Понятия стратегии и концепции. Проблемы терминов. Классификация стратегий.
В настоящее время в научной литературе не сформированы общие определения для основных категорий стратегического планирования, понятие стратегии трактуется широко. Участники стратегического процесса наряду с понятием «стратегия» используют понятие «концепция». Различные определения категорий стратегического планирования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Категории стратегического планирования | ||
Стратегия | Концепция | |
1. Стратегия – совокупность действий, осуществляемых над элементами планируемой системы с целью изменения их функциональных характеристик или над элементами ее внешнего окружения с целью изменения внешних условий функционирования [11] | 1.Общая, вербальная модель, определенный способ понимания и трактовка явления, процесса, основная точка зрения на предмет [5]. 2.Прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития города, основные положения местной социально-экономической политики в разрезе ее отдельных составляющих и средства реализации поставленных целей. Включает в качестве составляющей основные положения стратегии [5]. | |
2.Стратегия - инструмент реализации государственной региональной политики, отражающей основные направления развития страны в целом, что предполагает приведение в действие потенциала регионов для решения важнейших государственных вопросов [3]. | ||
3.Стратегия - план. (Стратегия как план поднимается до фундаментальных вопросов познания: каким образом возникают у человека намерения и что на самом деле они представляют) [2]. | ||
4.Стратегия - ловкий прием. (Погружает в область прямой конкуренции, где в ходу различные угрозы и маневры, широко применяемые для достижения победы) [4]. | ||
5. Стратегия - принцип поведения. (Фокусирует внимание на действии, напоминая, прежде всего, о том, что любая концепция мертва вне ее осуществления) [2]. | ||
6. Стратегия - позиция. (Ориентирует на рассмотрение объекта планирования в его реальной среде, включающей в себя конкурентные процессы) [2]. | ||
Литература
1. Медынский В. Г. , Инновационный менеджмент, М. - 2002. - 360 с.
2. Минцберг Г. Стратегический процесс, СПб. – 2001.- 688 с.
3. Парсаданов Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны, М. – 2001. – 315 с.
4. Родионова В. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.- М.: РИОР, 2003. – 81 с.
5. Перфильев С. В. «Принципы формирования стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований»//Вестник РГРТА. - Рязань, 2003.- Вып.13.-с. 91-97.
Неопределенность и множественность определения понятия «стратегия» приводит к множественности вариаций и видов стратегий и, как следствие этого, – к различным по определению их целям и предметам регулирования (таблица 2).
Таблица 2
1№ | Виды стратегии | Определение | Цели разработки |
Стратегия социально-экономического развития | Система мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти, направленная на обеспечение социально-экономического развития региона, при учете государственной политики РФ | • Определение приоритетных направлений и целей развития региона (регион может не совпадать с границами субъекта РФ) на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет); • Оценка потенциала социально-экономического развития региона; • Взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития региона; • Обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и общественных организаций. • Обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов государственной власти. | |
Стратегия устойчивого развития | Долгосрочный стратегический план действий, направленный на решение приоритетных местных проблем в области устойчивого развития. | Решение приоритетных местных проблем в области устойчивого развития | |
3.3 | Стратегия развития промышленности | Преобразующие меры воздействия на промышленность в соответствии с общими тенденциями и направлениями, намеченной политикой | Немонетарные цели: показатели улучшения качества жизни, экологического благополучия, развития отраслей рекреации, туризма, отдыха (именно эти показатели определяют устойчивое развитие региона). Монетарные цели: повышение уровня экономического развития (ВРП), уровень потребления благ на душу населения, уровень производительности труда |
Стратегия реформирования государственной службы | Стратегический документ, разрабатываемый в целях ускорения адаптации государственной службы и масштабов деятельности государства в сфере экономики к условиям рынка | Ускорение адаптации государственной службы и масштабов деятельности государства в сфере экономики к условиям рынка, связанная с сокращением и внесением в деятельность государственных органов принципиальных структурных и организационных изменений | |
55. | Научно-техническая стратегия | Долговременный курс научно-технической политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий формирование крупномасштабных целей в области науки и техники. | Крупномасштабные цели в области науки и техники |
66. | Стратегия вертикальной интеграции | Нет четкого определения | Более тесное сотрудничество с вышестоящими (обратная интеграция) или нижестоящими уровнями управления (прямая интеграция); согласование развития интересов города и региона |
77. | Стратегия кластерного управления | Нет четкого определения | Формирование и поддержание связанных групп (кластеров) конкурентных предприятий или целых отраслей |
88. | Центральная инновационная стратегия (инновационная стратегия на государственном уровне) | 1. Способ содействия развитию народного хозяйства, когда на внешние условия функционирования предприятия (учреждения) и внутренний механизм оказывается такое воздействие, которое позволяет ускорить техническое развитие и тем самым повысить уровень экономической эффективности. 2. Система долговременных концептуальных установок распределения ресурсов между траекториями инновационного развития-системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования, включающая научно-технический, организационный, мотивационный и материально-финансовый механизмы обеспечения | Создание наиболее благоприятных условий технического и хозяйственного развития, концентрация усилий разработчиков инновации на вариантах решения, которые не противоречат принятой стратегии, отбросить в сторону все другие варианты. |
99. | Бранд-стратегия | Комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брандов на рынке | Создание положительного имиджа объекта стратегического планирования |
Инвестиционная стратегия | Искусство руководства развитием воспроизводства, науки, культуры, здравоохранения и других сфер деятельности государства в соответствии с возможностями и имеющимся инвестиционным потенциалом. Это долговременная политика в перечисленных выше сферах. | • изучение и обнаружение признаков технологического старения выпускаемой (создаваемой) продукции и поиск альтернативных возможностей обновления производства; • определение смены фаз цикла спроса на рынке с целью пересмотра стратегии. |
Требование к стратегии СЭР субъекта РФ.
Освоение материала по данному разделу основано на изучении приказа Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 года № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ».
Тема 5. Потенциал территории. Финансовый потенциал региона.
План
1. Потенциал территории как категориальное понятие
2. Финансовый потенциал региона