моделируется воздействие энергетических тарифов на объемы производства отраслей тяжелой промышленности, а также на спрос на электроэнергию и тепло всех отраслей материальной сферы хозяйства области. Все показатели модели, описывающие реальный сектор производства, а также потребление продукции, определяются в фактически действовавших среднегодовых ценах конечного потребления, что обусловлено использованием в качестве основного источника информации межотраслевого баланса производства и распределения продукции, который составляется именно в таких измерителях. Расчет финансовых показателей осуществляется в номинальных ценах. Это связано с тем, что в конкретных расчетах может моделироваться изменение цен (например, тарифов на электроэнергию и тепло) для определения реакции реальных (объемных) показателей экономики. Тогда изменение указанных показателей (их физических объемов) оценивается в неизменных, или реальных, ценах, а изменение фактической выручки, прибыли и некоторых других показателей — в фактически задаваемых (моделируемых) ценах, которые и называются номинальными.
Логика работы модели такова. Изменение структурных элементов конечного спроса ведет к сдвигам в динамике и структуре этого агрегатного показателя. Так, если возрастают инвестиции, то на определенную величину увеличиваются и ввоз товаров, и их производство внутри района. Возрастают и объемы услуг в регионе — за счет дополнительного строительства, транспорта, торговли. Приросты выпуска продукции в указанных отраслях в свою очередь еще более увеличивают спрос на нее, а также на услуги и производственные ресурсы. Все указанные производственные цепочки учитывает модель. Рост производства, как правило, означает увеличение заработной платы и налогов. Заработная плата в материальной сфере, а также часть налоговых поступлений, идущая на оплату труда работников бюджетной сферы, «превращаются» в спрос населения на потребительские товары и услуги. Другая часть налогов идет на оплату закупок энергии, топлива, других материальных издержек бюджетных организаций. Таким образом, дополнительно воз растает спрос на товары и услуги потребительского и не потребительского назначения, что дает дополнительный импульс производству с включением всех описанных производственных взаимосвязей. Одновременно имеется возможность дать комплексную оценку воздействия какого-либо мероприятия на экономику региона, включая отслеживание изменения таких важнейших показателей уровня развития региона, как объем производства, доходов и потребления населения, объем ВВП (добавленной стоимости), налоговых выплат и поступлений в бюджетную систему территории, совокупный объем прибыли.
Финансовые ресурсы регионов
Финансовые ресурсы региона состоят из внутренних и привеченных ресурсов. Внутренние финансовые ресурсы включают: - ресурсы предприятий и организаций, расположенных в регионе - охватывают чистую прибыль, амортизационные отчисления, доходы от акций и других видов ценных бумаг. - средства населения – это часть денежных доходов, остающаяся после вычета расходов на личное потребление и уплаты налогов. - доходы регионального бюджета формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов. - средства внебюджетных фондов, остающиеся на территории региона.
Сопоставление величины собственных бюджетных средств региона с основными направлениями их расходования позволяет оценить финансовое положение региона и его возможности в решении социально-экономических задач. В целях повышения бюджетной обеспеченности региона определяется возможность увеличения его финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств. К заемным средствам относятся банковские и бюджетные ссуды, бюджетные ассигнования, облигации региональных займов. Источниками привлеченных средств являются долевой капитал сторонних инвесторов, средства внебюджетных фондов, а также средства федерального бюджета в форме трансфертов, дотаций, субвенций. Основой расширения масштабов привлечения ресурсов может служить пакет эффективных проектов и бизнес-планов строительства новых и модернизации действующих предприятий.