Налоговые органы в сфере финансового контроля
Важная роль в системе органов государственного вневедомственного финансового контроля принадлежит налоговым органам, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве.
В соответствии со статьей 80 Общей части Налогового кодекса налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.
Согласно Общей части Налогового кодекса к налоговым органам относятся – Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.
Ведущее место в системе налоговых органов занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (в дальнейшем – МНС). Остановимся подробнее на характеристике данного министерства и его полномочиях в сфере финансового контроля.
МНС осуществляет свою деятельность в соответствии с Общей частью Налогового кодекса. Основными задачами МНС являются:
осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;
осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;
учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет;
разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;
предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;
подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;
принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.
Налоговые органы контролируют правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты налоговых платежей; ведут учет налогоплательщиков и обеспечивают поступление налогов в бюджет; взыскивают недоимки по налогам, обеспечивают взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Для реализации своих функций налоговые органы организуют проверку необходимых документов, наделяются правом обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов. В случаях, установленных Налоговым кодексом, имеют право приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банке. При проведении выездной налоговой проверки, налоговые органы могут изымать документы плательщика (иного обязанного лица). МНС обладает и другими полномочиями, перечень которых определен в пункте 6 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь.
Органы Министерства финансов в сфере финансового контроля
Органом, осуществляющим государственный вневедомственный контроль, является Министерство финансов Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь (в дальнейшем – Минфин) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Значительное место в деятельности Минфина занимают контрольные полномочия.
Минфин осуществляет многогранную контрольную деятельность: в процессе составления проекта республиканского бюджета; при рассмотрении проектов финансовых планов министерств, других республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных комитетов, предприятий, объединений, организаций и учреждений; в процессе исполнения республиканского бюджета; при поступлении доходов и их расходовании по целевому назначению из средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, исполкомами, предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями.
Финансовый контроль возложен на департаменты, управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданное в его структуре Главное контрольно-ревизионное управление (далее – ГКРУ), которое осуществляет два вида финансового контроля – государственный вневедомственный и ведомственный финансовый контроль. К основным задачам ГКРУ и его органов на местах в области вневедомственного финансового контроля относятся:
контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств, выделенных из бюджета, государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов; проведение ревизий по постановлениям (письменным обращениям) органов предварительного следствия или на основании судебного акта на объектах, не находящихся в подчинении Министерства финансов.
В сфере ведомственного контроля основными задачами данного управления являются осуществление совместно с другими подразделениями Минфина, финансовыми управлениями областей и г. Минска контроля за работой финансовых органов республики по составлению и исполнению бюджета, финансово-хозяйственной деятельностью органов и организаций системы Минфина; разработка методологии организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также контроль за состоянием ведомственного контроля в республике. ГКРУ и его органы на местах имеют право:
проверять в ревизуемых субъектах всю денежную и бухгалтерскую документацию, проводить ревизии и проверки фактического наличия денежных средств, материальных ценностей, государственного имущества, ценных бумаг; требовать от руководителей проверяемых субъектов проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, а также драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии; опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы и иные места хранения материальных ценностей; изымать подлинные документы с оставлением в делах акта изъятия и копии или реестра изъятых документов; привлекать специалистов для проведения проверок (ревизий); получать от банков, небанковских финансово-кредитных организаций в предусмотренных законодательством случаях и порядке сведения об операциях и состоянии счетов проверяемых субъектов, а от других органов и организаций, справки и копии документов по расчетам с этими субъектами и другую информацию о взаимоотношениях с проверяемыми субъектами; получать от должностных лиц и иных работников письменные и устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок (ревизий); проводить встречные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с проверяемыми субъектами; давать обязательные для выполнения должностными лицами проверяемых субъектов предписания по устранению нарушений законодательства, возмещению вреда и др.