Пути увеличения прибыли и рентабельности
Прибыль – это экономический показатель, который постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Основными из них являются рост общего дохода предприятия и снижение текущих затрат. Поэтому пути увеличения прибыли и рентабельности непосредственно определяются факторами, оказывающими влияние на уровень продаж и издержки.
Данные факторы определяются как внутренними условиями функционирования предприятия, так и внешними, не зависящими от него. К внутренним факторам, прежде всего, относятся инновационная восприимчивость и предпринимательская активность руководящих работников и специалистов предприятия, которая реализуется посредством:
- разработки нового товара или товара более высокого качества, обладающего рыночной новизной;
- внедрения новейшего оборудования и прогрессивных технологических процессов, новых видов сырья и материалов;
- повышения конкурентоспособности товара;
- освоения новых рынков сбыта;
- диверсификации производства;
- снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости товара;
- повышения эффективности использования основного и оборотного капитала;
- применения управленческого учёта для эффективного управления затратами и т.д.
В качестве внешних факторов, влияющих на прибыль, выступают:
- денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства;
- таможенные платежи и пошлины;
- конъюнктура товарного рынка;
- темп инфляции;
- уровень цен на сырьё, материалы, топливно-энергетические ресурсы и др.
На прибыль предприятия оказывают влияние факторы, обусловленные специфическими особенностями отрасли, к которой оно относится. От того, действует ли предприятие в материало-, капитало- или трудоемкой отрасли, зависят уровень и структура издержек производства, пути их снижения и норма прибыли.
49. Сущность и значение налогового планирования
Налоговое планирование - это законный способ оптимизации (минимизации) налоговых обязательств с использованием предоставленных законом льгот и приемов сокращения налоговых платежей.
Сущность налогового планирования - признание за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Налоговое планирование - составная часть стратегического планирования предпринимательской деятельности, бюджетирования. формирования и обоснования бизнес-планов. В данном аспекте основной целью налогоплательщика является не противодействие фискальной системе государства, а высвобождение активов для дальнейшего их использования в предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.
Возможны различные модели поведения налогоплательщиков, включая применение законных и незаконных способов снижения налоговых платежей. Поэтому необходимо разграничивать понятия «налоговое планирование», «уклонение от уплаты налогов» и «обход налогов».
Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредставление деклараций и других документов, незаконное использование налоговых льгот и т.п. При незаконном уменьшении налогов или уклонении от уплаты налогов применяются способы, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства.
Обход налогов - ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин, в том числе, уклонение от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязательность уплаты налога или выбор режима налогообложения при существующих формах деятельности и видах доходов.
Возможности обхода налогов и других платежей в бюджет могут определяться следующими факторами: - спецификой объекта налогообложения, освобождением от налогов отдельных видов операций или доходов;
- спецификой субъекта налогообложения (например, субъекты малого бизнеса или сельскохозяйственные предприятия имеют право на выбор режима налогообложения, и как следствие, снижение налоговой нагрузки, а также определенные льготы в рамках общего режима налогообложения);
- особенностями метода обложения, способа исчисления и уплаты налога (так, кадастровый способ обложения особенно выгоден при высоком уровне инфляции);
- видом системы налогообложения, например, разных ставок налога при получении разных форм доходов;
- использованием «налоговых убежищ» (существующие различия в налогообложении различных стран могут уменьшить налоговое бремя, а также возможность осуществления деятельности в свободных и особых экономических зонах, закрытых административно-территориальных образованиях);
- уровнем инфляции.
50. Порядок организации налогового планирования на предприятии
Налоговое планирование - это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им законных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств.
Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможный срок при соблюдении закона.
Налоговое планирование включает в себя ряд элементов: изучение и анализ законодательства, оценку налоговых обязательств, налагаемых на компанию при совершении сделок, усовершенствование проводимых операций, подготовку необходимых документов и обоснований для оформления и обеспечения операций, с учетом налоговых обязательств создание новых организационно-правовых структур, переоценку основных средств и т.п.
Налоговое планирование опирается на принципы законности всех способов оптимизации налогообложения, экономичности используемых схем оптимизации налогообложения; индивидуальные схемы деятельности налогоплательщика.
Составными этапами налогового планирования являются:
· анализ проблем и постановка задач (анализ включает в себя, определение особенностей деятельности организации, анализ основных налогов, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и др.);
· определение основных инструментов, которые может использовать организация (налоговые льготы, специальные налоговые режимы, соглашения об избежании двойного налогообложения и т.д.);
· создание схем (позволяют реализовать задачи налогового планирования наилучшим образом);
· контроль осуществления деятельности в соответствии с разработанной схемой (т.е. сопоставить общий размер налоговой экономии и общий размер налоговых потерь).
Процесс налогового планирования на предприятии это:
Во - первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера).
Во - вторых, постоянный поиск оригинальных решений и схем работы организации.
В - третьих, постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций вашего профиля и смежных сфер бизнеса.
Роль каждого из участников процесса налогового планирования специфична. Так, менеджер дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения. Бухгалтер проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета, формулирует возможные с точки зрения процедуры схемы, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом. Юрист анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом «узких мест» при ее исполнении.
Особенность роли юриста в налоговом планировании обусловлена наличием в налоговом праве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены, либо допускают их неоднозначное толкование? В этой сфере выбор наиболее «налогооптимальных» направлений требует тщательного прогнозирования возможной реакции налоговой администрации и большой вероятности вступления в активные действия с целью получения ее предварительной реакции на те или иные варианты интерпретации действий налогоплательщика и их правовых и финансовых последствий.
Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством.