Затраты на производство продукции, работ, услуг

Затраты на производство являются главной составляющей себестоимости реализованной продукции, работ и услуг.

Выделяют 5 (элементов):

1.«Материальные затраты» отражается и включаются в себестоимость продукции, работ и услуг стоимость сырья и материалов за вычетом возвратных отходов; топлива, расходуемого на технологические цели.Все материальные ресурсы отражаются в себестоимости продукции (работ, услуг) по цене приобретения без учета НДС.

2.«Затраты на оплату труда» отражаются и включаются в себестоимость продукции, работ и услуг.

3. «Отчисления на социальные нужды» отражаются и включаются в себестоимость продукции, работ и услуг платежи в фонд социальной защиты населения. Нормы отчислений установлены в законодательном порядке в размере 34 % к заработной плате.

4.«Амортизационные отчисления» отражаются и включаются в себестоимость продукции, работ и услуг суммы амортизационных отчислений.

5.По элементу «Прочие затраты» отражаются различные по экономическому содержанию элементы: командировочные, представительские расходы, расходы на рекламу, аудиторские, оплату услуг банков, услуг связи и др. Сюда же входит блок налогов и отчислений, включаемых в себестоимость.

Планирование затрат на производство продукции: смета затрат и калькуляция себестоимости

Плановый расчет себестоимости товарной продукции проводится в смете затрат на производство. Данные сметы затрат на производство являются основой для расчета прибыли предприятия на плановый год. Чтобы рассчитать себестоимость товарной продукции необходимо учесть планируемое изменение переходящих остатков незавершенного производства. Их увеличение означает, что выход готовой продукции уменьшится и наоборот. Поэтому к затратам на производство прибавляют сумму уменьшения себестоимости переходящих остатков незавершенного производства или вычитают ее увеличение и в результате получают производственную себестоимость товарной продукции.

Для исчисления полной себестоимости товарной продукции необходимо еще добавить управленческие расходы и расходы на реализацию продукции.

Методы планирования себестоимости товарной продукции:

-составление сметы затрат: классификация затрат по экономическим элементам. Позволяет определить полную ее себестоимость в целом по предприятию и исчислить финансовый результат производства: прибыль или убыток. Но смета затрат не раскрывает уровень себестоимости и результат производства каждого конкретного изделия в составе товарной продукции.

-калькуляция себестоимости продукции: в отличие от сметы группировка затрат здесь осуществляется в разрезе калькуляционных статей, то есть исходя из целевого назначения расходов. Калькуляция себестоимости изделий позволяет реально планировать цену их реализации, в которую кроме затрат необходимо включить прибыль и налоговые платежи в государственный бюджет.

Планирования затрат, приходящихся на объем реализуемой продукции

Планирование себестоимости продукции предусматривает возможность ее снижения, поскольку руководство предприятия все время стоит перед необходимостью выбора оптимальных решений, касающихся цены реализации, номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики предприятия и много другого.

Планируемый объем затрат рассчитывают исходя из структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.

План по себестоимости продукции включаетв себя следующие основные элементы (разделы) : плановая смета затрат на производство продукции;плановые калькуляции (на единицу продукции, сводная общезаводская калькуляция, калькуляция себестоимости товарной продукции);расчет резервов снижения себестоимости товарной продукции.

Себестоимость реализуемой продукции не равна полной себестоимости, поскольку известно, что не вся произведенная в определенном периоде товарная продукция будет реализована в том же периоде. Объем реализации, а соответственно, и ее финансовый результат зависят также от величины переходящих остатков нереализованной продукции. Поэтому себестоимость товарной продукции должна быть соответствующим образом скорректирована с учетом этого обстоятельства, и в конечном итоге должна быть исчислена полная себестоимость объема реализуемой продукции на плановый период. Иными словами, разница между полной себестоимостью и себестоимостью реализуемой продукции равна остаткам нереализованной продукции на складе на конец и начало планируемого периода.

При этом остатки на конец и начало планируемого периода различаются по сумме. Они также неодинаковы при различных методах планирования выручки от реализации продукции.

Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включают в себя следующие элементы:готовую продукцию на складе;товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;товары отгруженные, не оплаченные в срок;товары на ответственном хранении у покупателей.

При определении полной себестоимости реализованной продукции эти остатки принимаются в расчет по фактической производственной себестоимости отчетного периода в размере их фактического или ожидаемого наличия.

В составе остатков продукции на конец планируемого периода учитывают:готовую продукцию на складе;товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил.

Товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателями, и товары, находящиеся на ответственном хранении, обычно не учитываются, так как их невозможно достаточно точно спрогнозировать и они являются следствием нарушения платежной и расчетной дисциплины, и потому они не планируются.

Планирование затрат может осуществляться разными методами — нормативным, расчетно-аналитическим, факторным и др. При планировании переменных и постоянных затрат применяют:а) эмпирические (средние) нормы расхода ресурсов на единицу продукции; б) фактические данные по себестоимости за истекший период или расчетные.

Факторный метод дополняет нормативный и расчетно-аналитический методы, поскольку призван выделять существенные факторы, влияющие на себестоимость продукции.

Для определения минимального объема выпуска продукции, ниже которого производство становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, или точки критического объема продаж. При этом, изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли.


Наши рекомендации