Государственное регулирование кризисных ситуаций: аналитическая основа, роль государства, методы государственного регулирования.
В связи с тем что рынок конкурирующих продавцов является лучшим способом эффективной организацией производства и распределение товаров и услуг, конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, а регулирующее воздействие государства, где необходимо.Этот основной принцип государственного регулирования экономики, связанных с недостатком, «провалов» рынка как экономического механизма остается правильным принципом и в аку. Однако в кризисных ситуациях необходимо увеличение роли государства. В частности в период кризиса распределение благ становится более важным и пособие по безработице стараются увеличить смягчая негативные последствия кризиса. Государство выступает в качестве заказчика по отношению к частному сектору, покупателем товаров и услуг, что придает рынку стабильность в кризисные времена. Государство должно создавать правовую систему, гарантирующую силой закона предупреждение разрушительных конфликтов.
Методы:1)Административные (правовое): техническое регулирование, стандарты, нормативные требования к качеству продукции, сертификация, ограничения и запреты по выпуску продукции, установление фиксированных цен на товары и услуги, квотирование внешнеторговых опреций. Не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти.
2)Экономические (включая мероприятия в рамках денежно-кретитной и налогово-бюджетной политики). Инструментами Дкполитики являются:изменение ставки рефенансирования, изменение норм норм обязательного резервирования для комерческоких банков, выпуск или выкуп краткосрочных финансовых обязательств, изменение условие потребительского, ипотечноого кредитования. Налогово-бюджетная полтика представляет собой регулирование с помощью гос бюжета и нологооблажения . Включает варьирование объема госзакупок, сижение ЗП гослужащих, объемы гос.кап.вложений, налоговых ставок, правил и норм амортизации основного капитала
Основные направления государственного регулирования в разрешении кризисных ситуаций в организациях.
Выделяют следующие направления:
· совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
· оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям, прежде всего в банковской сфере, ВПК и др.;
· приватизация и ликвидация предприятий-должников;
· совершенствование деятельности арбитражных судов и повышение действенности судебных приставов;
· создание эффективного института арбитражных управляющих – саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы антикризисного управления
• Конституция Российской Федерации
• Гражданский кодекс РФ
• Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ с изменениями и дополнениями
• Налоговый кодекс РФ
• Трудовой кодекс РФ
• Арбитражный процессуальный кодекс РФ
• Федеральный закон об акционерных обществах от 26 декабря 1995 года №208 с изменениями и дополнениями
Целью антикризисного управления является устранение возможности банкротства предприятия, однако в случае неэффективности его дальнейшего функционирования должны быть регламентированы процедуры банкротства. В связи с этим большую роль играет совершенствование законодательной базы о несостоятельности организации.
Действующее законодательство 2002 года с изменениями и дополнениями, по мнению экспертов, является более сбалансированным, чем закон, действующий до него, дает больше возможности сохранить предприятие, одновременно защищая кредитора. До марта 2004 года управление системой финансового оздоровления в России осуществлялось федеральной службой по финансовому оздоровлению РФ, указом президента РФ от 9 марта 2004 года о системе и структуре исполнительной власти, а функции были возложены на федеральную налоговую службу, министерство финансового развития, федеральное агентство по управлению рос. имуществом.
Новый курс» Ф. Рузвельта по выводу американской экономики из кризиса 30-х годов XX века.