Создание сети агитаторов. Основные подходы
Существует несколько подходов к созданию сетей агитаторов.
1 подход. Клеятся объявления в которых объявляется о временной работе на выборах и даются контактные телефоны штаба. Позвонивших, если они соответствуют по возрасту, месту проживания или по иным сформулированным штабом критериям, приглашают на собеседование. Следовательно в этом подходе основными действиями являются: формулирование руководством штаба необходимых критериев, которыми должен обладать член сети агитаторов, затем по объявлениям на собеседование приглашают потенциальных кандидатов. Основными недостатками подобного подхода являются достаточно длительный процесс набора подходящей сети и в большинстве своём сеть остаётся незаконченной и чтобы её доукомплектовать обычно добирают первых попавшихся выказавших желание субъектов, зачастую мирясь с их маргинальностью. В итоге получается либо недостаточная по численности сеть, либо не соответствующая необходимым критериям выработанным штабом, а в большинстве случаев и то и другое. Кроме того подобный метод ещё и уязвим для конкурентов, подобную сеть легко накачать людьми, которым платят за недобросовестность и саботаж. Поэтому профессионалы используют этот метод как вспомогательный.
2 подход. Политтехнолог ответственный за поле сам ищет свою сеть. В поисках сети политтехнолог перед началом избирательной кампании проходит свой округ, попутно составляя первоначальный паспорт округа. В круг потенциальных агитаторов входят работники социальной сферы, находящиеся на территории округа (детские сады, школы, поликлиники, почты, жеки и т.п.), кроме того хорошими агитаторами могут быть консьержи, другой весьма перспективной категорией являются члены различных общественных организаций находящихся на территории округа (инвалиды, ветераны, больные диабетом и так далее) имеющие по специфике своей деятельности разветвлённую сеть членов. Обычно договорившись в одном из вышеуказанных мест, вы получаете ещё и дополнительных членов сети, которых приходят уже найденные агитаторы. Если кандидат имеет выходы на указанные организации, естественно воспользоваться его связями. Преимущества подобной сети очевидны, так как работники социальной сферы и члены указанных общественных организаций по роду своей деятельности имеют налаженные контакты с местным населением, кроме того они в силу этих контактов могут помощь составить штабу психологический портрет избирателя. Немаловажную роль играют и установившиеся внутри подобных групп корпоративные отношения. Недостатками же являются уязвимость для административного ресурса, если он не на стороне кандидата. Поэтому штаб должен озаботится более тщательной проверкой добросовестности деятельности бригад составленных из подобных агитаторов. В целях минимизации утечки информации непосредственно работать с бригадиром (обычно бригадир стоит выше остальных по служебной или общественной лестнице), а внутри бригады во время собеседования выделить нескольких или минимум одного индивидуума, которые были бы альтернативным бригадиру источником информации и о которых по возможности бригадиру было бы неизвестно. В этом способе важную роль играет умение начальника штаба по полевым работам находить контакт с людьми и уметь их убеждать. Как показывает практика, в случае если удается убедить подобный коллектив стать частью агитаторской сети, он работает весьма добросовестно, хорошо управляем и склонен к соревновательному процессу при правильной материальной мотивации с другими частями агитаторской сети – именно в силу хорошо развитого внутреннего корпоративного сознания.
3 подход. Политтехнолог сам выращивает агитаторскую сеть. Постоянно практикующий политтехнолог, прошедший множество избирательных кампаний и других политтехнологических процессов при желании легко может в ходе этих кампаний подобрать себе постоянный контингент наиболее хорошо подходящих для работы исполнителей. С другой стороны, участие во множестве политтехнологических кампаний вырабатывает у людей профессиональные навыки фактически переводя их в разряд профессиональных агитаторов, к тому хорошо сработавшихся между собой и опять же к выработке у них хорошо развитого корпоративного сознания. Как показывает практика наиболее хорошо подобные структуры получаются из студентов, в среде которых сначала проводится селективная работа, затем вычленяются наиболее перспективные кадры, за которыми тут же начинают тянуться остальные. (Опыт использования студентов в выборах в Московскую Городскую Думу показал, что при данном методе удалось создать хорошо управляемую, разбитую на пятерки, весьма добросовестно работающую структуру, которая за собой тянет неограниченное количество членов, внутри которой легко передаются профессиональные навыки и легко организовать соревнование – студенты при работе на партию Родина с успехом использовались в поквартирной агитации. Служба проверки кандидата на начальном этапе быстро позволила отсеять недобросовестных, остальные же, как потом задействованные студенты у этой службы нареканий не вызывали. Эффективность поквартирной агитации в среднем достигала от 400 до 700 проагитированных квартир из 1000. Важным элементом были сдельные условия оплаты труда и солидарная ответственность пятерок. Последующее использование структуры на муниципальных выборах в Московской области также выявило хорошие профессиональные навыки и добросовестность структуры, претензий от групп проверки практически по существу не поступало. А кандидаты на которых работала структура в большинстве своём выигрывали выборы, причем даже в случаях активного использования оппонентами административного ресурса)
– на практике профессиональный политтехнолог использует для создания сети агитаторов комбинацию всех трёх способов. Важным аспектом является также способ организации сети максимально облегчающий управление её деятельностью и позволяющий эффективно её контролировать.