Анализ финансовых показателей ООО «Домашний интерьер»
Для того, чтобы проанализировать активы предприятия ООО «Домашний интерьер» составлена таблица 5.
Таблица 5 - Анализ активов ООО «Домашний интерьер»
Показатель | на 31.12.2013 г. | на 31.12.2014 г. | на 31.12.2015 г. | Изменение за 2015 - 2013 гг. | |||||
тыс. руб. | в % к ВБ | тыс. руб. | в % к ВБ | тыс. руб. | в % к ВБ | тыс. руб. | п.п. | Темп роста, % | |
I. Внеоборотные активы | |||||||||
Основные средства | 4,02 | 5,67 | 37,61 | 33,60 | 1785,49 | ||||
Итого по разделу I | 4,02 | 5,67 | 37,61 | 33,60 | 1785,49 | ||||
II. Оборотные активы | |||||||||
Запасы | 69,59 | 81,54 | 42,11 | -27,48 | 115,39 | ||||
Дебиторская задолженность | 13,37 | 7,04 | 16,81 | 3,44 | 239,78 | ||||
Денежные средства | 9,54 | 0,94 | 0,58 | -1867 | -8,96 | 11,60 | |||
Прочие | 3,48 | 4,82 | 2,88 | -0,59 | 158,26 | ||||
Итого по разделу II | 95,98 | 94,33 | 62,39 | -33,60 | 123,95 | ||||
Всего активов | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 0,00 | 190,70 |
Анализ абсолютных и относительных показателей таблицы 5 показал, что за 3 года имущество предприятия увеличилось на 20071 тыс. руб. Основной удельный вес в структуре активов на конец 2015 составляют оборотные активы – 62,39 %, что является положительным моментом в деятельности предприятия, т.к. свидетельствует о том, что доля мобильных активов больше, незначительная часть собственных средств «заморожена» в неликвидных активах.
При этом, следует отметить, что произошел значительный прирост внеоборотных активов именно в 2015 году, что повысило их долю общей структуре активов. В предыдущий период доля внеоборотных активов не превышала 5%.
За 3 года внеоборотные активы предприятия значительно возросли на 14984 тыс.руб., основным фактором, повлиявшим на это является увеличение стоимости основных средств.
Так в 2013 году стоимости основных средств составляла 889 тыс.руб., в 2014 году произошел рост до 1201 тыс.руб., и затем в 2015 году произошел рост основных средств до 15873 тыс.руб.
Структура активов представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Динамика структуры активов ООО «Домашний интерьер»
Структура оборотных активов представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Динамика структуры оборотных активов ООО «Домашний интерьер», тыс.руб.
Рост объема оборотных активов на 5087 тыс.руб. за 3 года объясняется в первую очередь ростом объема производственных запасов на 2370 тыс. руб., причиной роста запасов является приобретение необходимой готовой продукции предприятием в связи с расширением ассортимента ООО «Домашний интерьер».
В то же время обращает на себя внимание рост дебиторской задолженности на 4136 тыс. руб. Отметим, снижение размера денежных средств на расчетных счетах и в кассе предприятия на 1867 тыс. руб., основной объем средств, полученный от заказчиков были немедленно пущены в оборот на приобретение запасов.
Далее необходимо проанализировать динамику состава и структуры источников финансирования предприятия ООО «Домашний интерьер». В процессе анализа пассива баланса предприятия следует изучить изменения в его составе, структуре и дать им оценку, что показано в таблице 6.
Таблица 6 - Анализ пассивов ООО «Домашний интерьер»
Показатель | на 31.12.2013 г. | на 31.12.2014 г. | на 31.12.2015 г. | Изменение за 2015 - 2013 гг. | |||||
тыс. руб. | в % к ВБ | тыс. руб. | в % к ВБ | тыс. руб. | в % к ВБ | тыс. руб. | п.п. | Темп роста, % | |
III. Капитал и резервы | |||||||||
Уставный капитал | 0,05 | 0,05 | 0,02 | -0,02 | 100,00 | ||||
Нераспределенная прибыль | 70,09 | 81,73 | 48,08 | -22,01 | 130,82 | ||||
Итого по разделу III | 70,14 | 81,78 | 48,11 | -22,03 | 130,80 | ||||
V. Краткосрочные обязательства | |||||||||
Займы и кредиты | 23,76 | 14,15 | 49,01 | 25,24 | 393,31 | ||||
Кредиторская задолженность | 6,10 | 4,07 | 2,89 | -131 | -3,21 | 90,30 | |||
Итого по разделу V | 29,86 | 18,22 | 51,89 | 22,03 | 331,40 | ||||
Итого пассивы | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 0,00 | 190,70 |
Капитал и резервы увеличились за 3 года на 20071 тыс. руб. в основном за счет роста краткосрочных обязательств на 21899 тыс. руб. Причиной роста краткосрочных обязательств является рост заемных средств.
В 2013 – 2014 г. для финансирования своей деятельности предприятие ООО «Домашний интерьер» привлекало краткосрочные кредиты, при этом в 2013 году размер заемных средств составлял 5258 тыс.руб., а в 2014 году произошло снижение до 3000 тыс.руб. Однако, в 2015 году произошло резкое увеличение заемных средств за счет получения целевого краткосрочного кредита на покупку основных средств. Размер займов и кредитов составил 20680 тыс.руб. в 2015 году.
Кредиторская задолженность уменьшилась за 2013-2015 год на 131 тыс. руб. В целом структурная динамика пассивов предприятия ООО «Домашний интерьер» за 2013 – 2015 гг. представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Динамика структуры пассивов ООО «Домашний интерьер», тыс.руб.
На конец 2015 г. наибольший удельный вес в капитале предприятия занимают заемные средства – 51,89 % от совокупного капитала предприятия, что не является критической цифрой для того, чтобы делать выводы об склонности предприятия к устойчивости или неустойчивости предприятия.
При этом, рост доли заемных средств произошло вследствие роста размера кредитов. В 2013 году доля заемных средств составляла 29,86%, а в 2014 году – 18,22%.
Финансовые результаты - это итог работы предприятия, выражающийся в сумме прибыли. Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов ООО «Домашний интерьер» представлен в таблице 7.
Таблица 7 - Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов ООО «Домашний интерьер»
Показатель | за 2013 г. | за 2014 г. | за 2015 г. | Изменение за 2 года | Темп роста за 2015 г., % | ||||
тыс. руб. | в % к выручке | тыс. руб. | в % к выручке | тыс. руб. | в % к выручке | тыс. руб. | п.п. | ||
Выручка от продаж | 103,1 | ||||||||
Себестоимость продаж | 46,5 | 46,37 | 46,85 | 0,3 | 103,8 | ||||
Валовая прибыль | 53,5 | 53,63 | 53,15 | -0,3 | 102,4 | ||||
Коммерческие расходы | 45,74 | 46,10 | 42,01 | -981 | -3,7 | 94,7 | |||
Прибыль от продаж | 7,75 | 7,53 | 11,14 | 3,4 | 148,1 | ||||
Проценты к получению | |||||||||
Проценты к уплате | 0,63 | 1,19 | 0,00 | -256 | -0,6 | 0,0 | |||
Прочие доходы | 0,35 | 0,00 | 1,13 | 0,8 | 332,4 | ||||
Прочие расходы | 1,04 | 1,11 | 4,14 | 3,1 | 408,8 | ||||
Прибыль до налогообложения | 6,42 | 5,23 | 8,13 | 1,7 | 130,5 | ||||
Прочие платежи из прибыли | 0,90 | 1,01 | 1,01 | 0,1 | 115,1 | ||||
Чистая прибыль | 5,52 | 4,22 | 7,12 | 1,6 | 133,0 |
Выручка от продаж за 3 года увеличилась на 1246 тыс. руб. или на 3,1%, при этом рост себестоимости составил 720 тыс. руб. или 103,8%. Необходимо отметить, что на протяжении исследуемого периода (2013 – 2015 гг.) предприятие получает прибыль от основной деятельности, валовая прибыль составила в 2013 г. – 21603 тыс. руб., в 2014 г. – 23070 тыс. руб., в 2015 г. – 22129 тыс. руб.
Коммерческие расходы имеют тенденцию к снижению, за 2 года они снизились на 981 тыс. руб., что положительно влияет на прибыль от продаж, Коммерческие расходы это неотъемлемая часть затрат предприятия, к которым относятся: затраты на доставку и хранение запасов, аренда складов, аренда машин для доставки необходимых материалов и т.д.
Удельный вес чистой прибыли в выручке предприятия составил: в 2013 г. – 5,52, в 2014 г. –4,22%, в 2015 г. – 7,12%. Темп роста чистой прибыли (133%) ниже темпа роста выручки от продаж (148,1%), что указывает на превышение расходов над доходами от операционной и прочей деятельности.
Динамика прибыли представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Динамика прибыли предприятия
Из рисунка 7 можно сделать вывод, что прибыль предприятия неоднородно и нельзя однозначно сказать, возрастает или убывает прибыль. Так валовая прибыль сначала к 2014 году увеличилась с 21603 тыс. руб. до 23070 тыс.руб., а затем снижается в 2015 году до 22129 тыс. руб. Прибыль от продаж имеет тенденцию к росту на протяжении всего периода: в 2014 году она увеличилась с 3130 тыс.руб. до 3239 тыс.руб., а в 2015 году – до 4637 тыс.руб. Прибыль до налогообложения сначала снизилась с 2594 тыс.руб. до 2249 тыс.руб., а затем возросла в 2015 году до 3384 тыс.руб. Чистая прибыль также сначала снизилась с 2229 тыс.руб. до 1816 тыс.руб., а затем возросла в 2015 году до 2964 тыс.руб.
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется финансовой независимостью от внешних заемных источников, способностью предприятия маневрировать финансовыми ресурсами, наличием необходимой суммы собственных средств для обеспечения основных видов деятельности. Финансовая устойчивость - это состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Расчет коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Домашний интерьер» представлен в таблице 8.
Таблица 8 - Расчет коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Домашний интерьер»
Показатель | Нормативное значение | на 31.12.2013 г. | на 31.12.2014 г. | на 31.12.2015 г. |
1. Собственный капитал, тыс. руб. | - | |||
2. Валюта баланса, тыс. руб. | - | |||
3. Величина обязательств, тыс. руб. | - | |||
4. Собственные оборотные средства, тыс. руб. | - | |||
5. Оборотные активы, тыс. руб. | - | |||
6. Коэффициент автономии (стр. 1 / стр. 2) | >0,5 | 0,70 | 0,82 | 0,48 |
7. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (стр. 3 / стр. 1) | - | 0,43 | 0,22 | 1,08 |
8. Коэффициент маневренности (стр. 4 / стр. 1) | 0,2-0,5 | 0,94 | 0,93 | 0,22 |
9. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (стр. 4 / стр. 5) | 0,1-0,5 | 0,69 | 0,81 | 0,17 |
Согласно рассчитанных показателей финансовой устойчивости, ООО «Домашний интерьер» в 2013 – 2014 гг. имело низкую зависимость от внешних кредитов. У компании были кредиты, но небольшие. Затем размер кредитов возрос. Однако, этот факт каким-либо значительным образом не сказался на устойчивости предприятия.
Рисунок 8 – Коэффициенты устойчивости
Показатели финансовой устойчивости имеют нормальный уровень, т.е. удовлетворяют нормативным значениям. Коэффициент автономии соответствует нормативу, снижение коэффициента свидетельствует об снижении финансовой прочности ООО «Домашний интерьер», стабильности и независимости его от внешних кредиторов, снижает гарантии погашения предприятия своих обязательств и снижает возможность привлечения средств со стороны. Сумма СОС за 2015 г. снизилась до 4427 тыс. руб., снижение СОС был вызван увеличением внеоборотных активов предприятия. Коэффициент маневренности составил на конец 2015 г. – 0,22. К концу 2015 г. 22 % собственных средств предприятия находилось в мобильной форме, позволяющей свободно маневрировать этими средствами, а 78 % вложены во внеоборотные активы. Таким образом, к концу 2015 года финансовое состояние ООО «Домашний интерьер» несколько ухудшилось, снизилась финансовая устойчивость предприятия. При этом все показатели не выходят за рамки нормативных значений.
Проанализируем соответствие или несоответствие (излишек или недостаток) средств для формирования запасов и затрат в таблице 9.
Таблица 9 - Анализ финансовой устойчивости предприятия
Показатель | на 31.12.2013 г. | на 31.12.2014 г. | на 31.12.2015 г. |
1. Собственный капитал, тыс. руб. | |||
2. Внеоборотные активы, тыс. руб. | |||
3. Собственные оборотные средства, тыс. руб. (стр. 1 - стр. 2) | |||
4. Долгосрочные обязательства, тыс. руб. | |||
5. Наличие собственного оборотного капитала и долгосрочных обязательств, тыс. руб. (стр. 3 + стр. 4) | |||
6. Краткосрочные обязательства, тыс. руб. | |||
7. Общая величина собственного оборотного капитала и заемного капитала, тыс. руб. (стр. 5 + стр. 6) | |||
8. Общая величина запасов, тыс. руб. | |||
9.Излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования запасов, тыс.руб. (стр. 3 - стр. 8) | -778 | -1149 | -13342 |
10.Излишек (недостаток) собств.обор-ых ср-в и долгоср. заем-х ср-в для формирования запасов, тыс.руб. (стр. 5 - стр. 8) | -778 | -1149 | -13342 |
11 .Излишек (недостаток) общей величины основных источников формирования запасов и затрат для формирования запасов, тыс.руб. (стр. 7 - стр. 8) | |||
12. Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости | (0;0;1) | (0;0;1) | (0;0;1) |
Согласно таблицы 9 видно, что наблюдается недостаток собственных оборотных средств, рассчитанных по первым двум вариантам.
Выделяют четыре основных типа финансовой устойчивости предприятия (таблица 10).
Исходя из расчетных данных и типов финансовой устойчивости можно сделать вывод, что финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неустойчивое.
Таблица 10 - Типы финансовой устойчивости [22]
Тип финансовой устойчивости | Трехмерный показатель | Используемые источники покрытия затрат | Краткая характеристика |
1 .Абсолютная финансовая устойчивость | (1,1,1) | Собственные оборотные средства | Высокая платежеспособность, не зависит от кредиторов |
2. Нормальная финансовая устойчивость | (0,1,1) | Собственные оборотные средства плюс долгосрочные кредиты | Нормальная платежеспособность. Эффективное использование заемных средств, высокая доходность |
3 .Неустойчивое финансовое состояние | (0,0,1) | Собственные оборотные средства плюс долгосрочные кредиты и краткосрочные кредиты и займы) | Нарушение платежеспособности, необходимость привлечения дополнительных источников, возможность улучшения ситуации |
4.Кризисное финансовое состояние | (0,0,0) | Неплатежеспособность предприятия, грань банкротства |
У предприятия отсутствовали собственные средства и долгосрочные средства в достаточном количестве для формирования запасов и затрат.
При этом стоит отметить, что все три показателя покрытия собственными оборотными средствами запасов за анализируемый период ухудшили свои значения.
Ликвидность баланса - это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Ранжирование активов по степени ликвидности и пассивов по степени срочности ООО «Домашний интерьер» представлен в таблице 11.
В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу. Ликвидность баланса устанавливается путем сопоставления приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие соотношения:
Таблица 11 - Ранжирование активов по степени ликвидности и пассивов по степени срочности (тыс. руб.)
Актив | на 31.12. 2013 г. | на 31.12. 2014 г. | на 31.12. 2015 г. | Пассив | на 31.12. 2013 г. | на 31.12. 2014 г. | на 31.12. 2015 г. | |
А1 - Наиболее ликвидные активы | П1 - Наиболее срочные обязатель-ства | |||||||
А2 - Быстро реализуемые активы | П2 – Краткосроч-ные пассивы | |||||||
А3 - Медленно реализуемые активы | П3 – Долгосроч-ные пассивы | |||||||
А4 - Трудно реализуемые активы | П4 - Постоянные пассивы | |||||||
Баланс | Баланс |
А1 > П1, то есть наиболее ликвидные активы равны наиболее срочным обязательствам или перекрывают их;
А2 > П2, то есть быстро реализуемые активы равны краткосрочным пассивам или перекрывают их;
А3> П3, то есть медленно реализуемые активы равны долгосрочным пассивам или перекрывают их;
А4 < П4, то есть постоянные пассивы равны труднореализуемым активам или перекрывают их [21].
Анализ ликвидности баланса ООО «Домашний интерьер» представлен в таблице 12.
В течение всего периода исследования ООО «Домашний интерьер» не обладало абсолютной ликвидностью, т.к. сумма наиболее ликвидных активов была значительно меньше суммы наиболее срочных обязательств – кредиторской задолженности.
Таблица 12 - Анализ ликвидности баланса ООО «Домашний интерьер» (тыс. руб.)
Условие ликвидности | Платежный излишек или недостаток | Оценка ликвидности баланс на 31.12.2015 г. | ||
на 31.12.2013 г. | на 31.12.2014 г. | на 31.12.2015 г. | ||
А1>П1 | -662 | -974 | не выполняется | |
А2>П2 | -2299 | -1508 | -13585 | не выполняется |
А3>П3 | выполняется | |||
А4<П4 | выполняется |
Платежный недостаток составил в 2014 г. –662 тыс. руб. На конец 2015 г. у ООО «Домашний интерьер» также недостаточно денежных средств, чтобы покрыть краткосрочные кредиты и займы. Невыполнение второго условия ликвидности баланса обусловлено тем, что у ООО «Домашний интерьер» краткосрочные кредиты превышают бысрореализуемые активы.
Выполнение третьего условия ликвидности баланса обеспечено тем, что у ООО «Домашний интерьер» отсутствуют долгосрочные кредиты, а поэтому они не превышают труднореализуемые активы.
Невыполнение четвертого условия ликвидности говорит о том, что у ООО «Домашний интерьер» недостаточно собственного капитала и других постоянных пассивов для обеспечения потребности в оборотных активах.
Расчет коэффициентов ликвидности баланса ООО «Домашний интерьер» представлен в таблице 13.
На конец 2015 г. коэффициенты удовлетворяют нормативным значениям, за 2015 г. ликвидность ООО «Домашний интерьер» несколько ухудшилась за счет снижения наиболее ликвидных активов.
.Коэффициент текущей ликвидности составляет на конец 2015 г. 21,6 пункта и свидетельствует о том, что текущие обязательства полностью покрываются текущими активами. Коэффициент критической ликвидности составляет на конец 2015 г. 7,02, и говорит о том, что ООО «Домашний интерьер» в состоянии выполнить текущие обязательства из быстрореализуемых активов.
Таблица 13- Расчет коэффициентов ликвидности ООО «Домашний интерьер»
Показатель | Норматив | на 31.12.2013 г. | на 31.12.2014 г. | на 31.12.2015 г. |
1. Наиболее ликвидные активы, тыс. руб. | Х | |||
2. Краткосрочные долговые обязательства, тыс. руб. | Х | |||
3. Дебиторская задолженность, тыс. руб. | Х | |||
4. Прочие оборотные активы, тыс. руб. | Х | |||
5. Текущие активы (всего), тыс. руб. | Х | |||
6. Коэффициент абсолютной ликвидности (стр. 1 / стр. 2) | 0,2-0,5 | 1,56 | 0,23 | 0,20 |
+ | + | + | ||
7. Коэффициент критической ликвидности (стр. 1 + стр. 3 + стр. 4) / стр. 2 | 0,8-1 | 4,33 | 3,15 | 7,02 |
+ | + | + | ||
8. Коэффициент текущей ликвидности (стр. 5 / стр. 2) | 1,5-2 | 15,73 | 23,20 | 21,60 |
- | + | + |
Высокое значение показателя свидетельствует о низком финансовом риске и хороших потенциальных возможностях для привлечения финансовых средств со стороны.
Рисунок 9 - Динамика коэффициентов ликвидности ООО «Домашний интерьер»
Коэффициент абсолютной ликвидности составляет на конец 2015 г. 0,2, и говорит, что в данный момент ООО «Домашний интерьер» сможет покрыть текущие обязательства на 20% за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. За 2015 г. абсолютная ликвидность ООО «Домашний интерьер» несколько ухудшилась за счет снижения наиболее ликвидных активов. При этом, коэффициент абсолютной ликвидности находится в рамках нормативных значений.
Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, а в финансовом аспекте, прежде всего, в скорости оборота ее средств. Поэтому для оценки активности на рынке можно использовать показатели оборачиваемости, характеризующие эффективность использования средств предприятия (таблица 14).
Таблица 14 - Показатели деловой активности ООО «Домашний интерьер»
Показатель | за 2014 г. | за 2015 г. | Отклонение за 2015 г. | |
1.Выручка, тыс.руб. | -1383 | |||
2.Себестоимость продаж, тыс.руб. | -442 | |||
3.Активы*, тыс.руб. | 31698,5 | 10035,5 | ||
4.Оборотные активы*. тыс.руб. | 23161,5 | 2543,5 | ||
5.Запасы*, тыс.руб. | 16341,5 | 17526,5 | ||
6.Дебиторская задолженность*, тыс.руб. | 2225,5 | 4293,5 | ||
7.Кредиторская задолженность*, тыс.руб. | 1040,5 | -65,5 | ||
8. Денежные средства*, тыс. руб. | 222,5 | -933,5 | ||
9. Собственный капитал*, тыс. руб. | ||||
10.Коэффициент оборачиваемости активов, руб./руб. (стр.1/стр.3) | 1,99 | 1,31 | -0,67 | |
11. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, (стр. 1 / стр. 4) | 2,09 | 1,80 | -0,29 | |
12. Коэффициент оборачиваемости запасов (стр. 2 / стр. 5) | 1,22 | 1,11 | -0,11 | |
13. Коэффициент оборачиваемости денежных средств (стр. 1 / стр. 8) | 37,21 | 187,11 | 149,90 | |
14. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (стр. 1 / стр. 6) | 19,33 | 9,70 | -9,63 | |
15. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (стр. 1 / стр. 9) | 2,62 | 2,21 | -0,41 | |
16. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (стр. 2 / стр. 7) | 18,03 | 18,74 | 0,71 | |
17.Период оборота текущих активов, дней (365/стр.10) | 174,95 | 203,06 | 28,11 | |
18.Период оборота запасов, дней (365/стр.12) | 299,04 | 327,99 | 28,95 |
Продолжение таблицы 14
Показатель | за 2014 г. | за 2015 г. | Отклонение за 2015 г. |
19.Период оборота дебиторской задолженности, дней (365/стр.14) | 18,88 | 37,64 | 18,76 |
20.Период оборота кредиторской задолженности, дней (365/стр.16) | 20,24 | 19,47 | -0,77 |
* - среднегодовая стоимость
Из данных таблицы 14 видно, что рост активов был обеспечен приростом заемных средств.
Продолжительность одного оборота текущих активов за 2015 г. возросла на 28,11 дней, т.е. средства, вложенные в 2015 г. в текущие активы, проходят полный цикл и снова принимают денежную форму за 28,11 дня дольше.
Период оборота запасов характеризует среднее число дней «омертвления» денежных средств в запасах, то есть, сколько дней в среднем проходит между датами приобретения сырья и материалов и выпуском готовой продукции.
За 2015 год период оборота запасов увеличился на 28,95 дней, это значит, что для материально – производственных запасов нужно больше времени для обращения в денежные средства, следовательно, снизилась ликвидность оборотных средств предприятия.
Период оборота денежных средств снизился с 9,81 до 1,96 дней.
Период оборота дебиторской задолженности также увеличился на 18,76 дня. Период оборота кредиторской задолженности за 2015 год снизился на 0,77 дня, т.е. увеличилась скорость оплаты задолженности ООО «Домашний интерьер» перед поставщиками ресурсов. Между покупкой товара и его оплатой проходит в среднем 19,47 дней. В целом, коэффициенты деловой активности указывают на снижение эффективности использования составляющих оборотного капитала.
Прежде, чем сформировать предложения по финансовому оздоровлению компании, обратимся к анализу вероятности банкротства предприятия.
Таблица 15 – Определение Z-показателя [34]
Показатель | Коэффициент | Показатели | Расчет | ||||
доля чистого оборотного капитала в активах | 1,20 | 0,96 | 0,94 | 0,62 | 1,15 | 1,13 | 0,75 |
уровень рентабельности капитала | 1,40 | 0,10 | 0,09 | 0,07 | 0,14 | 0,12 | 0,10 |
уровень доходности активов | 3,30 | 0,10 | 0,09 | 0,07 | 0,33 | 0,28 | 0,23 |
отношение рыночной стоимости акций | 0,60 | 2,35 | 4,49 | 0,93 | 1,41 | 2,69 | 0,56 |
оборачиваемость активов | 1,00 | 1,83 | 2,03 | 0,99 | 1,83 | 2,03 | 0,99 |
Итого | 4,86 | 6,26 | 2,62 |
Поскольку в 2015 году показатель Z находится в диапазоне от 1,81 до 2,7, то существует высокая вероятность банкротства.
Сделаем выводы по результатам проведенного анализа финансовой устойчивости ООО «Домашний интерьер».
Основную сумму хозяйственных средств ООО «Домашний интерьер» составляют заемнные средства (51,89%), а также текущие активы (оборотные средства) – 62,39 %. Имущественное положение ООО «Домашний интерьер» можно оценить как стабильное. Текущие обязательства не на много превышают текущие активы, что дает возможность быстрее маневрировать средствами. На конец 2015 г. коэффициенты удовлетворяют нормативным значениям, за 2015 г. текущая ликвидность ООО «Домашний интерьер» значительно улучшилась за счет увеличения медленно реализуемых активов и сокращения наиболее срочных обязательств. Коэффициент текущей ликвидности составляет на конец 2015 г. 21,6 пункта и свидетельствует о том, что текущие обязательства полностью покрываются текущими активами.
В 2015 г. снизился размер собственного капитала ООО «Домашний интерьер», что в итоге привело к снижению финансовой устойчивости предприятия и росту его зависимости от внешних кредиторов, что выразилось в соответствии уровня относительных показателей финансовой устойчивости нормативному уровню. Резкий рост заемного капитала связан с отвлечением из оборота значительной суммы денежных средств на покупку основных фондов. Данная ситуация также сложилась в вязи с ухудшением оборачиваемости всех оборотных средств и в частности дебиторской задолженности, доля которой в активах резко возросла.
Поэтому одним из направлений повышения эффективности деятельности может стать мероприятие по оптимизации дебиторской задолженности.