Тема 5. Природно-ресурсный потенциал России.
Природно-ресурсный потенциал территории: понятие, классификация природных ресурсов и их экономическая оценка. Ресурсы минерального сырья. Оценка потенциала земельных и водных ресурсов. Проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала. Современные тенденции в использовании природных ресурсов при переходе на рыночные отношения.
Инвестиционные ресурсы региона: понятие, классификация и политика их формирования. Обоснование потребности в инвестиционных ресурсах. Оптимизация стоимости и структуры формируемых инвестиционных ресурсов.
Материальные ресурсы региона как экономическая база социально-экономического развития.
Трудовые ресурсы территории: понятие, их состав и оценка. Экономически активное население. Занятость населения, ее структура по отраслям и сферам приложения труда. Рынок труда в регионе, оценка его состояния. Социальная инфраструктура в системе формирования трудового потенциала региона.
Цель.При изучении данной темы необходимо выявить понятие, классификация природных, инвестиционных, материальных и трудовых ресурсов.
В результате изучения темы студент должен уметь обосновать потребности в инвестиционных ресурсах, провести оценку состояния рынка труда и трудового потенциала региона.
Рекомендуемая литература: (6).
Примерный план контрольной работы
1. Природно-ресурсный потенциал территории.
2. Инвестиционные ресурсы региона.
3. Материальные ресурсы региона как экономическая база социально-экономического развития.
4. Трудовые ресурсы территории: понятие, их состав и оценка.
5. Рынок труда в регионе, оценка его состояния. Социальная инфраструктура в системе формирования трудового потенциала региона.
Тесты.
Какое из нижеприведенных соответствует правильному понятию «регион»?
а) регион – это территориально-хозяйственное сочетание, которое отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;
б) регион возникает на базе нескольких городов и создает значительную зону урбанизации;
в) регион – это территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда;
г) регион – это значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций.
Какое из нижеприведенных соответствует правильному понятию регион как квазикорпорация?
а) это относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики;
б) это крупный субъект собственности и экономической деятельности;
в) это подсистема информационного общества;
г) это общность людей, живущих на определенной территории, объединенных системой расселения, здравоохранения, образования и т.д.
Какие показатели используются для расчета индекса человеческого развития?
а) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, прожиточный минимум на душу населения, покупательная способность денежных доходов населения;
б) обеспеченность населения товарами длительного пользования, обеспеченность населения жильем, уровень средней заработной платы;
в) реальный объем ВВП в расчете на душу населения, достигнутый уровень образования, ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
г) индекс грамотности, коэффициент Джини, обеспеченность населения продуктами питания.
Какие главные факторы влияют на социально-экономическое развитие региона?
а) общеэкономические, научно-технические, демографические;
б) рыночный, конкурентный, производственный;
в) общеполитические, природно-экологические, демографические.
Какие факторы по вашему мнению относятся к «либеральным»?
а) наличие развитой социальной инфраструктуры, система налогообложения, наличие сырья;
б) стабильность политической ситуации, стабильность общественного климата, качество системы образования;
в) обеспеченность ресурсами ТЭК, обеспеченность земельными ресурсами, обеспеченность водными ресурсами;
г) экономико-географическое положение, стоимость перевозок, наличие коммуникаций.