Топливоподача при сжигании жидкого топлива
Подача мазута из резервуаров к форсункам осуществляется специальными мазутными насосами через систему трубопроводов, фильтры и подогреватели. Для поддержания необходимой
температуры мазута в мазутохранилище применяется метод циркуляционного разогрева, который считается наиболее эффективным и принят в настоящее время за типовой.
Принципиальная схема циркуляционного подогрева мазута показана на рис. 2-4. При этом методе разогрева мазут забирается из нижней части резервуара 8 и по всасывающему трубопроводу 1 поступает в насос 2, который направляет его в подогреватель 3. Подогретый мазут по трубопроводу 4 подается в распределительный коллектор 5 и через насадки 6 сбрасывается в мазутохранилище. Разогрев мазута путем его непрерывной циркуляции не только эффективен вследствие интенсивной передачи теплоты, но обеспечивает также равномерное распределение и мелкое диспергирование содержащейся в мазуте влаги и препятствует осаждению карбоидов на дно резервуара.
В местах отбора мазута из резервуаров мазутохранилища должна поддерживаться температура мазута марки 40 не менее 60 °С, мазута марки 100 —не менее 80 °С. При этом змее-
виковые подогреватели устанавливаются в резервуарах только в месте отбора мазута. При указанных температурах обеспечивается надежная и экономичная работа мазутных насосов.
Число резервуаров, через которые одновременно осуществляется циркуляция, зависит от суточного расхода мазута. При этом следует учитывать, что разогрев резервуаров, в которых осуществляется «холодное» хранение мазута, должен производиться за двое суток до ввода его в эксплуатацию. Холодное хранение мазута в резервуарах производится при температуре мазута не ниже 10 °С.
Подача топлива из мазутохранилища к форсункам осуществляется роторными, поршневыми или центробежными насосами. Из роторных насосов наиболее часто применяются винтовые и шестеренчатые насосы. Для нормальной работы насосов, предотвращения засорения форсунок и подогревателей, устанавливаются фильтры грубой и тонкой очистки жидкого топлива от механических примесей. Для подогрева мазута, поступающего к форсункам, применяются закрытые подогреватели различных конструкций: Таганрогского завода, горизонтального типа предприятия «Оргэнергонефть» и др.
При эксплуатации системы мазутоснабжения промышленной котельной необходимо систематически следить за работой насосов, мазутопроводов и подогревателей. Для обеспечения надежной работы мазутных, насосов необходимо производить опробование резервных насосов по графику. Трубопроводы мазута, пара, конденсата и установленная на них арматура должны своевременно ремонтироваться во избежание появления неплотностей. Капитальный ремонт мазутных насосов производится один раз в год, а текущий два — три раза в год.
Давление мазута после насосов должно поддерживаться постоянным в соответствии с режимной картой. Необходимо следить за плотностью всасывающих трубопроводов, чистотой сеток заборных труб, фильтров, плотностью подогревателей, правильностью работы указателей уровня мазута в мазутохранилище.
Падение производительности мазутных насосов указывает на их износ. У поршневых насосов изнашиваются поршневые кольца, плунжеры, цилиндры. У роторных насосов изнашивается ротор. Износ насосов зависит от загрязненности мазута, его подогрева и состояния фильтров.
Для нормальной работы форсунок очень важно, чтобы выдерживалась заданная температура мазута. В эксплуатации часто наблюдается снижение температуры мазута. Это может происходить вследствие снижения коэффициента теплопередачи в подогревателях из-за загрязнения поверхности нагрева, нарушения изоляции мазутопроводов и мазутохранилищ, крайне низкой наружной температуры, уменьшения расхода пара на подогреватели при неисправности конденсатоотводчиков.
Подача мазута к форсункам должна производиться по обеим ниткам мазутопровода, так как вязкие мазуты способны при понижении температуры образовывать пробки. Во избежание закупорки мазутопроводов прекращение циркуляции на отдельных участках крайне нежелательно. При необходимости отключения отдельных участков мазутопровода следует спускать из него горячий мазут, очищая арматуру.
Опыт эксплуатации показал, что неправильная изоляция мазутопроводов, проложенных совместно с паропроводами, приводит к преждевременному разрушению изоляции. На рис. 2-5 показана рациональная изоляция мазутопроводов при совместной прокладке их с греющим паропроводом.
При сжигании сернистых мазутов в эксплуатации применяются различные присадки, добавляемые к мазуту. В настоящее время пользуются жидкими присадками, разработанными Всесоюзным научно-исследовательским институтом нефтяной промышленности (ВНИИНП). Наиболее дешевой и достаточно эффективной является присадка ВНИИНП-104.
Обычно жидкая присадка поступает на предприятие в бочках, из которых сливается в приемную емкость для мазута, а затем насосом подается в мазутохранилище. Для эффективного использования жидких присадок необходимо следить за чистотой емкостей, в которые сливается присадка. Емкости должны быть освобождены от отложений и воды. Следует учитывать, что присадки растворяют имеющиеся в мазутохранилище отложения, в которых содержится до 5% золы. Это в начальный момент может привести, к ухудшению качества мазута, поступающего к форсункам.
При эксплуатации мазутного хозяйства серьезное внимание должно быть обращено на исправность и постоянную готовность средств противопожарной защиты, а также на обучение персонала методам тушения пожара. Каждый- отдельно стоящий резервуар оборудуется химическим огнетушителем, ящиком с песком емкостью 0,5 м8 и лопатой. Для тушения пожара мазутонасосная оборудуется устройствами для подачи в помещение насыщенного пара. Эти устройства представляют собой трубы с отверстиями, расположенные по периметру помещения на высоте 300—500 мм от пола. Вентиль для подачи насыщенного пара располагается за пределами помещения насосной в специальном шкафчике со стеклянной дверцей. Необходимо систематически следить за исправностью вентиля и за наличием в паропроводе перед ним заданного давления пара. Категорически запрещается тушить горящий мазут из брандспойта или заливать его водой, так как мазут всплывает и, разливаясь, увеличивает площадь, охваченную огнем. Очаги горящего мазута забрасывают песком от края к центру. Возможно применение специальных распыляющих брандспойтов, которые создают вокруг пламени завесу из мельчайших капелек воды.
Особую осторожность следует проявлять, удаляя из резервуара грязь, пульпу и другие остатки, содержащие сернистый мазут, так как при соприкосновении с воздухом они способны воспламеняться. Во избежание воспламенения все удаляемые остатки при очистке резервуаров необходимо поддерживать во влажном состоянии, транспортируя их с территории предприятия в безопасное место для сжигания.
В инструкции по эксплуатации мазутного хозяйства должны быть разделы, в которых указываются меры безопасности при разогреве и сливе мазута, при работе внутри резервуаров, применении моющих средств, переносного электрического оборудования и освещения.