Земля и природные ресурсы как одна из экономических основ МСУ
Федеральный закон №131-Ф3 предусматривает нахождение в муниципальной собственности земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами. Право муниципальной собственности на землю может возникнуть по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для возникновения права собственности на иные объекты, а также при изъятии земельных участков для муниципальных нужд.
Ф3 № 131 относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования следующие полномочия: 1) планирование застройки территории, 2) территориальное зонирование земель, 3) установление правил землепользования и застройки территории, 4) изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, 5) осуществление земельного контроля за использованием земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий. Кроме того, на городские округа и муниципальные районы возложены функции ведения кадастра землеустроительной и градостроительной документации. Однако распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.
Формирование муниципальной собственности на землю к настоящему времени еще не завершено. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001 г., относит к муниципальной собственности:
− земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
− земли сельскохозяйственного назначения;
− земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;
− земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;
− земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;
− земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.
Что касается земельных участков в границах населенных пунктов, находящихся под приватизированными предприятиями, то упомянутый Федеральный закон разграничил их по формам собственности (федеральной, региональной, муниципальной) в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до его приватизации. Представляется необходимым изменить эту норму и отнести все указанные земельные участки к муниципальной собственности.
Земли населенных пунктов зонируются по трем признакам: функциональному, правовому и ценовому.
Функциональное зонирование определяет использование отдельных земельных участков по их целевому назначению, например, для строительства жилья, размещения промышленных объектов, рекреационных нужд и т.п.
Правовое зонирование устанавливает систему разрешений и ограничений на использование земельных участков. В частности, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных земельных участков сервитуты, т.е. право ограниченного пользования чужим земельным участком, например, для обслуживания находящихся под ним инженерных коммуникаций.
Ценовое зонирование позволяет органам местного самоуправления путем введения понижающих и повышающих коэффициентов к цене земли стимулировать освоение участков, в которых заинтересован город, и получать высокие доходы в бюджет от престижных земельных участков в центре города.
В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Наиболее распространенней формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в аренду земельного участка. В решении указывается:
- наименование арендатора;
- местоположение (адрес) земельного участка;
- площадь земельного участка;
- кадастровый номер земельного участка;
- срок аренды земельного участка.
На основании принятого решения уполномоченный орган местного самоуправления заключает договор аренды земельного участка по форме, утвержденной Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.07.2004 г. № 104-Р «Об утверждении примерной формы договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка».
Право пожизненного наследуемого владения Земельным кодексом РФ не предусматривается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.
В безвозмездное срочное пользование (не более, чем на один год) могут на основании договора предоставляться земельные участки работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).
Использование земли в РФ является платным и регулируется федеральным законом «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются: 1) земельный налог и 2) арендная плата.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли. Порядок ее определения утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.
В муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты и леса, расположенные в границах населенных пунктов. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Какой-либо системы оплаты за пользование водой из закрытых водоемов, находящихся в муниципальной собственности, законом не установлено.
Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Органами, уполномоченными на принятие решения о предоставлении земельных участков в собственность, являются:
- Министерство имущественных отношений РФ – принимает решение в случае приобретения земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, либо находившиеся в федеральной собственности до их приватизации;
- уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ – принимает решение в случае приобретения земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости, находящиеся в собственности субъекта РФ, либо находившиеся в собственности субъекта РФ до их приватизации;
- органы местного самоуправления - принимают решение в иных случаях. Юридические и физические лица подают в орган местного самоуправления заявку на приватизацию земельных участков. Поступающие заявки регистрируются в журнале регистрации заявок на приватизацию земельных участков.
Уполномоченный орган местного самоуправления рассматривает заявку с пакетом документов, необходимых для принятия решения о приватизации земельного участка. Проводит экспертизу представленных документов на предмет их соответствия требованиям, установленным действующим законодательством, и наличия оснований для приватизации земельного участка; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, либо об отказе в предоставлении. В указанный в решении о предоставлении в собственность земельного участка срок заключается договор купли-продажи земельного участка.
Вопросы:
1.По каким основаниям может возникнуть Право муниципальной собственности на землю?
2.Какие еще функции возложены на городские округа и муниципальные районы?
3.Как разграничивает ФЗ земельные участки в границах населенных пунктов, находящихся под приватизированными предприятиями?
4.Какие действия Ф3 № 131 относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования?
5.Как разграничиваются земельные участки в границах населенных пунктов, находящихся под приватизированными предприятиями?
6.По каким признакам зонируются земли населенных пунктов?
7.Что определяет Функциональное зонирование?
8.Что устанавливает Правовое зонирование?
9.Что позволяет делать Ценовое зонирование?
10. Какие земельные участки предоставляются в постоянное бессрочное пользование?
11. Что является наиболее распространенней формой землепользования?
12. Кто заключает договор аренды земельного участка и по какой форме?
13. Кому могут на основании договора предоставляться земельные участки в безвозмездное срочное пользование и на какой срок?
14. Какие формы платы за использование земли вы знаете?
15. Для чего устанавливается кадастровая стоимость земли и каков порядок ее определения?
16. Какие еще объекты могут находиться в муниципальной собственности?
17. Кто имеет исключительное право на приватизацию земельных участков?
18. Какие органы уполномочены на принятие решения о предоставлении земельных участков в собственность?
19. Какие функции у уполномоченного органа местного самоуправления в делах приватизации земельных участков?
Выводы
В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, движимое и недвижимое имущество, муниципальные предприятия и учреждения, имущественные права.
Муниципальная собственность служит для эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципальной собственности должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов бюджета на решение вопросов местного значения.
Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, за исключением имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В отношении муниципальной собственности наиболее распространенными являются три правовых режима: хозяйственное ведение, оперативное управление, режим муниципальной казны.
Принимая решение о создании муниципального предприятия или учреждения, органы местного самоуправления должны сопоставлять эффективность данного решения с другими вариантами.
Учет муниципального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющих однозначно отличить его от других объектов.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
Распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.