Тема 1 Регион как объект исследования и управления
Тема 1 Регион как объект исследования и управления
Тема 3 Основы теории регионального управления
Тема 4. Управление экономикой региона
Тема 5 Диагностика социально-экономического развития региона
Экономические показатели
Главными экономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой общественный продукт (ВСП), валовой национальный продукт (ВНП) и валовая добавленная стоимость (ВДС) или национальный доход (НД Д) на одного человека.
Обобщающим показателем масштабов экономической деятельности в регионе является валовой региональный продукт (ВРП). По регионам ВРП определяется только на стадии производства и учитывает доходы, получаемые всеми участниками экономической деятельности, т. е. предпринимателями и собственниками, наемными работниками, государством. ВРП состоит из добавленной стоимости получаемой при вычитании из общего выпуска товаров и услуг промежуточного потребления, т. е. стоимости потребленных товаров и услуг.
Добавленная стоимость включает: прибыль организаций, заработную плату наемных работников, предпринимательские доходы, налоги в составе себестоимости продукции (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог), поступления в амортизационные фонды участников хозяйственной деятельности.
Уровень экономического развития и особенности формирования хозяйственного комплекса характеризуются также показателями отраслевой структуры (соотношение промышленности, сельского производства, инфраструктуры), финансово-инвестиционными (общие и отраслевые объемы инвестиций, в т ч на одного человека), развития НТП (доля прогрессивных отраслей, уровень развития научно-образовательного сектора, внедрения инноваций) и др. Значительную роль играют показатели «ввоз – вывоз» (в т ч экспорта-импорта) продукции, поскольку они характеризуют специализацию региона, степень обеспеченности отдельным видам продукции, особенности территориальной организации хозяйства, международные интеграционные процессы. Важны также показатели темпов роста производства, институциональных сдвигов.
Социальные показатели
Это показатели качества, уровня жизни населения. К ним относятся показатели совокупных доходов на душу населения (заработной платы с учетом паритета покупательной способности - стоимости потребительской корзины; социальных выплат; денежных сбережений населения и др.), нищеты (уровни бедности, безработицы, инфляции и т.д.), питания людей (пищевая модель и уровень потребления основных продуктов питания), ох раны здоровья, уровня образования, обеспеченности различными материальными благами (например, жильем, средствами связи, собственными автомобилями, информационными средствами), а также некоторые демографические показатели (продолжительности жизни, естественного прироста, детской смертности, доля пожилых людей относительно общей численности населения, миграционный баланс).
Растут требования к показателям уровня развития инфраструктуры, которая сейчас является одним из важнейших критериев оценки общего уровня развития стран и регионов Состояние ее развития определяется показателям мы обеспеченности региональных и местных бюджетов средствами для обеспечения социальных потребностей населения, объектами коммунально-обслуживающего назначения (водоснабжение, канализация, транспорт, основные фонды непроизводственного назначения на одного человека и др.), платными услугами, розничной торговой инфраструктурой и др.
Уровень развития регионов характеризуется также показателями состояния рынка труда: уровни официально зарегистрированной и скрытой безработицы, средняя его продолжительность, соотношение количества безработных и рабочих вакансий.
Политические показатели
Такими показателями являются наличие политических и религиозных свобод в обществе, многообразие политических партий и общественных организаций, уровень коррумпированности власти и т.п. Они используются обычно для оценки уровней развития стран. Однако в случаях, когда в стране имеются значительные внутренние региональные политические и межконфессиональные противоречия, эти показатели выступают важнейшими критериями оцениваемых регионального социально-экономического развития.
Для вычисления и сравнение уровней регионального развития чаще всего используют метод индексов. Он основывается на том, что любой абсолютный статистический показатель можно вычислить как относительный щ относительно аналогичного среднего показателя по стране или миру Средний показатель принимают, как правило, за единицу соответствии конкретные региональные показатели будут или меньше, или больше единицы. С помощью таких расчетов можно быстро и просто вычислить отклонение показателей, исследуемых показателей, которые характеризуется ют обобщенные тенденции развития страны или мира
Различают простые (или специализированные) и сложные (или интегральные) индексы Простые индексы характеризуют только один показатель (например, отклонение регионального ВВП на душу населения от среднего по стране). Сложные индексы определяют составлением (суммированием) или перемножением нескольких простых индексов.
Для определения качественных процессов, которые невозможно охарактеризовать с помощью количественных показателей (например, уровне экономической свободы, демократичности власти, коррумпированности, инвестиционного риска), используют бальный метод оценки, то есть вместо реальных количественных индексов применяют условные бальные индексы. Этот подход, хотя и не дает точной информации, является достаточно достоверным.
Старые факторы
1.Фактор территории (чем больше размеры территории, тем больше возможностей для размещения населения и производства).
2. Фактор экономико-географического положения.
3. Природно-ресурсный фактор был главным в эпоху индустриального общества, но в эпоху НТР несколько утратил свое значение. Однако, он остается решающим для добывающей промышленности. Из-за истощения старых месторождений и районов добычи в последнее время в добывающих отраслях наметился сдвиг в районы нового освоения. Главными районами нового освоения являются северные районы и континентальный шельф.
4. Транспортный фактор ранее оказывал заметное влияние на размещение производств, а в эпоху НТР еще более усилил свое влияние. Благодаря развитию транспорта во многом удалось преодолеть территориальный разрыв между районами добычи природных ресурсов и районами производства, а также между районами производства и районами потребления продукции.
5. Фактор трудовых ресурсов оказывал ранее и продолжает оказывать сейчас влияние на размещение производств. Многие отрасли и сегодня ориентируются на дешевую рабочую силу. Но в эпоху НТР фактор трудовых ресурсов приобрел новое звучание. Многие, прежде всего, наукоемкие отрасли ориентируются на высококвалифицированную рабочую силу, т.е. усиливаются требования не столько к количеству, сколько к качеству рабочей силы.
6. Фактор территориальной концентрации долгое время оказывал значительное влияние на размещение хозяйства. Производственная концентрация, выражавшаяся в увеличении размеров предприятий в целях повышения эффективности их работы приводила к территориальной концентрации населения и хозяйства в крупных промышленных центрах, узлах, районах, транспортных узлах, городских агломерациях. Этот процесс продолжается и сейчас.
Новые факторы
7. Фактор наукоемкости особое значение имеет для новейших наукоемких отраслей, которые тяготеют к крупным научным центрам, большим городам и агломерациям. В эпоху НТР сложились новые формы территориальной организации науки – технопарки и технополисы.
Технопарк – агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная его задача – сокращение сроков внедрения научных идей в практику.
Технополис – специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров.
8. Экологический фактор в эпоху НТР приобрел особое значение. Ухудшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали причиной ограничения дальнейшей концентрации в них населения, а в ряде случаев переноса «грязных» производств в другие районы и даже страны.
Тема 9. Региональные рынки
Вопрос 1 Объекты и функции управления региональными рынками
Региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта Федерации. Управление региональными рынками предполагает воздействие субъекта управления (полномочные органы государственной власти и региональные администрации) на объект управления для достижения целей как отдельно взятого региона, так и национального рынка в целом.
Функционирование региональных рынков несовместимо с натурализацией обмена, местничеством, потому что это ведет к нарушению единого экономического пространства страны. Региональные рынки имели место в нашей стране еще в период лимитного (фондового) распределения. Они же складываются и при переходе к рынку. Разница лишь в том, что при плановой системе распределение осуществлялось в соответствии с планом, а в условиях рынка - под воздействием рыночных инструментов: цены, налогов, процентов по кредиту и т.д.
Основными целями управления региональными рынками является обеспечение сбалансированности рынков, удовлетворение потребностей населения региона, обеспечение экономической эффективности развития территории.
К основным объектам управления относятся:
- население, выступающее в качестве конечного потребителя;
- фирмы, предприятия, организации, частные предприниматели, производящие товары и услуги;
- сельскохозяйственные предприятия и личные подсобные хозяйства, производящие сырье для перерабатывающих предприятий и продовольственные товары, потребляемые в свежем виде (овощи, фрукты и др.);
- объекты рыночной инфраструктуры региона.
Основными функциями управления региональными рынками Являются:
- аналитическая, которая подразумевает экономическую диагностику процессов развития региональных рынков и включает исследование обще региональной конъюнктуры и конъюнктуры отдельных региональных рынков, исследование конкурентной среды региональных рынков, анализ институциональной структуры региональных рынков, исследование рыночной инфраструктуры региона, исследование структуры отдельных товарных рынков региона;
- функция организации и контроля, которая включает процесс построения органов управления региональными рынками, упорядочивание их взаимосвязей и информационных потоков, а также контроль над развитием отдельных региональных рынков и региональной экономики в целом;
- функция планирования, включающая разработку стратегических и тактических планов по развитию системы региональных рынков в целом и по отдельности;
- функция координации, предполагающая разработку различных нормативов, квот, законов, программ;
- функция мотивации, которая чаще всего выражается в предоставлении различных льгот хозяйствующим субъектам и в повышении покупательской способности потребителей региональных рынков.
Региональные рынки формируются под влиянием особенностей спроса и предложения в пределах административно - территориального образования. А сами эти особенности проистекают из множества социально-экономических, демографических, этнических и других причин. Развитый региональный рынок может успешно функционировать при хорошо поставленном постоянном изучении спроса, тенденций и закономерностей его развития.
Все это позволяет прогнозировать емкость, структуру и другие важные параметры рынка, а также сдвиги в нем.
Потребности в товарах и услугах обуславливаются платежеспособным спросом населения региона, который наряду с инфраструктурой также определяет характер функционирования региональных рынков.
Региональные рынки неоднородны. Существует несколько их классификаций.
По территориальной организации региональных рынков выделяют:
- поселенческие - рынки в населенных пунктах сельской местности;
- городские;
- областные;
- межобластные;
- республиканские;
- межрегиональные.
По виду продаваемого товара и предоставляемых услуг региональные рынки подразделяются:
- на потребительский - рынок благ;
- рынок земли и недвижимости;
- рынок капитала - кредитный и рынок ценных бумаг;
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг и др.
Тема 1 Регион как объект исследования и управления