Тема 1. Введение. Сущность и функции корпоративных финансов. Принципы организации финансовой деятельности в организации
Краткий конспект лекций по курсу
«Корпоративные финансы»
Краткий конспект лекций по курсу
«Корпоративные финансы»
Тема 1. Введение. Сущность и функции корпоративных финансов. Принципы организации финансовой деятельности в организации
Финансы организаций функционируют в рамках единой финансовой системы государства, включающей:
1) государственные и муниципальные финансы (бюджетная система, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит);
2) финансы хозяйствующих субъектов (коммерческих и некоммерческих организаций).
Материальной основой финансовых отношений является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование уставного капитала организации, кругооборот средств организации, формирование и использование денежных фондов различного назначения.
Финансы коммерческих организаций представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, формирования оборотных и внеоборотных активов, финансирования текущих затрат и инвестиций.
Корпоративные финансы — денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее).
Финансы организации: формирование, распределение, использование денежных фондов.
Сферу финансовых отношений организации образуют денежные отношения, возникающие:
· между организацией и ее учредителями;
· между организацией и ее деловыми партнерами;
· между организацией и кредитными учреждениями;
· между организацией и финансовыми органами;
· между организацией и страховыми компаниями;
· между организацией и ее работниками;
· между организацией и ее подразделениями;
· между организацией и объединениями, членом которых она является (финансово-промышленная группа, холдинг, союз, ассоциация и т. п.).
Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации.
Одной из задач в области финансов предприятия является нахождение оптимального соотношения между доходностью бизнеса и финансовыми рисками.
Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении денежных средств с целью получения дополнительного дохода.
Финансы организаций (финансы микроуровня) являются основой финансовой системы государства. Государственные финансы (финансы макроуровня) опираются на финансовый потенциал хозяйствующих субъектов.
В то же время финансы организаций являются объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных органов власти и управления.
Наиболее полно сущность финансов организаций проявляется в их функциях. Среди экономистов нет единства по вопросу о количестве и содержании функций финансов организаций. Представляется более правильной позиция ученых и практиков, которые считают, что финансы хозяйствующих субъектов выполняют те же функции, что и государственные финансы: распределительную и контрольную. При этом круг деятельности финансов организаций значительно шире круга деятельности государственных финансов. Государственные финансы осуществляют свои функции в основном на стадии распределения и перераспределения национального дохода в процессе формирования и исполнения государственного бюджета. Финансы организаций осуществляют свои функции как на стадии образования национального дохода, так и на стадии его распределения и перераспределения.
Распределительная функция заключается в распределении финансовых ресурсов организации в целях выполнения денежных обязательств перед ее контрагентами, банками, бюджетом, внебюджетными фондами, трудовым коллективом, владельцами.
Содержание финансов предприятий можно уяснить, рассмотрев формирование и использование доходов и денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). Доходы субъектов экономических отношений образуются:
· у организаций – в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
· у работников (домохозяйств) – в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда бюджетников, выплат из внебюджетных фондов социального назначения;
· у государства – в форме доходов организаций, перераспределенных в бюджет и внебюджетные фонды.
Часть фондов образуется на стадии создания ВВП (первичного распределения). Выручка от продаж должна быть в первую очередь направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Затем за счет полученной выручки организации накапливают денежные средства в виде амортизационных отчислений. Эти средства предназначаются для приобретения нового долгосрочного имущества, но до его покупки находятся в обороте организации. За счет выручки от продаж образуются денежные резервы для предстоящих расходов и платежей, например ремонтный фонд.
Распределение заканчивается перераспределением. Так, при выплате заработной платы в бюджет и внебюджетные фонды удерживается налог на доходы физических лиц и страховые взносы. Получая выручку, организация извлекает доход в форме прибыли, часть из которой перераспределяется в государственные фонды в виде налога на прибыль. Оставшаяся чистая прибыль может быть на нужды развития, поощрение и социальные нужды коллектива, на выплаты учредителям.
Таким образом, основными объектами распределительной функции финансов являются выручка от реализации продукции и прибыль организации.
Государство жестко регулирует и регламентирует как процесс распределения, так и процесс перераспределения. При создании совокупного общественного продукта и валового внутреннего продукта на уровне конкретной организации государство регламентирует:
· состав доходов и расходов организации;
· размер расходов по отдельным видам, используемый при определении налогооблагаемой прибыли;
· методы начисления амортизации и сроки полезного использования амортизируемого имущества;
· методы оценки стоимости активов и обязательств;
· нормы отчислений в фонды социального назначения;
· объекты и ставки налогообложения;
· сроки и порядок списания с баланса активов и обязательств и пр.
Важность процесса распределения ВВП для экономики в целом и для каждого субъекта хозяйствования, наличие противоречий интересов государства и предпринимательства, собственников и работников внутри организации являются объективными причинами осуществления контрольной функции. Контрольная функция финансов реализуется на двух уровнях.
1. Контроль за исполнением финансового законодательства, собираемостью налогов, отслеживание денежных потоков, их достаточности и эффективности использования на уровне страны со стороны государства. Основой для такого контроля является система бухгалтерского учета и публичной финансовой отчетности.
2. Контроль за финансовым положением внутри организации, эффективностью формирования и использования ее финансовых ресурсов. Он опирается на систему норм и нормативов, планово-отчетных документов, принятых в организации, а также анализ абсолютных и относительных финансовых показателей. Этот вид контроля выполняется специалистами самой организации, ее партнерами, а также специально привлекаемыми субъектами (аудиторами, консультантами).
Обе функции финансов (распределительная, контрольная) взаимосвязаны и взаимообусловлены.