Лекция 1: Публичные финансы и публичная финансовая деятельность
Лекции по финансовому праву
Оглавление
Лекции по финансовому праву. 1
Оглавление. 1
Лекция 1: Публичные финансы и публичная финансовая деятельность. 2
Лекция 2: Понятие и источники финансового права. 4
Лекция 3: Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения. 6
Лекция 4: Государственный (муниципальный) финансовый контроль и аудит. 9
Лекция 1: Публичные финансы и публичная финансовая деятельность
Публичные финансы: понятие и соотношение с частными
Финансы бывают публичные и частные
Понятие в трёх аспектах:
1. Историческая категория: периоды развития финансовой науки 1. Ненаучный; 2. Переход к научной обработке; 3. Научный подход. Отношения появились уже в Вавилоне. В Средневековье появились первые труды по финансам.
2. Экономическая категория: экономические отношения, которые связаны с образованием, распределением и использованием денежных средств.
3. Материальный смысл: централизованные и децентрализованные фонды денежных средств
Подходы к финансовой науке: государственный и частный (классический и неоклассический)
Распределительная концепция: только на стадии распределения
Воспроизводственная концепция: на всех стадиях возникают финансы
Сферы денежных отношений:
1. Распределение, образование и использование централизованных денежных фондов;
2. То же но с децентрализованными фондами;
Централизованные денежные фонды:
- публичные бюджеты;
- обособленные денежные средства государственных корпораций;
- денежные части казенных учреждений;
- денежные средства бюджетных учреждений;
- денежные средства унитарных предприятий;
- средства ЦБ;
- денежные средства АО с 100% участием РФ;
Децентрализованные денежные форды:
1. Публичные (АСВ)
2. Частные
Критерии разграничений публичных и частных денежных отношений:
1. По субъекту: публичный и частный субъект;
2. Источники формирования: обязательные платежи и иные методы;
3. Приоритет: расходы и доходы;
4. Цель: обеспечивание публичного интереса и обеспечение другой группы интересов;
5. По составу: централизованные денежные фонды и децентрализованные денежные фонды;
Казна (средства бюджета и федеральное/муниципальное имущество)
Публичная финансовая деятельность
Это финансово-правовая категория, имеющая определяющее значение.
Понятие:деятельность уполномоченного субъекта, которая направлена на образование и обьединение фондов денежных средств, а также их использование в публичных целях.
Субъекты деятельности
1. Те, финансовые полномочия которых являются частью компетенции (Президент, органы исполнительной власти общей компетенции, законодательные органы)
2. Те, которые специально были созданы для осуществления финансовых полномочий (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Центральный банк, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Внебюджетные фонды, АСВ, ВЭБ, УК Фонда консолидации банковского сектора)
Методы публичной финансовой деятельности:
1. Обязательные и добровольные платежи для образования фонда;
2. Метод финансирования и метод кредитования для распределения фонда;
3. Метод наличных и безналичных вопросов
В финансовом праве есть общая и особенная часть
Лекция 2: Понятие и источники финансового права
Понятие, предмет и метод финансового права
Как отрасль права
1) Предмет: общественные отношения, которые складываются в процессе образования, распределения и потребления денежных фондов
2) Метод: императивный + зарождение диспозитивности;
3) Отрасли: бюджетное и налоговое право
4) Институты:
i. государственный и муниципальный контроль
ii. государственный и муниципальный кредит
iii. финансово-правовые основы банковской деятельности
iv. эмисионное право
Как отрасль законодательства
1) Законы:
i. Отраслевые (Кодексы)
ii. Иной принадлежности, но содержащие нормы финансового права (Об основах регулирования и внешней деятельности)
iii. Законы, регулирующие правовое положение органов
Как наука – система знаний
1) Предмет: категории, система, практики, опыт публичных финансов в зарубежных странах.
2) Метод: системный анализ; метод комплексного анализа; сравнительно-правовой; социологический
4. Как учебная дисциплина – систематизированная информация о финансовом праве как об отрасли, так и как о науке.
Источники финансового права
Конституция РФ
a. Свобода перемещения финансов по территории РФ
b. Государственные займы возмещаются на основании закона и принимаются добровольно
c. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют
d. Принципы сбора налогов и сборов устанавливаются ФЗ
e. Стабильность рубля – основная функция ЦБ
f. Нормативно-правовое регулирование = финансовое регулирование – не верно, так как таким образом нарушаются положения Конституции. Понятие финансовый суверенитет
(Конституции ЗС: есть целые главы, посвященные финансовым отношениям (Люксембург, Швеция, Бельгия)
Международные договоры
a. Участие России в Международных финансовых организациях
b. Договоры, связанные с налоговым обложением
c. Сотрудничество в финансово-экономической сфере, включая финансовый контроль
Федеральные законы
a. Бюджетный Кодекс: бюджетные полномочия, контроль, отношения
b. Налоговый Кодекс
c. Часть 1: общие принципы, структуру налоговой системы, основы налогового контроля, налоговые правонарушения
d. Часть 2: -
Единого кодифицированного акта нет.
Закон о бюджете
a. История закона о бюджете. 2004 год – закон о статусе военнослужащих. Возможно ли, чтобы нормы одного закона отменяли нормы другого равного его закона. ФЗ о бюджете – круче, так как он особенный по следующим характеристикам (в принципе, везде признается особенным законом).
b. Характеристики закона о бюджете:
c. Предметно-материальные особенности
d. Предписания касаются доходов и расходов государства за определенное время
e. Этот закон создает условия для реализации правовых норм
f. Не порождает прав и обязательств, которые бы действовали дольше финансового года
g. Закон о бюджете не может отменять и изменять положения других законов, может только приостанавливать
h. Специальные субъекты права законодательной инициативы
i. Для контроля над исполнением есть специальный орган
Подзаконные НПА
a. Федеральные – МинФин, Правительство.
b. У субъектов – Законы по бюджетным отношениям
c. У муниципалов – уставы, решения.
Судебная практика
Презумпции и фикции
Юридические презумпции – предположение о наличии или отсутствии оснований для возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей, направленное на достижение целей правового регулирования. Связаны с целями правового регулирования. Много в НК: п. 7 ст. 3 – добросовестность налогоплательщика; п. 6 ст. 8 – добросовестность налогоплательщика
Виды презумпций
1. Опровержимые – те, в отношении которых закон допускает возможность опровержения, и которые действуют до тех пор, пока не доказано иное (п. 1 ст. 40 НК РФ: для целей налогообложения принято, что цена, указанная в договоре, считается соответствующей уровню рыночных цен);
2. Неопровержимые – те, опровержение которых не допускается (п. 6 ст. 69 НК РФ: требование об уплате налогов; если почтой, то в течение 6 дней налогоплательщик будет считаться получившим уведомление)
Юридические фикции – технико-юридический прием, суть которого состоит в том, что несуществующее объявляется существующим и наоборот (в НК есть элементы налогообложения, после прохождения которых налог считается установленным законом; но сбор может собираться. Случай с индивидуальными предпринимателями)
Финансовые правоотношения
Особенности:
1. В процессе публичной деятельности
2. Властно-имущественный характер – один из участников всегда осуществляет властные полномочия по отношению к субъекту + имущество в качестве объекта
3. Субъект – публично-правовой
Субъекты финансового права
I. Публично–территориальные образования (государство и муниципальные образования):
1. Роль государства
i. Казна; или
ii. Властвующий субъект
2. Муниципальные образования
i. Закрытые административно-территориальные образования (особенности касаются бюджетного финансирования: бюджетные ассигнования + обычные межбюджетные траншы)
ii. Особые экономические зоны (ФЗ 2005 года: особый режим предпринимательской деятельности – свободная таможенная зона; УК может быть АО но со 100% участием РФ)
II. Коллективные субъекты:
1. Органы государственной власти и Органы местного самоуправления
2. Юридические лица (ГУП, фонды, публично-правовые компании (см. одноименный ФЗ) и государственные корпорации (ВЭБ, АСВ, Фонд содействия ЖКХ, Роскосмос, Ростехнологии, Роснано, Росатом, Автодор). ОТЛИЧИЯ: см. в законе)
III. Индивидуальные субъекты:
1. Физические лица (граждане + предприниматели)
2. Статус аудитора (ИП + особые права и обязанности по ФЗ; спор о свободе ИП деятельности и аудиторские проверки)
3. Вопросы резидентства (НК: ФЛ, находящееся на территории РФ в течение 183 дней в России; ВП: ФЛ-граждане, кроме проживающих на территории иностранного государства в течение 1 года)
Понятие и элементы
Понятие: (законодательного нет; единого акта о финансовом контроле нет, потому что в каждой сфере свой контроль) деятельность органов по реализации контрольных полномочий (на обеспечение законности финансовых операций.
Широкий смысл: деятельность всех органов;
Узкий смысл: деятельность конкретного лица;
Лимская декларация общих принципов контроля: цель, виды, принципы
Правовое регулирование: Декларация + отдельные законодательные акты
Элементы:
1. предмет – финансовые операции, отчетность, финансово-плановые акты, движение денежных средств (т.е. действия, либо акты, подпадающие под контроль);
2. объект – субъекты, в отношении которых осуществляются контрольные мероприятия;
3. субъект – уполномоченные органы или подразделения;
4. методы – регламентированные действия конкретных субъектов в отношении объектов
5. процедура – оформление результатов (различается для каждой сферы)
Методы финансового контроля
1. Проверка – совершение контрольных действий по фактическому и документальному изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности учета и отчетности.
Виды
1) Камеральные – по месту нахождения субъекта.
2) Выездные – по месту нахождения объекта.
3) Встречные – запрашивание документов у контрагента.
2. Ревизия – комплексная проверка, которая выражается в действиях по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций. Ревизии нет в законе, но есть в регламенте. Изучается вся деятельность.
3. Обследование – анализ и оценка состояния сферы деятельности объекта контроля, проводимые органом финансового контроля в целях решения вопроса о дальнейших контрольных мероприятиях. Может проводиться самостоятельно.
4. Санкционирование операций (для бюджетного) – совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций относительно их наличия, и соответствия указанной в них информации требованиями бюджетного законодательства РФ. Федеральное Казначейство может как санкционировать операции, а может – и нет. ФК следит за операциями, которые открыты в ФК. Санкционирование осуществляется путем разрешительной надписи.
Обязательный аудит
Виды аудита:
1) Инициативные
2) Обязательные (только организации)
Субъекты:
1) АО
2) Кредитные организации
3) Страховые организации
4) Пенсионные фонды
5) Банковские группы и холдинги
6) НКО
7) ГУП
8) Госкорпорации
9) и т.д.
Результат аудиторской проверки – аудиторское заключение. Перечень сведений указан в законе. Вопрос о соответствии закону. Нет такой обязанности, но сам аудитор действует в правовом поле. В случае обнаружения незаконной деятельности, аудитор запрашивает аудируемое лицо и сообщает ответственному органу.
Вопрос об аудиторской тайне. Разглашает по решению суда. ФНС хочет убрать эту норму.
Заведомо ложное аудиторское заключение. Основания
1) Составлено без проведения аудита
2) Составлено по результатам, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации.
Практически невозможно признать такое заключение ложным. Аудиторы представляют только мнение.
Оформление результатов финансового контроля
Бюджетный
1) Представление – акт органа финансового контроля, который носит рекомендательный характер. Составляется органом и подписывается руководителем. Более мягкий вариант реагирования. Субъект информирует объект.
2) Предписание – обязательный для исполнения акт контрольного органа. Основания:
(1). Нарушения с ущербом для государства
(2). Возврат денежных средств в бюджет
(3). Несоблюдение сроков представлений
(4). Создание препятствий для проведения контрольных мероприятий
Налоговый контроль
Понятие: деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства.
Виды: такие же (см. выше)
Оформление результатов налоговой проверки:
(1). Справка проверки (не окончательный акт)
(2). Акт проверки (окончательный акт)
(3). Вынесение решения по результатам материалов налоговой проверки:
(4). Рассмотрение в течение 10 дней;
(5). Вопрос в наличии правонарушения
(6). Решение руководителя
(7). Вступления в силу
Лекция 5: Бюджет и бюджетное устройство
Понятие и виды бюджетов
Понятие
1. публичный фонд денежных средств (фонд – это имущество, совокупность записей на банковских счетах; материальный смысл бюджета); часть казны;
2. финансовый план публично-правового образования (появился в Англии; в России – как роспись доходов и расходов); основа для других финансово-плановых актов;
3. нормативно-правовой акт, принимается законодательными органами власти (в англо-саксонской системе расходная и доходная часть принимается раздельно)
Виды бюджетов
I. по территориальному признаку
1. общегосударственные (в России нет)
2. федеральные
3. региональные
4. местные
II. по времени действия
1. многолетние (скользящие) – акты, принимаемые на несколько лет; зачем нужны плановые периоды (рейтинг государства, для органов местных)
2. однолетние
3. дробные – на один месяц, на полгода; плохо; в БК есть механизм дробного бюджета на случай кризисных ситуаций;
III. по времени составления и исполнения
1. чрезвычайный (не военный бюджет – есть расходы на военные нужды)
2. обыкновенный
IV. по способу формирования расходов
1. бюджет-брутто (все бюджетные расходы)
2. бюджет-нетто (исключение расходы на содержание государственных и муниципальных органов
V. Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории
VI. Бюджет Союзного государства России и Беларуси утверждается Декретом Высшего Государственного совета Союзного государства (с профицитом; составляется неконкретно)
Бюджетное устройство
Понятие:
1. организация и принципы построения бюджетной системы
2. основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность бюджетов
Признаки:
1. на существующих экономических отношениях основана;
2. государственное устройство определяет структуру.
Элементы бюджетной системы
1. Федеральный бюджет
2. бюджеты субъектных РФ
3. местные бюджеты
4. бюджеты муниципальных районов, городских округов и т.д.
5. бюджеты городских и сельских поселений и т.д.
6. государственные внебюджетные фонды
7. территориальные внебюджетные фонды
Принципы бюджетной системы
I. единство (29 статья БК)
1. разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов (ст. 30 БК)
2. все доходы, расходы и источники финансроваония закреплены за бюджетами бюджетной системы РФ (ст. 31 БК)
II. определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов бюджетов и т.д.
III. самостоятельность
1. установленные права, обязанности и запреты для органов местного самоуправления;
IV. равенство бюджетов (ст. 31.1 БК)
1. единые принципы определения объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов;
2. равны между собой и в отношениях с вышестоящими.
Межбюджетные отношения
Понятие: взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Круг вопросов предельно широк.
Модели
I. централизованная (перечень всех налогов и ставки определяется централизованно)
II. децентрализованная (региональные и местные органы обладают правом устанавливать собственные налоги)
III. смешанная (региональные и местные органы обладают полномочиями по установлению налогов в части определения некоторых элементов) – Россия здесь: субъекты федерации имеют право устанавливать те налоги, которые регламентированы на федеральном уровне, разрешенные элементы налогов можно корректировать. Снижение налоговой ставки чревато неполучением бюджетной помощи.
Правовые механизмы межбюджетных отношений (централизована):
I. единые нормативы отчисления от налогов – «расщепление» налогов не меняет их правовой сути;
II. межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету (ст. 130 БК);
1. дотации – без установления направлений использования; направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности
2. субсидии – софинансирование расходов; видов дофига;
3. субвенции – средства, выделяемые для осуществления обязательств нижестоящим бюджетом; «нефинансируемые мандаты»;
4. межбюджетные трансферты внебюджетным фондам;
5. отрицательные трансферты – из нижестоящего вышестоящему;
III. иные трансферты;
IV. бюджетные кредиты.
1. разовый характер;
2. предоставляются для покрытия кассовых разрывов;
3. не всегда возмездные.
Лекции по финансовому праву
Оглавление
Лекции по финансовому праву. 1
Оглавление. 1
Лекция 1: Публичные финансы и публичная финансовая деятельность. 2
Лекция 2: Понятие и источники финансового права. 4
Лекция 3: Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения. 6
Лекция 4: Государственный (муниципальный) финансовый контроль и аудит. 9
Лекция 1: Публичные финансы и публичная финансовая деятельность