Подбор и мотивация персонала.
Необходимость создания для стратегического планирования особой структуры, не связанной с решением оперативных задач, определяет специфику кадрового обеспечения этой функции. Очень важно понять, что требование независимости от текущих вопросов относится именно ко всей структуре в целом, а не к отдельным ее звеньям и исполнителям. Это означает, что организация стратегического планирования не предполагает создания специального подразделения, реализующего данную функцию, или, по крайней мере, не опирается на такую меру как на необходимое условие — вполне достаточно тех служб и менеджеров, которые уже работают в фирме, но их надо ориентировать на другой способ взаимодействия, отличающийся от принятого, для текущего управления.
Суть рекомендуемого подхода непосредственно вытекает из изложенных выше принципов культуры стратегического планирования и сводится к следующему. Ни одно из звеньев организационной структуры управления фирмой само по себе — ни плановая служба, ни руководители фирмы — не в состоянии эффективно осуществлять эту функцию.Только совместная работа представителей различных групп персонала по тщательно разработанным процедурам приведет к желаемому результату.
Организация информационного обеспечения.
Необходимо с определенной частотой проводить опросы покупателей, охватывающие то или иное число сторон деятельности фирмы в соответствии с решаемой стратегической проблемой.
Данное мероприятие преследует две цели: а) корректировка оценок, используемых для принятия стратегических решений; б) улучшение репутации фирмы.
Выход на международный рынок вносит в указанную проблему дополнительные сложности.
Прежде всего, существенно возрастает объем работы по опросу покупателей и обработке полученных данных.
Другая причина роста объема работы заключается в необходимости дифференциации опросных листов с учетом национальных традиций, приоритетов и особенностей культуры бизнеса.
Принципиальным условием эффективности и, более того, работоспособности системы стратегического планирования является ее информационная прозрачность. Формируемые в ее рамках оценки и принимаемые решения должны быть, во-первых, известны остальным участникам процесса, во-вторых, объяснимы.
Фактически качество стратегической информации (охватывающее, прежде всего, такие показатели, как полнота, упорядоченность и прозрачность) является критерием культуры стратегического планирования: оно представляет собой условие эффективного осуществления процесса и, вместе с тем, недостижимо без соответствующего развития других аспектов данной системы.
ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ
Валютно-финансовая среда международного бизнеса
Международный финансовый менеджмент — система экономических решений, возникающих по поводу реализации финансового менеджмента в условиях интернационализации хозяйственной деятельности фирмы. При этом фирма должна исходить из постулата о том, что ее коммерческая деятельность на иностранных рынках принесет прямо или косвенно большую прибыль, чем на национальном рынке.
Финансовый менеджер должен найти решение двух вопросов:
1. «Где найти источники финансирования для фирмы?»
2. «Куда направить денежные средства для максимизации прибыли компании?»
Международный менеджер, принимая решения, должен ориентироваться в особенностях международной валютно-финансовой среды, в которой работает международная фирма, представляя, как она влияет на процесс принятия решений в международной компании, зачастую заставляя менеджера менять способы, которыми оценивают и сравнивают альтернативные способы действий.
Особенностями современной валютно-финансовой среды, влияющими на рост неопределенностипри принятии решений международным менеджером, являются:
1. Многообразие валют.
2. Валютный риск.
3. Политический риск.
4. Разнообразие экономических и юридических систем.
5. Роль государственных органов.
Многообразие валют
Финансовый менеджер фирмы, вовлеченной во внешнеэкономическую деятельность, имеет дело со множеством валют государств, куда осуществляется экспорт товаров или услуг, где работают зарубежные отделения, филиалы, дочерние компании. Потоки наличности, поступающие в головную компанию из разных государств, выражены в разных валютах. Поэтомуанализ обменных курсов, а также влияния колебаний стоимости валют должны быть включены в финансовый анализ. Эти факторы важны и для фирмы, осуществляющей только экспортно-импортные операции.
Валютный риск
При совершении операций, связанных с несколькими валютами, хозяйствующему субъекту необходимо знать стоимость обмена валют — валютный курс, который меняется во времени, что затрудняет процесс принятия решений для международного менеджера.
Валютно-курсовой риск — это вероятность потерь или недополучения прибыли по сравнению с планируемыми величинами, связанных с колебанием валютного курса.
Финансовый менеджер должен уметь идентифицировать возникающие валютные риски, прогнозировать их величину и выбирать оптимальную стратегию хеджирования.
Хеджирование — любая процедура, с помощью которой устраняется или уменьшается нестабильность денежных поступлений компании в будущем.
Политический риск
Политический риск связан с любыми действиями правительства принимающей страны, которые уменьшают стоимость инвестиций компании. Как крайность они включают экспроприацию активов компании без выплаты компенсации. Но и такие действия, как повышение налогов, валютный контроль или контроль за репатриацией прибыли, ограничения на изменения цен и процентные ставки, уменьшают ценность инвестиций материнской компании в зарубежное дочернее предприятие. Политический риск зависит от страны и прямо включается в любой финансовый анализ.