ИНТОСАИ и его международно-правовой статус
Неправительственная Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)была создана в 1953 г. в Гаване, где проводился ее I Конгресс. На XIV Конгрессе ИНТОСАИ, в 1992 году в Вашингтоне (США), был принят Устав ИНТОСАИ.
ИНТОСАИ является самостоятельной, независимой и неполитической организацией, имеющей своей целью обеспечение обмена идеями и опытом между высшими органами финансового контроля государств.
Участие в ИНТОСАИ открыто для высших органов финансового контроля государств – членов ООН или любого из ее специализированных агентств. В настоящее время ИНТОСАИ объединяет в своих рядах высшие контрольные органы 189 стран1и имеет ранг учреждения, сотрудничающего с Организацией Объединенных Наций. Штаб-квартира ИНТОСАИ расположена в Вене (Австрия).
Органами ИНТОСАИ являются:
· Конгресс,
· Совет управляющих,
· Генеральный Секретариат,
· Региональные рабочие группы.
Высшим органом ИНТОСАИ является Конгресс ИНТОСАИ, который состоит из всех ее членов исозывается один раз в 3 года. Созывает Конгресс и председательствует на нем глава высшего органа финансового контроля страны, в которой проводится Конгресс.
Решения Конгресса принимаются простым большинством (кроме поправок к Уставу, которые принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов). Каждый национальный орган финансового контроля, участвующий в работе Конгресса, имеет один голос.
Задачами Конгресса являются:
1. принятие рекомендаций по вопросам финансового контроля,
2. определение задач Совета управляющих и Генерального Секретариата,
3. создание постоянных комиссий,
4. принятие Устава и внесение изменений в него,
5. утверждение трехлетнего бюджета ИНТОСАИ, годового отчета и финансовых отчетов Генерального Секретариата,
6. определение по предложению Совета управляющих страны, где будет проводиться очередной Конгресс,
7. решение вопросов международного сотрудничества,
8. утверждениепо предложению Совета управляющихаудиторов ИНТОСАИ.
Совет управляющих ИНТОСАИсостоит из 18 членов с правом голоса. Среди них:
· Генеральный Секретарь,
· главы ВОФК последних пяти стран, где проходили Конгрессы,
· глава ВОФК страны, выбранной для проведения очередного Конгресса,
· глава ВОФК, где осуществляется издательская и учебная деятельность ИНТОСАИ,
· других членов, избираемых Конгрессом на период 6 лет.
Каждая Региональная рабочая группа представлена в Совете управляющих как минимум одним членом. Глава высшего органа финансового контроля страны, где проводился последний Конгресс, является Президентом Совета управляющих.
Совет управляющих ИНТОСАИ:
1. осуществляет руководство в периоды между Конгрессами,
2. проверяет соответствие полномочий высших контрольных органов стран-кандидатов, необходимым требованиям,
3. определяет полномочия Региональных рабочих групп,
4. формирует из своих членов финансовый комитет в количестве трех человек,
5. представляет на утверждение Конгрессу проект трехлетнего бюджета и годовой отчет Генерального Секретариата.
Генеральный секретариат ИНТОСАИ(находится в Вене, Австрия):
1. осуществляет взаимодействие между членами ИНТОСАИ в период между Конгрессами,
2. содействует Совету управляющих и комиссиям в решении поставленных задач,
3. содействует организации и функционированию Региональных рабочих групп,
4. составляет и представляет Совету управляющих проект трехлетнего бюджета,
5. обеспечивает исполнение бюджета ИНТОСАИ.
Региональные рабочие группыорганизуются с целью содействия профессиональному и техническому сотрудничеству входящих в организацию органов на региональной основе. Членами ИНТОСАИ являются следующие региональные организации ВОФК:
· Организация высших органов контроля государственных финансов Латинской Америки и Карибского региона (OLACEFS/ОЛАСЕФС), создана в 1965 году;
· Организация африканских высших органов контроля государственных финансов (AFROSAI/АФРОСАИ), создана в 1976 году;
· Арабская организация высших органов контроля государственных финансов (ARABOSAI/АРАБОСАИ), создана в 1976 году;
· Азиатская организация высших органов контроля государственных финансов (ASOSAI/АЗОСАИ), создана в 1978 году;
· Ассоциация высших органов контроля государственных финансов Южно-тихоокеанского региона (SPASAI/СПАСАИ), создана в 1987 году;
· Организация высших органов контроля государственных финансов Карибского региона (CAROSAI/КАРОСАИ), создана в 1988 году;
· Европейская организация высших органов контроля государственных финансов (EUROSAI/ЕВРОСАИ), создана в 1990 году.
Структура ИНТОСАИ:
Основными признаками современного высшего органа государственного аудита, функционирующего в соответствии с общепризнанными принципами и международными стандартами, являются:
1. независимость, закрепленная конституцией и национальным законодательством;
2. самостоятельность (финансовая, юридическая, административная, функциональная);
3. органичная взаимосвязь и эффективное взаимодействие со всеми заинтересованными государственными органами;
4. достаточные и защищенные законом полномочия на осуществление всех видов аудиторской деятельности, связанных с реализацией целей и задач высшего органа государственного аудита;
5. непрерывное развитие и совершенствование теории и методологии аудита, знаний и профессиональных навыков специалистов;
6. наличие современного офиса, развитой инфраструктуры и использование передовых информационных технологий, необходимых для осуществления аудиторской деятельности и мониторинга ее результативности и эффективности.