Бизнес-среда предприятия и управление развитием бизнеса

Внешняя и внутренняя финансовая среда организации. Предпринимательские риски и их классификация

Любое предприятие находится и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие находится состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды являются неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

Внешняя среда предприятия — это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: В условиях переходной экономики России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

Внешнюю среду подразделяют на:

· микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

· макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, ее культура и ресурсы, в составе которых главная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.

К основным переменным в организации относятся: цели; структура; задачи; технология; люди.

Предпринимательство – это специфическая экономическая функция фирмы, осуществляемая одним или несколькими людьми (предпринимательской командой), заключающаяся в поиске и реализации новых рыночных возможностей для создания конкурентных преимуществ и увеличения стоимости бизнеса. Для создания новой стоимости необходимы: инициатива, ответственность, комбинирование факторов производства (управление ресурсами), новаторство, риск.

Предпринимательский риск – любое событие, вероятность которого можно оценить, вследствие которого прогнозируемые денежные потоки предприятия могут отличаться от ожидаемых. Доходы, с учетом рисков, должны как минимум превышать стоимость капитала, необходимого для покрытия рисков. Одна из современных классификаций рисков следующая. Рыночный риск – связан с изменением рыночных цен, процентных ставок, валютных курсов, стоимости ценных бумаг и пр. Кредитный риск – вызывается неисполнением дебитором или заемщиком своих обязательств. Операционный риск – связан с неадекватностью внутренних процессов и систем, либо внешних событий (в т.ч. с оппортунистическим поведением агентов). Риск объема бизнеса – возникает из-за изменения динамики спроса/предложения и конкуренции и представляет собой зависимость финансового состояния фирмы от их колебаний.

Для эффективного управления рисками необходима четкая система сбора и обработки информации о рисках. Наглядной формой служит сигнальная карта, на которой показываются риски (разбитые по категориям и суммам), характерные для каждой бизнес-единицы, и выводится общий показатель доходности к риску.

ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Наши рекомендации