Управление текущей дебиторской задолженность
Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолженность юрид. и физ. лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов п/п, которое возникает в ходе нормального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года.
Формирование алгоритмов такого упр-я текущей дебиторской задолженностью, определяемое как кредитная политика предприятия по отношению к покупателям продукции, осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде –оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности п/п, а также эфф-ти инвестированных в нее финансовых ресурсов. Для оценки ур-ня ДЗ исп-ся след.показатели:
а)Коэфф-т отвлечения об-х а-в в текущ. ДЗ за тов, работы и услуги.
где Д3В – сумма тек. ДЗ покупателей, оформленной векселями; ЧРСдз – сумма чист. реализац-й ст-ти ДЗ (сумма уменьш-я на сумму резервов сомнит. долга); РСД – сумма резерва сомнит-х долгов; OA – общ. сумма ОА п/п.
б) Коэф-т возможн инкассации текущ.ДЗ за тов, раб. и усл.
в)Ср.период инкас-ции:
ОО – сумма однодневного оборота по реал-ции .
Сумма эффекта, полученного от инвест-ия средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями (Эдз): Эдз = Пдз – ТЗдз – ФПдз ,, где Пдз – дополнит. прибыль п/п, получен. от увелич-я объема реализации прод. за счет предоставл-я кредита; ТЗдз – текущ. затраты п/п, связан. с организацией кредитования покупат-й и инкасс-ей долга; ФПдз – сумма прямых финанс-х потерь от невозврата долга покуп-ми.
Коэфф-т эфф-ти инвестир-я средств в текущ ДЗ.
Эдз – сумма эффекта, полученного от инвест-ния средств в текущ.ДЗ; ДЗрп – ср. остаток текущ.ДЗ по расчетам с покуп-ми.
2. 2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции.Реализация продукции в большинстве стран осуществляется в кредит. В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит (в товарной или потребительской); б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит(консервативный, умеренный и агрессивный)
3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому)и потребительскому кредиту.Необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции. Необходимой суммы оборотного капитала направляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле: ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит; КС/Ц–коэффициент соотношения с/с и цены продукции, выраженный десятичной дробью; ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях; ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
4. Формирование системы кредитных условий.В состав этих условий входят следующие элементы: срок предоставления кредита (кредитный период); размер предоставляемого кредита (кредитный лимит); стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию); система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5.Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность, кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности.В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности.Формы управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции форфейтинг.
8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является Система ABC применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию А включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды текущей дебиторской задолженности; в категорию В – кредиты средних размеров; в категорию С – остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия.