Балла; 2. 5 баллов; 3. 4 балла; 4. 6 баллов; 5. 16 баллов; 6.7 баллов.
«Экологические-экономические проблемы Челябинской области»
Соблюдение экологических норм – одна из главных составляющих успешной работы любого предприятия. От нее зависят не только имидж и репутация компании на рынке, но и то, насколько ей будут доверять власти, надзорные органы и живущие рядом люди. Иначе говоря, предприятие, выходя на рынок, должно гарантировать своим соседям, что не станет источником загрязнения окружающей среды. Немалую работу в этом направлении проводят местные власти. Необходимость перехода на высокоэкологичное производство все в большей степени осознают сами промышленники. Появились основания говорить о том, что в ближайшем будущем экологическая обстановка в регионе будет меняться к лучшему.
На Южном Урале уже второй год действует программа природоохранных мероприятий, которая была разработана и принята областным правительством на 2006 – 2010 годы. Ее цели – снижение темпов загрязнения окружающей среды, охрана природных ресурсов и формирование экологической культуры населения. Результатом проведения мероприятий должно стать снижение выбросов в атмосферу к 2010 году на 200 тысяч тонн (то есть на 92% по сравнению с 2005 г.).
Необходимость вкладывать усилия и средства в уменьшение вредного воздействия на окружающую среду на Южном Урале осознают не только власти. Ведущие предприятия региона разрабатывают собственные экологические программы, внедряют новые очистительные системы. Магнитка за 2006 год сократила объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 3 100 тонн по сравнению с предыдущим годовым показателем. Экологическая программа ММК на текущий год включает в себя более восьмидесяти мероприятий. Продолжается реконструкция сероулавливающих установок, вводятся в строй новые современные фильтры, обеспечивающие очистку выбросов до европейских стандартов.
Опыт работы челябинского завода компании «Балтика» показал, что даже при очень больших объемах производства предприятие может быть безопасным.
Артур ЯКУШКО, специально для CHEL.ru
Вопросы
- Загрязнение окружающей среды относится к отрицательным внешним эффектам. Отрицательные внешние эффекты являются одним из проявлений «фиаско рынка». Дайте определения данным понятиям. Приведите примеры еще двух проявлений отрицательных внешних эффектов.
- Проиллюстрируйте графически отрицательный внешний эффект, поясните график.
- Почему бизнес долгое время не был заинтересован в ликвидации отрицательных внешних эффектов?
- С чем связано стремление частного бизнеса в современных условиях принимать участие в трансформации отрицательных внешних эффектов, соблюдении экологических стандартов?
- Как государство сглаживает отрицательные внешние эффекты? Какими соображениями оно руководствуется с экономической точки зрения?
Ключ
1. Отрицательный внешний эффект (экстерналии) – эффект отрицательных внешних последствий от рыночной сделки для третьей стороны (в сделке не участвующей) (1 балл). Отрицательный внешний эффект может быть связан как с производством, так и с потреблением благ (1 балл).
«Фиаско рынка» («провалы рынка») – неспособность рынка при помощи рыночных механизмов решить важнейшие социально-экономические проблемы (1 балл).
Примеры отрицательных внешних эффектов:
1) вредное влияние потребления блага на здоровье человека (алкоголь, игровые автоматы и т.д.) (1 балл);
2) несанкционированные автостоянки и т.д (1 балл).
(могут быть приведены иные примеры отрицательных внешних эффектов).
2.
(график – 5 баллов)
При наличие отрицательного внешнего эффекта экономическое благо производится, продается и покупается в большем (Q0) по сравнению с эффективным (Q1) объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
Из-за превышения предельных общественных над предельными частными издержками происходят потери эффективности, равные площади треугольника АЕ E1(5 баллов).
3. Трансформируя общественные издержки в частные, частный бизнес повышает издержки производства, сокращает его объем и вынужден либо поднимать цену, либо сталкиваться с сокращением прибыли, если нет возможности поднять цену (3 балла).
4. Причин несколько:
1) ужесточение требований к экологической безопасности на федеральном и региональном уровнях (различные федеральные и региональные программы) (1 балл);
2) ужесточение требований к экологической безопасности на международном уровне (предприятия, нарушающие экологические стандарты могут быть просто не допущены на международный рынок) (2 балла);
3) поддержание имиджа и статуса компаний как одного из факторов их конкурентоспособности в условиях социального контроля над деятельностью частного сектора (2 балла);
4) стремление завоевать доверие покупателей и властей (1 балл).
5. Государство стремится переложить издержки общества, связанные с отрицательным внешним эффектом, на предприятия (1 балл). Это приведет к трансформации внешнего эффекта во внутренний, росту частных издержек и сокращению объема производства до общественно оптимального (1 балл). Тем самым преодолеваются потери общественной эффективности из-за превышения предельных общественных над предельными частными издержками (1 балл).
Для этого государство использует следующие меры:
1) административное воздействие (различные программы, прямое ограничение выбросов и т.д.) (1 балл);
2) корректирующий налог для приближения рыночного предложения к эффективному (1 балл);
3) продажа прав на загрязнение окружающей среды (1 балл).