Международные валютно-кредитные организации
К основным функциям, выполняемым международными валютно-финансовыми организациями относятся:
1. Информационная функция.
Международные валютно-кредитные организации (МВКО) выполняют роль информационного центра, где можно получить информацию о деятельности того или иного государства, об общих тенденциях развития мирового хозяйства. МВКО предоставляют такую информацию, публикуя статистические материалы, результаты исследований, проводя международные встречи, конференции, собрания.
2. Консультационная функция.
МВКО консультируют правительства различных стран по проведению валютно-кредитной и финансовой политики.
3. Регулирующая функция.
МВКО выполняют также функцию регулирования международных финансовых отношений. В частности, МВФ предоставляет временную финансовую помощь странам, которые имеют трудности платежных балансов. МВФ неоднократно предоставлял также временную помощь странам для поддерживания курсов национальных валют.
4. Прогнозирование
МВКО осуществляют прогноз развития национальных и мировых экономик. В зависимости от целей и степени универсальности международные валютно-финансовые институты подразделяются на организации, имеющие мировое значение, региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую-либо конкретную сферу всемирного хозяйства.
Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть:
− операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
− межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;
− инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты);
− инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.);
− благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.
Эффективность деятельности международных финансовых организаций в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность международных финансовых организаций зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.
Международный валютный фондпредназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств–членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон – Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г. В 2014 г. число стран - членов МВФ составило 188. Устав МВФ изменялся в 1969 г. с введением специальных прав заимствования – СДР, в 1976-1978 гг. – с ликвидацией Бреттон – Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы и в ноябре 1992 г. – с включением санкции – приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ.
Официальные цели МВФ:
1. способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения;
2. содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли;
3. обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;
4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.
МВФ наделен правом выпускать специальный вид денег – СДР для обеспечения членов дополнительной ликвидностью. СДР могут храниться у стран-членов как часть их валютных запасов или использоваться вместо национальных валют в сделках с другими членами. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ.
СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Сумма квоты для каждого государства-участника МВФ устанавливается в соответствии с объемом его национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.
Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других “уполномоченных держателей”. Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета управляющих МВФ, принимаемому большинством, которое должно составлять не менее 85% голосов, страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов который предполагает, что возможность стран–членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам.
Таким образом, МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота — ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом — определяет: 1) сумму подписки на капитал; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной — членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов страны в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. До 25% квоты оплачивается резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% – национальной валютой.
На долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США — 17,5%, Японии — 6,3%, Германии — 6,1%, Великобритании — 5,1%, Франции — 5,1%, Италии — 3,3% и Канады — 3,0%; 15 стран — участниц ЕС — 30,3%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл.) занимает десятое место. На нее приходится 2,8% общей суммы квот.
Предоставление кредитов Фондом странам – членам связано с выполнением ими определенных политико – экономических условий. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны – заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной – заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Она называется «программа экономической реформы», то есть набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга.
Для предоставления кредитов странам-членам используется не весь капитал МВФ, а только узкий круг валют, главным образом определяемые время от времени Фондом «свободно используемые валюты».
МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам – членам для двух целей:
во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков;
во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ — в пределах 25% квоты, называется «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре «кредитные доли», или транша, составляющие по 25% квоты. Страны – члены могут получать валюту в Фонде на срок менее 5 лет. Предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты. Но в некоторых случаях устав позволяет МВФ право приостанавливать действие этого правила. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел.
Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.
Механизм расширенного финансирования предназначен для предоставления валютных средств странам–членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости –до четырех лет.
Существуют также специальные кредитные механизмы. Получение странами –членами Фонда средств по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
• Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначенный для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами.
• Механизм финансирования буферных (резервных) запасов. Имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы.
• Механизм финансирования системных преобразований. Введен с целью оказания поддержки странам, осуществляющим переход к рыночной экономике.
• Дополнительный резервный механизм. Введен для предоставления средств странам –членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золотовалютных резервов страны.
• Чрезвычайные кредитные линии. Предоставление кредитов странам – членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся вне сферы их контроля.
МВФ оказывает более долгосрочную помощь беднейшим странам для уравновешения платежных балансов и структурной перестройки в виде льготных кредитов путем использования не общих ресурсов Фонда, а других источников, аккумулируемых на счете специальных выплат.
Группа Всемирного банка
Наряду с МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений важную роль играет Всемирный банк. Группа учреждений Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены, обладающие правом принятия окончательных решений.
Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 188 государств, т.е. почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 171 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) – 182 государства, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям – 177 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – 151 страна. Договор о вступлении в МЦУИС Российской Федерацией подписан, но в 2014 году не ратифицирован.
В соответствии со статьями соглашения МБРР, для того чтобы стать членом Банка страна должна сначала вступить в МВФ. Для того чтобы вступить в МАР, МФК и МИГА, страна должна быть членом МБРР.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1945 году. Цель деятельности МБРР заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средним уровнем доходов и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги. МБРР не стремится к получению максимально высокой прибыли, однако ежегодно, начиная с 1948 г., получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям процесса развития и обеспечения финансовой стабильности, позволяющей странам-клиентам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях.
МБРР принадлежит его странам-членам, каждая из которых имеет право голоса пропорционально размеру отчисляемых взносов в капитал организации, который, в свою очередь, зависит от уровня экономического развития каждой страны. Основная часть займов МБРР - долгосрочные кредиты, направленные на реализацию проектов и программ, способствующих структурной перестройке стран-заемщиков. В разработке таких программ принимает участие мощный аппарат МБРР, состоящий из специалистов исследователей и практиков. МБРР стал центром выработки стратегии развития для развивающихся стран. Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 года.
Международная ассоциация развития (MAP) образована в 1960 году. Предоставляет льготные, зачастую беспроцентные кредиты наименее развитым странам, которые не в состоянии брать кредиты у МБРР. МАР выдает кредиты странам, в которых доход на душу населения в 2002 году составлял менее 875 долл. США в год и у которых нет финансовых возможностей занимать средства у МБРР.
В настоящее время 81 страна имеет право занимать средства у МАР. Общая численность населения этих стран составляет 2,5 млрд. чел., т.е. половину населения развивающихся стран. Приблизительно 1,1 млрд. чел., проживающих в странах, получающих кредиты от МАР, живут менее чем на 1 долл. США в день. Некоторые страны, такие как Индия и Индонезия, имеют право на получение кредитных ресурсов МАР в силу своих низких доходов в расчете на душу населения, являясь, однако, достаточно кредитоспособными для того, чтобы получать определенные ресурсы от МБРР. Эти страны называют “смешанными заемщиками”.
Предоставление права на получение кредитных ресурсов от МАР представляет собой временный механизм, открывающий бедным странам доступ к достаточному объему ресурсов, до тех пор пока эти страны не смогут получить на рынках капитала средства, необходимые им для инвестиций. По мере того как экономика этих стран растет, они теряют право на получение ресурсов от МАР. После этого средства полученных ранее и погашаемых ими займов позволяют МАР выдавать новые займы другим бедным странам. За весь период существования МАР двадцать три страны, экономические системы которых развивались и росли, перешагнули порог, дающий право на получение кредитных ресурсов от МАР. К числу таких стран, которые к настоящему времени потеряли это право, относятся Китай, Коста-Рика, Чили, Египет, Марокко, Таиланд и Турция.
Сроки погашения кредитов МАР составляют 20, 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период погашения основной части. Проценты не взимаются, однако взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процентов фактически выделенных средств.
МАР выделяет в среднем около 6-7 млрд. долл. США в год на проекты развития различных видов, особенно на те, которые имеют целью удовлетворение основных потребностей населения, таких как начальное образование, элементарное медицинское обслуживание, доступ к чистой воде и пользование канализацией. Кроме того, МАР финансирует проекты, целями которых являются охрана окружающей среды, создание более благоприятных условий для развития частного предпринимательства, построение необходимой инфраструктуры и поддержка реформ, направленных на либерализацию экономических систем стран. Все эти проекты способствуют экономическому росту, созданию рабочих мест, повышению доходов и уровня жизни. МАР выделяет средства каждой из стран-заемщиков в размере, пропорциональном уровню доходов в данной стране, и наблюдает за тем, насколько эффективно осуществляются управление экономикой и реализация проектов, финансируемых средствами МАР.
В то время как МБРР получает большинство своих средств на мировых финансовых рынках, МАР финансируется в основном за счет взносов, отчисляемых более богатыми странами-членами.
Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 году. Задача МФК заключается в содействии экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору. Работая совместно с деловыми партнерами, она инвестирует средства в жизнеспособные частные предприятия развивающихся стран и предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, оказывает им консультативные услуги, а также услуги, связанные с управлению рисками. МФК инвестирует в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций, и находит новые способы расширения перспективных возможностей на тех рынках, в которые коммерческие инвесторы не склонны вкладывать средства без участия МФК, считая их слишком рискованными.
МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:
• финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;
• оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
• предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.
МФК может предоставлять финансовые инструменты по отдельности или в любом сочетании, обеспечивая адекватное финансирование проекта с самого начала его реализации. Кроме того, МФК может оказать содействие в разработке схем финансирования, координируя финансирование по линии иностранных и отечественных банков и компаний, а также экспортно-кредитных агентств. Проекты, претендующие на финансирование по линии МФК, должны быть прибыльными для инвесторов, выгодными для экономики той страны, в которой они реализуются, а также полностью отвечать экологическим и социальным требованиям. МФК финансирует проекты в самых разных отраслях промышленности и секторах экономики, таких, как производственная сфера, объекты инфраструктуры, туризм, здравоохранение и образование, сектор финансовых услуг. Проекты в сфере финансовых услуг составляют значительную долю утверждаемых в последнее время проектов; они охватывают широкий спектр услуг – от инвестиций в развитие лизингового рынка, рынка страховых услуг и ипотечного кредитования, до предоставления ссуд студентам и открытия кредитных линий банкам в отдельных странах, которые, в свою очередь, предоставляют малым и средним предприятиям микрокредиты и займы для ведения хозяйственной деятельности. Хотя МФК финансирует проекты прежде всего в частном секторе, возможно также выделение финансирования компаниям с некоторой долей государственного участия, при условии, что проект осуществляется на коммерческой основе с участием частного сектора. МФК может предоставлять финансирование компаниям, целиком принадлежащим отечественным владельцам, а также совместным предприятиям с участием иностранных и местных акционеров.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 году. Осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования располагает информацией об инвестиционном законодательстве различных стран.
Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.
Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 году, содействует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с такими некоммерческими рисками, как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. Кроме того, МАГИ оказывает странам техническую помощь в распространении информации о возможностях для инвестирования средств. Агентство также оказывает посреднические услуги в урегулировании споров, связанных с инвестициями.
К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами, а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.
Обычный срок гарантий МАГИ – 15 лет, но возможно до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций. МАГИ координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями.
Миссия МАГИ состоит в том, чтобы продвинуть прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны, чтобы поддержать экономический рост, уменьшить бедность и улучшить жизнь людей.
МАГИ - глобальный страховщик частных инвесторов и советник стран по иностранным инвестициям - посвящает себя продвижению проектов с самым большим планом развития, которые являются экономно, экологически и социально жизнеспособными.