Вопрос 2 Задачи, объекты и принципы регионального управления
Задачи РУ многообразны и во многом обусловлены особенностям переходного периода.
В процессе перехода к рыночной системе организации территориального хозяйства разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные внутри и межрегиональные связи. С переходом части хозяйств регионов и муниципальных образований к рыночным отношениям изменяете функциональная - структура механизмов регионального и муниципального управления, что ведет к деформации и сокращению организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методе взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношена по поводу использования собственности и так далее. Объективной основой эти; процессов является изменение функции цели полегания системы территориального управления.
В число основных задач РУ входят :
- обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения территории, высокого уровня и качества жизни;
- экономическая и социальная трансформация хозяйства территории, анализ прогнозирование и программирование регионального и муниципального развития;
- оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы регионов и муниципальных образований;
- обеспечение экологической безопасности, защита окружающей среды;
- формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно - технической политики;
- формирование и развитие региональной и муниципальной рыночной инфраструктуры.
Исходя из сущности, содержания и задач регионального и муниципального управления, их объекты можно классифицировать по следующим основным признакам:
1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации и т.д.)
2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона или муниципального образования; продукция имеет межрегиональное потребление; экспортная продукция и другие).
3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе или муниципальном
образовании.
4. Воспроизводство, условий жизнедеятельности населения, удовлетворение
потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение
потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка и
другие).
Такая классификация объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам РУ можно отнести практически все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом, регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства.
Анализ зарубежной практики, а также опыта в России, показывает, что эффективность РМ во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.
К основным принципам РУ относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.
Децентрализацияосуществляется через делегирование функций управления сверху вниз, ограничение монополии регионального и муниципального управление на всевластие, экономическую свободу субъектов хозяйствования, функционирующих на территории региона и муниципального образования, а также через полицентрическую систему принятия решений.
Партнерство означает взаимодействие объектов и субъектов РУ в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
Субсидиарностьпредставляет собой такое распределение функций' регионального и муниципального управления и финансовых ресурсов, при котором на более высокий уровень передаются лишь те функции, которые не могут быть эффективно реализованы на более низких уровнях.
Мобильность и. адаптивность предполагает постоянную трансформацию функциональной и организационной структур РУ, позволяющую субъектам управления подстраиваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
Выделенная компетенция означает закрепление функций субъектов регионального менеджмента на основе ресурсного обеспечения реализации каждой функции.
Тема 2. Сущность и содержание территориальное планирование регионов
Вопрос 1 Организационно-экономическая сущность стратегического планирования в региональном управлении
Планирование занимает особое место в системе управления социально-экономическим развитием региона, ибо разрабатываемые прогнозы, концепции, программы планы являются важнейшими инструментами реализации политики, проводимой субъектом управления регионом.
Система управления регионом может быть представлена в общем случае совокупностью следующих взаимоувязанных подсистем: целевых, обеспечивающих и функциональных. Перечень целевых подсистем определяется, в конечном счете, конкретными целями его стратегического развития. Что касается набора обеспечивающих подсистем управления регионом, то он достаточно традиционен и включает, как правило, подсистемы кадрового, нормативно-правового, финансового. информационного обеспечения.
Российская Федерация самая большая по территории и одна из самых многонациональных стран. И это предопределяет необходимость особого подхода к управлению составляющими ее территориями и управлению экономическими процессами.
Пространственная организация страны должна способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Российской Федерации, которое неразрывно связано с развитием ее регионов.
Нужно четко понимать то, как и по каким направлениям будут развиваться все территории нашей страны, какая транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура необходима для обслуживания территорий, как должна выглядеть система расселения и куда ориентировать внутренние и внешние миграционные потоки. В этой связи одним из инструментов управления региональным развитием является стратегическое планирование.
Следует отметить, что формы регионального планирования разнообразны и определяются, в частности, временным горизонтом планирования (долгосрочные, среднесрочные, текущие) и кругом решаемых проблем (стратегические, тактические). В связи с нарастанием динамизма социальных и экономических процессов, происходящих в регионах, изменением их роли и места в системе управления страной, необходимостью обеспечения эффективного и сбалансированного развития в долгосрочной перспективе все больше возрастает роль стратегического регионального планирования.
В настоящее время в Российской Федерации законодательно не закреплена единая система государственного стратегического планирования, и правовая основа для формирования единой системы стратегического планирования регионального развития только формируется. (Несмотря на то, что проект федерального закона "О государственном стратегическом планировании" согласован Министерством регионального развития РФ еще в 2009 г.)
С принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция 2020) начался переход от практики нескоординированной разработки перспектив развития страны и ее регионов к единой в организационно-правовом, информационном и методическом отношениях системе разработки документов стратегического планирования Российской Федерации и ее регионов.
Стратегическое планирование социально-экономического развития региона представляет собой специфическую функцию управления, состоящую в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей развития и механизмов их достижения, реализация которых призвана обеспечить его эффективное функционирование в рассматриваемой перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Региональное стратегическое планирования обеспечивает комплексное и наиболее эффективное социально-экономического развитие региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставлении информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений. Усиливается его вероятностный характер в связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике.
Поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально - экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития.
Предпосылки стратегического управления регионами заключаются в следующем:
- перепроизводство - насыщение рынка товарами и услугами;
-требовательность - повышение уровня требований граждан к качеству продукции вследствие роста доходов и свободы выбора;
- инновационность- значительно улучшившиеся технические возможности выпуска новых товаров и услуг;
- динамичность - ориентация на сокращение сроков внедрения новой продукции в связи с сокращением жизненного цикла товара;
-диверсификация - повышение спроса на виды и уровни продукции, и развитие новых отраслей производства;
- дифференциация - нарастающее разнообразие потребностей населения и значительное увеличение ассортимента товаров и услуг;
- конкуренция- борьба организаций за свои сегменты рынка,. потенциальный контингент потребителей и рост объемов товаров и услуг;
- аритмия спроса - изменения спроса потребителей рынка товаров и услуг в связи с сезонностью, нарушающие стабильность производства .
- падение спроса - сокращение спроса, ощутимое для производителей товаров и услуг ввиду снижения качества или роста;
- люмпенизация - рост полной и частичной безработицы; населения и увеличение- контингента с низким уровнем доходов и спросом;
- интервенция - международная конкуренция крупных зарубежных корпораций и попытка захвата национальных рынков.
Вопрос 2 Системный подход в стратегическом территориальном планировании
Стратегическое территориальное планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления,! анализа проблем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.
Разработка стратегического плана развития региона является сложной научно-практической задачей, которая может быть решена совместным: усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области регионального управления. С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных макро подсистем:
- региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона;
- производственная сфера, в которую входят все отрасли материально производства (кроме АПК), производящие валовой региональный продукт;
- агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесного хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства;
- социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизведете и духовного развития населения региона;
- финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона, в вид бюджета региона;
- управленческая сфера, включающая совокупность федеральный региональных и муниципальных органов власти в регионе.
Процесс стратегического планирования обычно осуществляется по общей схеме: 1) оценка проблемной ситуации; 2) создание образа будущего; 3) постановка целей и определение задач; 4) разработка основных направлений; 5) реализация и мониторинг.
Первым шагом при разработке стратегического плана является комплексный анализ внешних условий и внутренних факторов развития региона. К внешним условиям относится социально-экономическая, инновационная техническая и политическая ситуация в стране и в мире. В частности, выявляются тенденции мировой и российской экономики, темпы инфляции, изменение конъюнктуры по разным видам продукции и услуг, социальная защищенность населения, смена технологий, политическая стабильность и др. Важную роль также играет изучение природно-климатических условий, геополитического и экономического положения региона.
К внутренним факторам относятся природно-ресурсный, социально - демографический, экономический, научно-инновационный, инфраструктурный, финансово-инвестиционный и другие потенциалы.
Оценка исходной ситуации осуществляется по методике SWOT-анализа. Это дает возможность оценить степень влияния внешней среды на развитие региона. Анализ и оценка влияния внешних факторов осуществляется по четырем блокам: социально - культурному, технологическому, экономическому и политико-правовому.
SWOT-анализ также используется при обосновании основных направлений развития региона. Он помогает сфокусировать внимание на конкурентоспособных видах деятельности и целедостигающих мероприятиях.
На стадии формирования образа будущего региона (муниципального образования) наиболее важным представляется определение качества жизни людей и среды их обитания, а также миссии (предназначения) региона в социально-экономическом пространстве страны и всего мира. Регион в будущем представляется как сбалансированная территориальная общественная система, в комфортной среде которой живут обеспеченные люди, имеющие возможности для реализации своего потенциала, получая достаточное вознаграждение.
Стратегия развития регион должна базироваться на теории программно-целевого управления предусматривать постановку стратегических (глобальных) и тактически (локальных) целей, а также критериев их достижения – количественны показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развить региона.
Система целей варьирует и изменяется в конкретных регионах и городах, а также постоянно корректируется в процессе общественного развития. Она является основополагающей, критериальной базой при обосновании стратегическихнаправлений перспективного развития региона и разработки совокупности конкретных программ.
Среди стратегических направлений приоритетное место отводится сохранению и развитию человеческого потенциала. Под человеческим потенциалом понимается трудовой, потребительский, культурный, нравственный, духовный ресурс, созидательные возможности каждого человека и территориальных общностей людей в целом.
Особую роль в стратегическом планировании играет обоснование направления экономического развития территории. Без реструктуризации региональной экономики и .развития экономических ресурсов невозможно достичь главной цели -повышение качества жизни населения.
Одним из важнейших стратегических направлений является инфраструктурное обустройство территории. Оно оказывает существенное влияние на уровень и качество жизни людей, развитие экономики и социальной сферы, состояние окружающей природной среды.
Важным направлением в системе планирования является создание комфортной и безопасной окружающей среды. Окружающая среда включает в себя как среду повседневной жизнедеятельности людей, так и природную среду,
Стратегические планы являются индикативными предназначенными для территориальных органов управления и местного самоуправления. Они становятся ориентирами в управленческой деятельности и базисом для разработки тактических и оперативных планов, Генеральных планов городов, схем и проектов районной планировки, целевых программ и проектов. Конкретные программы и проекты выполняют оперативные функции стратегических планов и способствуют мобилизации ресурсов достижения желаемого будущего.
Контрольные функции по оценке реализации стратегических планов возлагаются на законодательные органы власти, специальные рабочие группы с широким привлечением общественности Постоянный мониторинг за выполнением стратегического плана также отслеживает процессы реализации конкретных программ и проектов