Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды.

Экспорт цен

Московские строительные компании, успевшие хорошо заработать на повышении цен в столице, все активнее внедряются на региональные цены. У некоторых инвесторов доля региональных проектов превысила половин общего объема строительства. Эти проекты приносят застройщикам пусть и не такую высокую, как в Москве, зато стабильную прибыль.

Казалось бы, населению регионов надо только радоваться …

Но всегда ли приход «варягов» из столицы делает жилье более доступным для местных жителей?

В Московском департаменте градостроительства, который отвечает за реализацию межрегиональной программы, признают: обычно с приходом на местный рынок крупных московских застройщиков рост цен ускорятся. Этот факт подтверждают и сами бизнесмены. Хрестоматийный тезис о том, что цены определяются балансом спроса и предложения, конечно, никто не отменял. Однако баланс этот динамический: спрос активизируется, когда есть что купить. Дмитрий Коробов, начальник управления выполнения межрегиональных программ департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы, считает, что надо спокойно относиться к росту цен на жилье, поскольку в рыночных условиях это неизбежное следствие развития региона.

… рост цен полезен для региона, поскольку земельный ресурс приобретает реальную стоимость, и бюджет может получить с этого свою долю доходов. <…>

Увидев, что быстро «разогреть» рынок не получается, московские фирмы стали задерживать строительство, а потом соглашались отдать проекты местным подрядчикам.

… московские застройщики настроены на получение основной прибыли не за счет роста строительного бизнеса, а за счет роста цен на рынке. Если рынок не растет, он им неинтересен.

П. Чернов. Экспорт цен// Жилой дом (Коммерсантъ). - №03. – октябрь 2007.

Вопросы

1. Какие выгоды для регионов может нести экспансия московских строительных фирм?

2. О какой хрестоматийной ситуации баланса спроса и предложения идет речь в статье? Ответ проиллюстрируйте графически.

3. Как отражается рост цен на жилье на цене земельного ресурса? Почему? Дайте графическую интерпретацию ответа.

4. Какие меры принимают московские застройщики, если не удается «разогреть» рынок? Ответ проиллюстрируйте графически.

5. Какие обстоятельства, помимо уже перечисленных, оказывают влияние на рост цен на региональном рынке жилья?

Ключ (экспансия цен)

(всего – 27 баллов)

1. Могут быть названы следующие выгоды:

1) возможность сдерживать рост цен путем расширения предложения;

2) освоение новых строительных технологий и, как следствие, уменьшение издержек и повышения качества продукции;

3) дополнительные инвестиции в местную стройиндустрию, что также способствует расширению предложения и сдерживанию цен;

4) создание новых рабочих мест. (4 балла)

ПУ («Передвижные удобства»)

Автофургоны ПУ, перестроенные из огромных грузовиков и напоминавшие городские автобусы, курсировали вдоль и поперек нашей любимой столицы. В радостные яркие тона были окрашены бока и крыши этих нашумевших передвижных туалетов. Незадолго до этого все грязно-зеленые будочки, традиционно использовавшиеся мужчинами для подобных целей (причем бесплатно!), вдруг все до единого исчезли с улиц Хельсинки. В каждом фургоне ПУ было восемь отдельных кабинок … и киоск парфюмерии, отгороженный стеклянной стеной…

В то же время газетные страницы наполнились различными откликами, однако это не помешало шестнадцати бело-красно-голубым вагончикам крейсировать по городу, делая краткие остановки точно по расписанию в определенных пунктах. Если за это время клиент не успевал выполнить задачу, он мог бесплатно проследовать до следующей остановки. Некоторые практичные жители столицы путешествовали таким образом через весь город.

Система ПУ была абсолютно беспартийной и демократичной, независимой от пола и возраста. И все же находились недовольные, например, владельцы кафе и ресторанов. До введения системы ПУ у собак были свои столбики, у детей – газоны, у мужчин – общественные туалеты, и только у женщин не было своего пристанища. Если, отправляясь по делам, они не успевали домой, то заходили в ближайшее кафе или ресторан и заказывали чашку кофе или бутылку освежающего напитка. Это была их плата за пользование туалетом, которая колебалась от трех до десяти марок, не считая чаевых. Теперь они могли пользоваться подобными услугами, уплатив всего лишь две марки без принудительного кофе. Мужчины, правда, стали облагаться новым налогом, но это своего рода перемещение налога с одного налогоплательщика на другого. И независимо от того, какой это налог, он касается всех и на него совершенно бесполезно жаловаться …

Когда система ПУ просуществовала два месяца, от нее отпочковалась дочерняя компания – «Акц. об-во Садовые удобрения», продукция которого удостоилась золотой медали на финской ярмарке. Оно дало финским химикам огромное поле для исследований, компании – сказочно огромные прибыли, и, что самое главное, его продукция была целиком отечественного происхождения и добротной финской работы!

Ларни М. Прекрасная свинарка или неподдельные и нелицеприятные воспоминания экономической советницы Минны Карлссон-Кананен, ею самой написанные. – Л., 1992.

Вопросы

1. К какому типу рыночных структур относилась система ПУ? Ответ обоснуйте.

2. Как отразилось массовое внедрение ПУ на системе городского общественного транспорта? Ответ проиллюстрируйте графически.

3. В чем причина недовольства системой ПУ со стороны владельцев предприятий общественного питания?

4. Оправданно ли было экономически размещать в фургонах ПУ парфюмерные киоски? Почему?

5. Почему ситуацию с изменением оплат услуг ПУ можно сравнивать с введением нового налога? Как это отразилось на доходах мужчин и женщин? Попытайтесь классифицировать данный налог по известным Вам основаниям.

6. Как повлиял рост спроса на ПУ на деятельность «Акц. об-ва Садовые удобрения»? Почему? Ответ проиллюстрируйте графически.

Ключ (40 баллов)

1. Предприятие «Передвижные удобства» стало единственным поставщиком подобных услуг в Хельсинки.(1 балл) Речь идет о монополии, то есть рыночной структуре, при которой на рынке господствует единственный продавец (1 балл).

2. Для некоторых предприимчивых жителей города автофургоны ПУ выступали в качестве товара-заменителя (субститута) по отношению к общественному транспорту (1 балл). Следовательно, при массовом внедрении данной услуги спрос на услуги общественного транспорта упал (1 балл).

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru

График – 3 балла

3. Так как общественные туалеты в городе были предусмотрены только для мужчин, то предприятия общественного питания (кафе, ресторанчики и т.д.) представляли заменитель (субститут) подобной услуги для женщин, что приносило владельцам предприятий общественного питания дополнительный доход в виде вынужденно сделанного заказа (2 балла). Женщины рассматривали возможность посетить туалет и заказанные кофе или прохладительные напитки как взаимодополняющие товары (товары-комплименты) (1 балл). Появление общественных туалетов, рассчитанных на женщин, как более дешевого заменителя, снизило вынужденный спрос женщин на услуги ресторанов и кафе и лишило их владельцев дополнительного источника дохода (1 балл).

4. Да. Продукция парфюмерных киосков, размещенных в автофургонах ПУ, и услуги общественных туалетов – в данном случае комплиментарные блага (1 балл). При росте спроса на дешевые услуги ПУ растет спрос и на дополняющую их продукцию и обеспечивает увеличение прибыли от услуги в целом (2 балла).

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru График – 3 балла

5. Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в бюджет любого уровня. Налоговые платежи практически никогда не возвращаются и не компенсируются. (Возможны и другие формулировки определения понятия).(2 балла).

Автор рассматривает платежи за пользование общественным туалетом как своеобразный налог в силу того, что они делаются обязательно, так как данная услуг удовлетворяет одну из первичных потребностей, спрос на нее слабоэластичен и отправлять потребность в специально отведенных местах – норма морали любого цивилизованного общества

(4 балла).

Кроме того, произошло, как и в случае введения налога, перераспределение доходов от одной категории населения к другой (1 балл).

Введение этого «налога» сократила располагаемый доход мужчин (раньше услуга им предоставлялась бесплатно) (2 балла) и увеличила располагаемый доход женщин (они получили возможность платить за возможность воспользоваться туалетом меньше(2 балла), получили своеобразную потребительскую субсидию (1 балл), повысившую качество их жизни).

«Налог» является:

- прямым (взимается непосредственно с доходов граждан, субъект и носитель налога совпадают);

- с твердой ставкой налога (аккордным);

- регрессивным, так как с ростом дохода доля налоговых отчислений в его структуре уменьшается.(4 балла)

6. Отходы производства ПУ – ресурс по отношению к продукции «Акц. об-ва Садовые удобрения»(1 балл). По мере роста спроса на услуги ПУ увеличивается количество ресурсов для «Акц. об-ва Садовые удобрения», они становятся дешевле (2 балла). Это приводит к расширению предложения и удешевлению продукции «Акц. об-ва Садовые удобрения» (1 балл).

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru

График – 3 балла

Итого максимально возможное количество баллов по вопросам:

Вопросы

  1. Загрязнение окружающей среды относится к отрицательным внешним эффектам. Отрицательные внешние эффекты являются одним из проявлений «фиаско рынка». Дайте определения данным понятиям. Приведите примеры еще двух проявлений отрицательных внешних эффектов.
  2. Проиллюстрируйте графически отрицательный внешний эффект, поясните график.
  3. Почему бизнес долгое время не был заинтересован в ликвидации отрицательных внешних эффектов?
  4. С чем связано стремление частного бизнеса в современных условиях принимать участие в трансформации отрицательных внешних эффектов, соблюдении экологических стандартов?
  5. Как государство сглаживает отрицательные внешние эффекты? Какими соображениями оно руководствуется с экономической точки зрения?

Ключ

1. Отрицательный внешний эффект (экстерналии) – эффект отрицательных внешних последствий от рыночной сделки для третьей стороны (в сделке не участвующей) (1 балл). Отрицательный внешний эффект может быть связан как с производством, так и с потреблением благ (1 балл).

«Фиаско рынка» («провалы рынка») – неспособность рынка при помощи рыночных механизмов решить важнейшие социально-экономические проблемы (1 балл).

Примеры отрицательных внешних эффектов:

1) вредное влияние потребления блага на здоровье человека (алкоголь, игровые автоматы и т.д.) (1 балл);

2) несанкционированные автостоянки и т.д (1 балл).

(могут быть приведены иные примеры отрицательных внешних эффектов).

2.

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru (график – 5 баллов)

При наличие отрицательного внешнего эффекта экономическое благо производится, продается и покупается в большем (Q0) по сравнению с эффективным (Q1) объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Из-за превышения предельных общественных над предельными частными издержками происходят потери эффективности, равные площади треугольника АЕ E1(5 баллов).

3. Трансформируя общественные издержки в частные, частный бизнес повышает издержки производства, сокращает его объем и вынужден либо поднимать цену, либо сталкиваться с сокращением прибыли, если нет возможности поднять цену (3 балла).

4. Причин несколько:

1) ужесточение требований к экологической безопасности на федеральном и региональном уровнях (различные федеральные и региональные программы) (1 балл);

2) ужесточение требований к экологической безопасности на международном уровне (предприятия, нарушающие экологические стандарты могут быть просто не допущены на международный рынок) (2 балла);

3) поддержание имиджа и статуса компаний как одного из факторов их конкурентоспособности в условиях социального контроля над деятельностью частного сектора (2 балла);

4) стремление завоевать доверие покупателей и властей (1 балл).

5. Государство стремится переложить издержки общества, связанные с отрицательным внешним эффектом, на предприятия (1 балл). Это приведет к трансформации внешнего эффекта во внутренний, росту частных издержек и сокращению объема производства до общественно оптимального (1 балл). Тем самым преодолеваются потери общественной эффективности из-за превышения предельных общественных над предельными частными издержками (1 балл).

Для этого государство использует следующие меры:

1) административное воздействие (различные программы, прямое ограничение выбросов и т.д.) (1 балл);

2) корректирующий налог для приближения рыночного предложения к эффективному (1 балл);

3) продажа прав на загрязнение окружающей среды (1 балл).

Вопросы

1. В чем заключается экономический смысл понятия «субсидия»? Почему прямые субсидии считаются более эффективным способом стимулирования сельского хозяйства, чем косвенные?

2. Субсидии устанавливаются в абсолютной сумме или относительной величине. В чем разница между данными принципами начисления субсидий? Какой принцип упомянут в данном фрагменте текста?

3. Как отразится данная мера на состоянии рынка соответствующих товаров? Дайте графическую интерпретацию ответа.

4. Какие меры, помимо прямого субсидирования, использует государство для стимулирования аграрного сектора экономики?

5. По словам министра сельского хозяйства А. Гордеева, прямое субсидирование производителей свинины будет являться косвенной формой поддержки банковского сектора. Прокомментируйте данное утверждение.

6. Перечислите факторы, негативно влияющие на состояние аграрного сектора современной России, и объясните механизм подобного влияния.

Ключ

1. Государственные субсидии – это денежные средства, пособия, финансовая помощь, выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям и населению на строго определенные цели, чаще всего носят безвозвратный характер (2 балла).

Прямые субсидии носят адресный характер, денежные средства поступают предприятиям непосредственно и могут быть сразу же использованы для решения конкретных задач(2 балла).

Косвенные субсидии действуют через другие инструменты рыночного механизма, имеют временной лаг при решении конкретных задач(2 балла).

2. Субсидии могут устанавливаться либо в абсолютной сумме (в денежных единицах) в расчете на единицу продукции либо в процентах к цене товара (относительный принцип)(2 балла). В приведенном отрывке упомянут абсолютный принцип начисления субсидий(1 балл).

3. Введение субсидий должно привести к снижению издержек и расширению предложения на рынках мяса птицы и свинины, что в конечном итоге приведет к расширению объема производства и увеличению доходов производителей (повысится цена, фактически получаемая производителями при стабилизации или снижении уровня рыночных цен)(3 балла).

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru График – 3 балла.

4. Государство может использовать следующие меры стимулирования сельского хозяйства:

1) стимулирование предложения через систему государственных заказов;

2) налоговые льготы;

3) дотация процентных ставок по кредитам (льготные процентные ставки);

4) льготная тарифная политика (например, при покупке материальных ресурсов);

5) система гарантированных цен производителям («пол цены»);

6) социальная и образовательная политика в отношении аграрного сектора;

7) информационная и прочая поддержка;

8) ограничение импорта конкурирующих товаров-заменителей. (Каждая мера – 1 балл).

5. Часть средств, полученных по субсидиям, пойдет на погашение взятых ранее кредитов, что снизит риск их невозврата для ряда банков, повысит их финансовую устойчивость и улучшит кредитную историю агропредприятий (3 балла).

6. К таким факторам относятся:

1) потеря конкурентоспособности по сравнению с импортом – приводит к переключению части спроса либо на более качественные импортные товары, либо на ту продукцию, которая слабо представлена или вообще не представлена в ассортименте российских производителей;

2) «война субсидий» со странами-экспортерами. Субсидирование приводит к снижению издержек производителей, а, следовательно, и цен на продукцию.

3) мировой финансовый кризис, приведший к сокращению кредита, а значит и к ограничению доступа к внешним источникам финансирования деятельности;

4) рост тарифов на основные ресурсы (топливо, энергия, бизнес-услуги), что приводит к увеличению издержек и сокращению предложения;

5) низкие закупочные цены, предлагаемые посредниками, которые не стимулируют расширение производства и повышение качества продукции;

6) неблагоприятное воздействие природных факторов, приводящее к снижению урожайности и ухудшению качества сельхозпродукции.

(Могут быть названы иные факторы в рамках заявленной проблемы).

( За каждый фактор – 1 балл; за каждое обоснование – 2 балла).

Начало империи «Кэдбери»

В 1824 году молодой Джон Кедбри открывает бакалейную лавку на Булл-стрит, 93, одном из самых оживленных проспектов Бирмингема. Торговать он начал в основном, чем и кофе, горчицей, хмелем, а также какао-порошком, из которого тогда делали новомодный напиток, «Шоколад».

В те годы позволить себе в употребление дорогой колониальный товар могли только представители высшего света города. Но даже при таком обороте торговые дела у Джона Кедбери идут не плохо. Скоро он становиться ведущим торговцем бакалеи в Бирмингеме.

Принадлежность Джона к квакерской общине, не терпимой к пьянству, оказывает значительное влияние на стиль его бизнеса. Кэдбери всерьез надеется отучить горожан от употребления алкоголя и весьма активно предлагает приятную и безопасную для здоровья альтернативу – шоколадный напиток.

Растущий спрос на какао и шоколад приводят Кэдбери к мысли целиком и полностью сосредоточиться на их выпуске, для чего он в 1831 году расширяет производство. В 40-е годы компания продает уже 16 видов шоколадных напитков и 11 видов порошка какао. В тот же период компания братьев Кэдбери первой станет выпускать маленькие дешевые шоколадки.

В 1853 году импортные пошлины на какао снижаются, что дает дополнительный толчок для дальнейшего распространения шоколада в Англии. В следующем, 1854 году компания получает официальное звание «Поставщики Двора Ее Величества Королевы Виктории»…

Поворотным пунктом в истории компании становится 1866 год, когда в Голландии изобретается мощный пресс для отжима масла из какао-бобов. «Кэдбери» тут же покупает изобретение и внедряет его на своих предприятиях, что позволяет им выпускать более вкусный и питательный напиток, уже без крахмальных добавок. А в рекламе нового продукта гордо прозвучит сообщение: «Абсолютно чистый. Следовательно лучший».

Пащенко И. Люди-бренды. Бизнес-истории о богатых и знаменитых. – Ростов-н/Д, 2007.

Вопросы

1. К какому типу товаров (в зависимости от дохода покупателей) относился шоколад в рассматриваемый период времени?

2. Почему даже при дороговизне шоколада объем его продаж и выручка продавца только увеличивались?

3. Перечислите факторы, оказывавшие воздействие на спрос на шоколад. Охарактеризуйте данное влияние. Ответ проиллюстрируйте графически.

4. Какие обстоятельства вызвали увеличение предложения компании «Кэдбери»? Дайте графическую интерпретацию ответа.

5. Кэдбери рассматривал шоколадный напиток и пиво как сопряженные товары. К какому типу данных товаров они могли бы относиться, с точки зрения Дж. Кэдбери и как повлиял бы на объем продажи пива рост симпатий англичан к шоколаду, если бы прогнозы Кэдбери были бы реальными?

Ключ

1. Шоколад в середине 19 века относился к разряду высших товаров(1 балл), так как был очень дорог и позволить его себе могли лишь покупатели с высоким уровнем дохода (1 балл).

2. Шоколад не имел близких заменителей (1 балл), следовательно, спрос на него был неэластичен по цене (1 балл). Это обстоятельство позволяло продавцу держать достаточно высокую цену и даже поднимать ее без значительного снижения объема продаж, что способствовало увеличению выручки компании (2 балла).

3. К числу фактов спроса на шоколад можно отнести:

1) престижность данного товара;

2) широкий ассортимент выпускаемых продуктов;

3) позитивный имидж (хорошую репутацию) фирмы как поставщика королевского двора;

4) увеличение количества покупателей на рынке за счет выпуска дешевых разновидностей продукта (маленькие шоколадки);

5) высокое качество шоколада данной фирмы.

(Могут быть приведены и иные верные обоснования). (За каждый правильно названный фактор – 1 балл). Итого – 5 баллов.

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru (График – 3 балла).

4. Факторами повышения предложения шоколада являлись:

1) увеличение спроса на данный продукт;

2) снижение таможенных пошлин, что привело к снижению стоимости сырья;

3) внедрение новых технологий. (За каждый правильно названный фактор – 1 балл). Итого – 3 балла.

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru (График – 3 балла).

5. Джон Кэдбери рассматривал пиво и шоколад как взаимозаменяемые продукты (субституты) (1 балл). Рост спроса на шоколад привел бы к падению спроса на алкоголь, следовательно, к сокращению объема продаж алкогольных напитков(2 балла).

Эссе на классическую тему

Петух и жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,

Петух нашел Жемчужное Зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!

Не глупо ль, что его высоко так ценят?

А я бы, право, был гораздо боле рад

Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,

Да сытно».

Невежды судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

И.А. Крылов.

Вопросы

  1. Какую экономическую проблему описывает И.А. Крылов в данной басне?
  2. Какое из двух благ имеет большую полезность для петуха, какое – большую рыночную ценность? Почему?
  3. К какой категории товаров, исходя из особенностей зависимости спроса на них от дохода потребителей, относятся жемчужное и ячменное зерно? Как выглядят графики спроса на них?
  4. Нарисуйте кривые Энгеля для данных благ.

Ключ

1. В качестве вариантов могут быть названы:

1) проблема определения ценности экономических благ (1 балл);

2) проблема определения полезности экономических благ (1 балл).

2. Большую полезность имеет ячменное зерно (1 балл), так как обладание им связано непосредственно с удовлетворением первичной потребности (в пище) (1 балл), которая для петуха проявляется наиболее интенсивно (1 балл). К тому же петух не является участником рыночного обмена, как следует из басни (1 балл).

Большую рыночную ценность имеет жемчужное зерно в силу его редкости (1 балл), т.е. предложение жемчуга на рынке ограничено (1 балл).

3. Жемчужное зерно относится к категории высших товаров (предметов роскоши) (1 балл). Зерно ячменное может быть отнесено как к категории низших товаров (товаров Гиффена) (1 балл), так и к предметам первой необходимости (каждый из этих варанов допустим) (1 балл).

Спрос на высшие товары растет при увеличении дохода (1 балл). Спрос на низшие товары падает при увеличении дохода (1 балл). Спрос на предметы первой необходимости абсолютно неэластичен по цене (1 балл).

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru

Спрос на высшие товары Спрос на низшие товары

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru

Спрос на предметы первой необходимости

Каждый график – 3 балла

4. Кривые Энгеля для данных благ выглядят следующим образом:

1) ячменное зерно

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru

2) жемчужное зерно

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru

Каждый график – 5 баллов.

Экспорт цен

Московские строительные компании, успевшие хорошо заработать на повышении цен в столице, все активнее внедряются на региональные цены. У некоторых инвесторов доля региональных проектов превысила половин общего объема строительства. Эти проекты приносят застройщикам пусть и не такую высокую, как в Москве, зато стабильную прибыль.

Казалось бы, населению регионов надо только радоваться …

Но всегда ли приход «варягов» из столицы делает жилье более доступным для местных жителей?

В Московском департаменте градостроительства, который отвечает за реализацию межрегиональной программы, признают: обычно с приходом на местный рынок крупных московских застройщиков рост цен ускорятся. Этот факт подтверждают и сами бизнесмены. Хрестоматийный тезис о том, что цены определяются балансом спроса и предложения, конечно, никто не отменял. Однако баланс этот динамический: спрос активизируется, когда есть что купить. Дмитрий Коробов, начальник управления выполнения межрегиональных программ департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы, считает, что надо спокойно относиться к росту цен на жилье, поскольку в рыночных условиях это неизбежное следствие развития региона.

… рост цен полезен для региона, поскольку земельный ресурс приобретает реальную стоимость, и бюджет может получить с этого свою долю доходов. <…>

Увидев, что быстро «разогреть» рынок не получается, московские фирмы стали задерживать строительство, а потом соглашались отдать проекты местным подрядчикам.

… московские застройщики настроены на получение основной прибыли не за счет роста строительного бизнеса, а за счет роста цен на рынке. Если рынок не растет, он им неинтересен.

П. Чернов. Экспорт цен// Жилой дом (Коммерсантъ). - №03. – октябрь 2007.

Вопросы

1. Какие выгоды для регионов может нести экспансия московских строительных фирм?

2. О какой хрестоматийной ситуации баланса спроса и предложения идет речь в статье? Ответ проиллюстрируйте графически.

3. Как отражается рост цен на жилье на цене земельного ресурса? Почему? Дайте графическую интерпретацию ответа.

4. Какие меры принимают московские застройщики, если не удается «разогреть» рынок? Ответ проиллюстрируйте графически.

5. Какие обстоятельства, помимо уже перечисленных, оказывают влияние на рост цен на региональном рынке жилья?

Ключ (экспансия цен)

(всего – 27 баллов)

1. Могут быть названы следующие выгоды:

1) возможность сдерживать рост цен путем расширения предложения;

2) освоение новых строительных технологий и, как следствие, уменьшение издержек и повышения качества продукции;

3) дополнительные инвестиции в местную стройиндустрию, что также способствует расширению предложения и сдерживанию цен;

4) создание новых рабочих мест. (4 балла)

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды.

2. Речь идет о рыночном равновесии (1 балл), т.е. ситуации на рынке, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают так, что величина спроса равна величине предложения при данной цене (1 балл). (Может быть дано иное верное определение).

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru График – 2 балла

3. Земля – один из основных ресурсов для строительной отрасли (1 балл). Спрос на ресурс производен от спроса на продукт (1 балл). Таким образом, рост цен на жилье привлекает в регион дополнительных застройщиков, повышается спрос на землю под застройку, а значит, увеличивается и ее цена (2 балла).

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru График – 3 балла

4. Московские застройщики, задерживая сроки сдачи объектов, фактически сокращают предложение в отрасли, что приводит к росту цен (2 балла).

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru График – 3 балла

5. Могут быть названы следующие обстоятельства:

1) отсутствие свободной конкуренции в отрасли. Региональное строительство – это олигополия, при которой рынок контролируют несколько производителей. Нередки случаи тайного ценового сговора между ними с целью максимизации прибыли;

2) повышение спроса на жилье из-за роста доходов граждан и расширения пакета предложения по ипотеке;

3) рост цен на сырье и тарифов естественных монополистов, что увеличивает издержки.

(7 баллов)

ПУ («Передвижные удобства»)

Автофургоны ПУ, перестроенные из огромных грузовиков и напоминавшие городские автобусы, курсировали вдоль и поперек нашей любимой столицы. В радостные яркие тона были окрашены бока и крыши этих нашумевших передвижных туалетов. Незадолго до этого все грязно-зеленые будочки, традиционно использовавшиеся мужчинами для подобных целей (причем бесплатно!), вдруг все до единого исчезли с улиц Хельсинки. В каждом фургоне ПУ было восемь отдельных кабинок … и киоск парфюмерии, отгороженный стеклянной стеной…

В то же время газетные страницы наполнились различными откликами, однако это не помешало шестнадцати бело-красно-голубым вагончикам крейсировать по городу, делая краткие остановки точно по расписанию в определенных пунктах. Если за это время клиент не успевал выполнить задачу, он мог бесплатно проследовать до следующей остановки. Некоторые практичные жители столицы путешествовали таким образом через весь город.

Система ПУ была абсолютно беспартийной и демократичной, независимой от пола и возраста. И все же находились недовольные, например, владельцы кафе и ресторанов. До введения системы ПУ у собак были свои столбики, у детей – газоны, у мужчин – общественные туалеты, и только у женщин не было своего пристанища. Если, отправляясь по делам, они не успевали домой, то заходили в ближайшее кафе или ресторан и заказывали чашку кофе или бутылку освежающего напитка. Это была их плата за пользование туалетом, которая колебалась от трех до десяти марок, не считая чаевых. Теперь они могли пользоваться подобными услугами, уплатив всего лишь две марки без принудительного кофе. Мужчины, правда, стали облагаться новым налогом, но это своего рода перемещение налога с одного налогоплательщика на другого. И независимо от того, какой это налог, он касается всех и на него совершенно бесполезно жаловаться …

Когда система ПУ просуществовала два месяца, от нее отпочковалась дочерняя компания – «Акц. об-во Садовые удобрения», продукция которого удостоилась золотой медали на финской ярмарке. Оно дало финским химикам огромное поле для исследований, компании – сказочно огромные прибыли, и, что самое главное, его продукция была целиком отечественного происхождения и добротной финской работы!

Ларни М. Прекрасная свинарка или неподдельные и нелицеприятные воспоминания экономической советницы Минны Карлссон-Кананен, ею самой написанные. – Л., 1992.

Вопросы

1. К какому типу рыночных структур относилась система ПУ? Ответ обоснуйте.

2. Как отразилось массовое внедрение ПУ на системе городского общественного транспорта? Ответ проиллюстрируйте графически.

3. В чем причина недовольства системой ПУ со стороны владельцев предприятий общественного питания?

4. Оправданно ли было экономически размещать в фургонах ПУ парфюмерные киоски? Почему?

5. Почему ситуацию с изменением оплат услуг ПУ можно сравнивать с введением нового налога? Как это отразилось на доходах мужчин и женщин? Попытайтесь классифицировать данный налог по известным Вам основаниям.

6. Как повлиял рост спроса на ПУ на деятельность «Акц. об-ва Садовые удобрения»? Почему? Ответ проиллюстрируйте графически.

Ключ (40 баллов)

1. Предприятие «Передвижные удобства» стало единственным поставщиком подобных услуг в Хельсинки.(1 балл) Речь идет о монополии, то есть рыночной структуре, при которой на рынке господствует единственный продавец (1 балл).

2. Для некоторых предприимчивых жителей города автофургоны ПУ выступали в качестве товара-заменителя (субститута) по отношению к общественному транспорту (1 балл). Следовательно, при массовом внедрении данной услуги спрос на услуги общественного транспорта упал (1 балл).

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru

График – 3 балла

3. Так как общественные туалеты в городе были предусмотрены только для мужчин, то предприятия общественного питания (кафе, ресторанчики и т.д.) представляли заменитель (субститут) подобной услуги для женщин, что приносило владельцам предприятий общественного питания дополнительный доход в виде вынужденно сделанного заказа (2 балла). Женщины рассматривали возможность посетить туалет и заказанные кофе или прохладительные напитки как взаимодополняющие товары (товары-комплименты) (1 балл). Появление общественных туалетов, рассчитанных на женщин, как более дешевого заменителя, снизило вынужденный спрос женщин на услуги ресторанов и кафе и лишило их владельцев дополнительного источника дохода (1 балл).

4. Да. Продукция парфюмерных киосков, размещенных в автофургонах ПУ, и услуги общественных туалетов – в данном случае комплиментарные блага (1 балл). При росте спроса на дешевые услуги ПУ растет спрос и на дополняющую их продукцию и обеспечивает увеличение прибыли от услуги в целом (2 балла).

Примечание: могут быть названы иные, соответствующие вопросу, выгоды. - student2.ru График – 3 балла

5. Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в бюджет любого уровня. Налоговые платежи практически никогда не возвращаются и не компенсируются. (Возможны и другие формулировки определения понятия).(2 балла).

Автор рассматривает платежи за пользование общественным туалетом как своеобразный налог в силу того, что они делаются обязательно, так как данная услуг удовлетворяет одну из первичных потребностей, спрос на нее слабоэластичен и отправлять потребность в специально отведенных местах – норма морали любого цивилизованного общества

(4 балла).

Кроме того, произошло, как и в случае введения налога, перераспределение доходов от одной категории населения к другой (1 балл).

Введение этого «налога» сократила располагаемый доход мужчин (раньше услуга им предоставлялась бесплатно) (2 балла) и увеличила располагаемый доход женщин (они получили возможность платить за возможность воспользоваться туалетом меньше(2 балла), получили своеобразную потребительскую субсидию (1 балл), повысившую качество их жизни).

«Налог» является:

- прямым (взимается непосредственно с доходов граждан, субъект и носитель налога совпадают);

- с твердой ставкой налога (

Наши рекомендации