Благоустройство жилых территорий

Благоустройство жилых территорий является комплексной, многоаспектной задачей.

Понятие «благоустройство» включает:

− комплекс мероприятий по инженерному благоустройству (инженерной подготовке и инженерному оборудованию, искусственному освещению);

− социально-бытовому благоустройству (совершенствованию системы социально-бытового обслуживания населения);

− по внешнему благоустройству (озеленению, организации движения транспорта и пешеходов, оснащению территории малыми архитектурными формами и элементами благоустройства);

В комплекс мероприятий по благоустройству входят также работы, связанные с оздоровлением окружающей среды, улучшением санитарно-гигиенических условий территорий жилой застройки, обеспечивающие экологическое благоустройство территории.

Социально-бытовое благоустройство территории заключается в обеспечении жилых территорий социально значимыми объектами приближенного (первичного) и повседневного культурно-бытового обслуживания населения.

Наблюдается тенденция «вымывания» с жилых территорий жизненно необходимых объектов культурно-бытового обслуживания – торговых объектов, учреждений бытового обслуживания, помещений для проведения досуга особенно для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов, детей) и изменение профиля этих объектов, что вызывает нарушение нормативов по доступности объектов культурно-бытового обслуживания и снижение уровня обслуживания, в частности по детским дошкольным и школьным учреждениям. Количество требуемых мест обычно соответствует нормативам, однако размещение этих учреждений не всегда учитывает радиус доступности и условия подхода без пересечения транспортных магистралей, улиц, проездов.

Эксплуатирующим организациям следует обеспечивать в пределах жилых территорий хотя бы минимально необходимый уровень обеспеченности социально значимыми объектами культурно-бытового обслуживания и совместно с городскими управами, учреждениями управления городским имуществом регулировать процессы сохранения и модернизации культурно-бытового обслуживания населения жилых комплексов.

Внешнее благоустройство – одна из основных проблем, которую приходится решать эксплуатирующей организации на территориях жилой застройки.

Комплекс мероприятий, обеспечивающий внешнее благоустройство территории, включает в себя: содержание и ремонт

− системы озеленения территории,

− транспортных, и пешеходных коммуникаций,

− малых архитектурных форм,

планировочных и объемных элементов благоустройства, игрового и спортивного оборудования, садово-парковой мебели.

Велико значение зеленых насаждений в пределах жилых территорий. Прежде всего, зеленые насаждения входят составной частью в природный комплекс города и участвуют в оздоровлении городской среды, регулируя тепловой режим, снижая скорость ветра, очищая и увлажняя воздух, снижая уровень зашумленности территорий. Зеленые насаждения – наилучшая среда для формирования рекреационных элементов жилой застройки: площадок для отдыха взрослых и детей, спортивных площадок. Кроме того, они являются прекрасным средством обогащения ландшафта территорий жилой застройки. Поэтому сохранность зеленых насаждений, правильный и своевременный уход является неотъемлемым требованием по их содержанию.

К планировочным элементам благоустройства относятся площадки различного назначения: для активного и тихого отдыха взрослых и детей, игровые, спортивные, хозяйственные и протяженные планировочные элементы – пешеходные аллеи, бульвары, оздоровительные и прогулочные трассы, велодорожки.

В современной жилой застройке значительную роль занимают объемные элементы благоустройства, которые можно разбить на три группы:

– культурно-бытового назначения (беседки для отдыха, телефонные автоматы, киоски, павильоны);

– торгового назначения (павильоны и киоски по продаже печатной продукции, продуктов первой необходимости, летние небольшие кафе);

– транспортного назначения – павильоны и навесы на остановках.

Одна из задач внешнего благоустройства – повышение разнообразия и художественной выразительности застройки и открытых озелененных пространств. Современные жилые территории без малых архитектурных форм все равно, что дом без мебели.

Таким образом, понятие «благоустройство» включает комплекс мероприятий по инженерному благоустройству, социально-бытовому благоустройству, внешнему благоустройству.

Методы озеленения и виды благоустройства жилых территорий, основанные на классических приемах, включают ряд специфических мероприятий, способные значительно улучшить внешний вид, экологическое, санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние города. Комплекс мероприятий, обеспечивающий внешнее благоустройство территории, включает в себя: содержание и ремонт системы озеленения территории, транспортных, и пешеходных коммуникаций, малых архитектурных форм, планировочных и объемных элементов благоустройства, игрового и спортивного оборудования, садово-парковой мебели.

Социально-бытовое благоустройство территории заключается в обеспечении жилых территорий социально значимыми объектами приближенного (первичного) и повседневного культурно-бытового обслуживания населения.

Экспертами Всероссийского совета местного самоуправления по поручению Минрегиона России в 2011 году было проведено комплексное исследование практики выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области благоустройства, обращения с отходами в муниципальных образованиях.

В исследовании приняло участие около 600 муниципалитетов – от Приморского края до Калининградской области.

На крайне тревожную ситуацию в данной сфере указывали почти все материалы, поступившие из муниципальных образований. В сфере благоустройства остаются нерешенными многие важные проблемы. Особенно это касается сельских поселений и малых городов, где данные трудности иногда приобретают очень серьезный характер.

В числе многочисленных обращений, поступивших из муниципальных образований, о наиболее острых проблемах пишут органы местного самоуправления так называемых сельских муниципальных районов, малых городов и сельских поселений.

Они обращают внимание на практически неразрешимые на их уровне затруднения в реализации полномочий по благоустройству и обращению с отходами. Связан данный "фатализм" прежде всего с высокой дотационностью поселений, усилившейся в условиях кризиса, отсутствием необходимого финансирования, а также невнимания со стороны вышестоящей власти и собственников предприятий, недвижимости и т. д.

Нередко коммерческие организации и предприятия не заключают договоры на вывоз мусора и не вывозят его, ссылаясь на отсутствие средств на эти цели. В таких случаях руководитель предприятия приглашается на административную комиссию, где проводится разъяснительная работа о необходимости заключения договора и обеспечении своевременной и качественной очистки и уборки отведенных им территорий.

К сожалению, угроза привлечения к административной ответственности за нарушение правил благоустройства сегодня не является эффективным наказанием, так как нарушителю проще подвергнуться административному наказанию, чем устранить нарушение и выполнить требования правил.

Сельские поселения неспособны решить самые элементарные задачи, необходимые для организации благоустройства: приобрести технику (в частности, трактора), привлечь специализированные организации для сбора и вывоза отходов, содержания дорог, обеспечения уличного освещения и многое другое.

Серьезную озабоченность вызывает состояние улично-дорожной сети насе­ленных пунктов – в ненадлежащем состоянии на 2011 год находится 44% протяжен­ности дорог местного значения. Износ улично-дорожной сети в регионах России достиг 54,8%, при этом асфальтобетоном, щебнем или гравием покрыто лишь 140 из 238 тыс. км улиц и проездов в городах и поселках.

Актуальным вопросом остается переработка и утилизация отходов производства и потребления. Слабые возможности местных бюджетов не позволяют организовать переработку и размещение нарастающего потока отходов на полигонах, за последние пять лет объем отходов увеличился в полтора раза, что ведет к росту стихийных сва­лок. Как правило, в муниципалитетах отсутствуют схемы санитарной очистки – в одной трети городских округов и поселений и более чем в половине сельских поселений.

Наши рекомендации