Информационная поддержка контроллинга
Содержание лекции:
Обоснование необходимости применения современных информационных технологий.
Информация – главный ресурс роста производительности предприятия.
Требования, предъявляемые к информации:
- Своевременность;
- Достоверность;
- Информация должна быть релевантна;
- Полнота информации;
- Полезность;
- Понятность;
- Регулярность поступления.
Информация позволяет:
Ø Установить стратегические цели предприятия;
Ø Установить стратегические задачи предприятия;
Ø Принимать обоснованные управленческие решения;
Ø Координировать действия разрозненных подразделений.
Контроллинг как система управления будущим. Система поддержки принятия решений. Цель разработки и внедрения системы поддержки принятия решений. Основа системы поддержки принятия решений:
¨ Доставка данных и информации из внутренних и из внешних источников;
¨ Управление данными и информацией;
¨ Представление информации в виде диаграмм, графиков и т.д.
¨ Анализ и синтез финансовой и экономической информации.
Целью создания системы является обеспечение методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе фактографического и статического анализа, прогноза финансовых и экономических показателей.
Источники информации. Четыре потока информации: два внутренних потока и два внешних.
Внешняя деловая среда (макросреда) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием.
Внешние потоки информации:
- Экономические потоки информации;
- Политические потоки информации;
- Конкурентные потоки информации;
- Международные потоки информации;
- Технологические потоки информации;
- Рыночные потоки информации;
- Социальные потоки информации.
Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания,закладываемые и порождаемые в производстве.
Внутренние источники информации:
- Система внутрифирменного документооборота;
- Документы из электронных хранилищ;
- Документы на бумажных носителях;
- Транзакционные системы.
Три информационные роли руководителя:
Ø Приемник информации;
Ø Распространитель информации;
Ø Представитель во внешнем мире.
В условиях рыночной экономики, быстро изменяющегося состояния на рынке и жесткой конкуренции от руководства предприятия требуется постоянный контроль за деятельностью своей организации и всех процессов, которые в ней протекают (производство, управление, учет и т.д.). И чем лучше будет его осведомленность, тем более эффективным будет процесс управления, поскольку руководство будет иметь возможность принимать оперативные и стратегические управленческие решения. Поэтому возникает необходимость в создании информационной базы.
Бумажные носители информации в настоящее время не популярны и служат некой преградой на пути внедрения передовых технологий управления. В этой связи использование современных методов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации для подготовки управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса. Причем информация, собираемая при помощи современных информационных технологий, должна отвечать следующим требованиям:
- своевременность
- достоверность
- релевантность
- полнота
- полезность
- понятность
- регулярность поступления.
Информационные потоки обеспечивают нормальную работу предприятия. Создание системы информационной поддержки предприятия для службы контроллинга является первостепенной задачей, поскольку именно на ее основе она сможет помочь руководству в процессе принятия управленческого решения.
Под системой информационных потоков понимают совокупность информации, которая позволяет предприятию вести финансово-хозяйственную деятельность.
Основой такой системы являются:
- доставка данных и информации аналитического и сводного характера как из внутренних, так и из внешних источников для проведения экономических и финансовых оценок, сопоставления планов, разработки моделей и составления прогнозов в бизнесе;
- формирование во взаимодействии с руководством системы информационных, финансовых, математических и эвристических моделей экономических и управленческих процессов. Концептуально решение поставленной проблемы должно базироваться на обеспечении доступа к данным и информации и формировании адаптивной системы моделей бизнеса. При этом необходимо обеспечить:
- доступ к данным внутренних и внешних источников информации, использующих серийно выпускаемые базы данных;
- управление данными и информацией в разнородных (многоплатформенных) комплексах, что позволяет обеспечить их открытость;
- хранение данных и информации в унифицированных форматах, пригодных для дальнейшего анализа, синтеза и представления, включая модели «что..., если...»;
- анализ и синтез финансовой и экономической информации, моделирование состояний, процессов и условий;
- представление информации в виде диаграмм, графиков и географических карт в форме, интуитивно понятной и удобной руководству для выработки решений.
Таким образом,
Целью создания системы является обеспечение методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе фактографического и статистического анализа и прогноза финансовых и экономических показателей. Это подразумевает использование на постоянной основе методов прогнозирования, мониторинга, анализа и корректировки деятельности предприятия и его подразделений, а также сведений о состоянии рынков и условиях конкуренции.
Источники информации
Для эффективного функционирования любого предприятия необходима информация о деятельности конкурентов, о ситуации в стране, о виде продукции (услуг), которые пользуются наибольшим спросом, о среднерыночных ценах на выпускаемую предприятием продукцию, оказываемую услугу, о ситуации внутри предприятия и т.д. Поэтому можем сделать вывод, что информация является основным ресурсом для любого предприятия, поскольку без наличия информации менеджер не может принять управленческое решение.
Информация – главный ресурс роста производительности предприятия.
Информация позволяет:
¨ устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности;
¨ принимать обоснованные и своевременные управляющие решения;
¨ координировать действия подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.
Для того, чтобы улучшить процессы управления предприятием и производство, менеджеру необходимо собирать, анализировать всю информацию, которая поступает как из внутренней, так и из внешней среды. Далее рассмотрим потоки информации. А.М. Карминский и П.В. Нестеров в своей книге «Информатизация бизнеса» выделяют четыре потока информации: два внешних и два внутренних.
Внешняя деловая среда (или макросфера) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием.
Отношения определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, а также конкурентами. Согласно оценкам экспертов, наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов.
К факторам внешней среды, влияющим на цели организации, относятся:
- поставщики
- материалы
- капитал
- трудовые ресурсы
- государственные органы
- законы
- потребители
- конкуренты
- технология
- состояние экономики
- социокультурные факторы
- политические факторы
- отношения с местным населением.
Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.
В качестве внутренних источников информации могут выступать:
- транзакционные системы, предназначенные для операционной работы, в том числе с клиентами, включая клиентов филиалов и представительств;
- система внутрифирменного электронного документооборота;
- документы из электронных хранилищ;
- документы на бумажных носителях.
Как видно, потоки информации слишком велики, поэтому намного удобней использовать современные информационные технологии, а именно автоматизированную информационную систему. Она должна обеспечить возможность комплексного использования всей гаммы информационных источников для решения традиционных и нерегламентированных аналитических задач. Для этого система поддержки принятия решений должна базироваться на концепции единого информационного пространства.
ЛЕКЦИЯ 3.