В Библии высочайшей формой взаимоотношений являются взаимоотношения друзей.
В Своем учении Иисус ясно показал превосходство дружбы. В 15-й главе Евангелия от Иоанна, объяснив Своим ученикам, что их близость с Ним была подобна связи ветвей с лозой, Иисус связал эту близость с дружбой.
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Иоанна 15:12-15).
В этих стихах Иисус заявляет, что в Его взаимоотношениях со Своими последователями наступает новый этап, предполагающий более высокий уровень. В том, какие теперь между ними будут взаимоотношения, произошла фундаментальная перемена. Начав с заповеди "Любите друг друга", Иисус затем поясняет эту любовь, утверждая, что самая великая любовь проявляется тогда, когда человек готов положить жизнь за своих друзей. Иисус продемонстрировал эту любовь буквально на следующий день, когда взошел на крест. Важно отметить, что Иисус здесь говорит о друзьях, а не о членах семьи. Истинная дружба превосходит даже узы семейных взаимоотношений. В Ветхом Завете Давида, будущего царя Израиля, и Ионафана, сына Саула, который был царем на то время, объединяла дружба более крепкая, чем семейные узы. Даже когда Саул хотел лишить Давида жизни, Ионафан защищал Давида, потому что был "одного духа с Давидом и любил его как самого себя" (1-я Царств 18:1, пер. с англ.).
Затем Иисус говорит о новой, более глубокой природе взаимоотношений: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам" (Иоанна 15:14). Дружба с Иисусом проверяется послушанием; послушание также является показателем любви. Иисус ждет послушания не по обязанности, как от рабов, но по любви — а такое послушание возникает в контексте дружбы. Послушание по обязанности навязывается извне, а послушание по любви добровольно избирается изнутри. Между этими двумя видами послушания — огромная разница.
Дружба с Иисусом проверяется послушанием; послушание также является показателем любви.
В оставшейся части отрывка Иисус проводит четкое и ясное разграничение между старыми и новыми взаимоотношениями Его последователей друг с другом: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Иоанна 15:15). Рабы не имели свободы выбора. Они не могли поступать по своей воле, но были обязаны исполнять волю своего господина. Они очень редко знали что-либо о глубоких, личных аспектах жизни своего господина или его семьи. Несмотря на то, что они могли жить, трудиться, есть и спать в доме своего господина, они ничего не знали о его делах. Их положение отличалось от положения родственников и друзей господина, которые имели привилегию входить в "узкий круг" и знать о самых личных сторонах его жизни.
Иисус сказал: "Я уже не называю вас рабами... Я назвал вас друзьями..." Тем самым Он говорил Своим последователям: "Я не хочу взаимоотношений, в которых вы будете преданны мне по обязанности. Не нужно больше мыслить по рабски. Вы — Мои друзья, а со Своими друзьями Я делюсь всем, что узнал от Моего Отца".
Что имел в виду Иисус, когда говорил: "Я... сказал вам все, что слышал от Отца Моего"? Что Иисус сказал Своим ученикам, Своим самым близким друзьям и последователям, чего Он не открыл никому другому? Он открыл перед ними Свое сердце и душу. Он ничего не скрыл от них. Обращаясь к народу, Иисус говорил притчами, но позже, оставаясь наедине со Своими учениками, Он все объяснял четко и подробно (см.: Марка 4:33,34). Он жил и работал в тесном общении с ними на протяжении трех лет, воспитывая и подготавливая их к тому, чтобы продолжить Его дело, когда Его уже не будет с ними.
Друзья все делят друг с другом — и хорошее и плохое, и радость и печаль.
Одна важная характеристика друзей выражается в том, что они все делят друг с другом — и хорошее и плохое, и радость и печаль. Это качество отличает друзей от просто знакомых и часто даже от родственников. С самых первых дней совместного пребывания со Своими друзьями Иисус рассказывал им обо всех плохих, неприятных вещах, которые должны были произойти в их жизни из-за их дружбы с Ним. Он говорил им, что будет предан, схвачен и избит, что Его будут бичевать, Ему будут вырывать бороду, что Он будет распят, умрет и будет погребен, а на третий день воскреснет из мертвых. Иисус говорил Своим ученикам, что из-за дружбы с Ним их будут ненавидеть, презирать, гнать и даже убивать. Он также заверял их в том, что всегда будет с ними и что они будут жить и ходить в Его силе и власти. Иисус ничего не скрывал от них. Он не старался подсластить пилюлю и говорил без обиняков. Такая открытость и искренность является отличительной чертой настоящей дружбы.
Друзья открыты и честны друг с другом
Иисус хотел, чтобы Его друзья знали все это заранее, чтобы они были готовы к тому, когда все это произойдет. "Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. ...Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том..." (Иоанна 16:1,4). Он не хотел, чтобы эти события застали их врасплох.
Это иллюстрирует важную истину: друзья открыты и честны друг с другом. В супружеских взаимоотношениях этот принцип особенно важен. Одной из больших проблем во многих браках является то, что мужу и жене трудно общаться друг с другом как друзьям. Они являются больше "рабами", чем друзьями, их отношения больше похожи на отношения брата и сестры, чем мужа и жены. Им так же трудно открыться друг другу, как открыться родственникам или знакомым. Большинство людей не делится самым сокровенным с родителями или братьями и сестрами. Они не говорят открыто о своих самых больших мечтах или самых глубоких страхах, о своих лучших добродетелях или худших недостатках. Однако они будут говорить об этих вещах со своими друзьями. Дружба между мужем и женой, характерная своей открытостью и честностью, совершенно необходима для счастливого, успешного и процветающего брака.
Большинство людей вступают в супружескую жизнь, не рассказав друг другу всего о себе. В некотором роде это считается само собой разумеющимся. Невозможно в самом начале взаимоотношений быть абсолютно откровенными, поскольку какие-то вещи открываются только по мере развития отношений. Тем не менее, жених и невеста должны узнать друг о друге как можно больше - как хорошего, так и плохого - до того, как они предстанут перед алтарем.
Для этого особенно подходит период ухаживания и время от помолвки до свадьбы, однако часто мужчина и женщина сосредоточивают все свои силы на том, чтобы вести себя друг перед другом исключительно хорошо и показать себя с лучшей стороны. Боясь разрушить развивающиеся взаимоотношения, они на цыпочках обходят проблемы и избегают какого-либо упоминания привычек или особенностей, которые их раздражают друг в друге. Если они не научатся быть честными друг с другом на этом этапе своих взаимоотношений, их ожидает непредвиденная встреча с реальностью позже, когда они поженятся и эти вещи неизбежно выйдут наружу