Тема 1. Финансовый менеджмент в системе управления организацией
Тема 1. Финансовый менеджмент в системе управления организацией
Цель лекции: раскрыть сущность финансового менеджмента, его роль в системе управления организацией, основные концепции финансового менеджмента и особенности финансового механизма управления организацией.
Основные вопросы:
1.1. Сущность, предмет и структура, принципы финансового менеджмента.
1.2. Цели и задачи финансового менеджмента.
1.3. Базовые концепции финансового менеджмента.
1.4. Роль, функции и приемы финансового менеджера.
1.5. Финансовый механизм управления организацией.
Цели и задачи финансового менеджмента
Процесс финансового менеджмента нацелен на:
- выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
- лидерство в борьбе с конкурентами;
- максимизацию рыночной стоимости предприятия;
- приемлемые темпы роста экономического потенциала предприятия;
- рост объемов реализации;
- максимизацию прибыли;
- минимизацию расходов;
- укрепление финансовой устойчивости;
- повышение ликвидности;
- обеспечение рентабельной деятельности;
- стимулирование экономического развития;
- укрепление социальной миссии (ответственности).
Главная цель финансового менеджмента - обеспечение максимизации благосостояния собственников фирмы (пайщиков, акционеров) в текущем и перспективном периоде. Эта цель находит конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что и является реализацией конечных финансовых интересов его владельцев.
В процессе реализации главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач:
1. Обеспечение формирования необходимого объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в перспективе.
2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.
3. Оптимизация денежного оборота.
4. Обеспечение максимизации прибыли при приемлемом уровне финансового риска.
5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при необходимом уровне прибыли.
6. Обеспечение постоянного финансового равновесия организации в процессе её развития посредством поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей.
Все перечисленные задачи тесно связаны между собой. Их решение возможно в результате анализа альтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями рентабельности, финансовой устойчивости и ликвидности.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: субъекта и объекта управления.
Субъект управления в финансовой системе предприятия - группа людей, имеющих специальную финансовую подготовку; которые с помощью различных форм и методов осуществляют эффективное управление финансами предприятия.
Объект управления - совокупность капитала, финансовых ресурсов, условий для осуществления их оборота, а также финансовые отношения, возникающие в процессе движения финансовых ресурсов и кругооборота капитала.
Приемы финансового менеджера
Для осуществления функции финансовый менеджер пользуется определёнными приёмами:
1. Приёмы; направленные ни перевод денежных средств, которые связаны с расчетами за поставки товаров, работы, услуги.
2. Приёмы используемый в случае перемещения капитала для его прироста. Это инвестиционные сделки, включающие среднесрочные и долгосрочные вложения капитала.
3. Приёмы, носящие спекулятивный характер (спекулятивные операции). Это краткосрочные сделки по получению прибыли в виде разницы в курсах покупки и продажи, разницы в процентах по взятым кредитам и выданным кредитам.
4. Приёмы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход. Зависит от приемов управления движением капитала, преследующих цель сохранения покупательной способности денег в условиях риска.
Финансовые механизмы управления операционной
Прибылью организации
Деятельность предприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами отдельных видов ресурсов. По своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида - текущие и долговременные.
Текущие затраты предприятия - совокупность выраженных в денежной форме затрат живого и овеществленного труда на осуществление текущей торгово-хозяйственной деятельности, которые по натурально-вещественному составу характеризуют потребленную часть материальных, нематериальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Текущие затраты торгового предприятия связаны с решаемыми им тактическими задачами - закупкой товаров, их транспортированием, хранением и реализацией; обслуживанием материально-технической базы; содержанием персонала; обслуживанием полученных кредитов и т.п.
Долговременные (или инвестиционные) затраты связаны с решаемыми торговым предприятием стратегическими задачами - строительством, реконструкцией и приобретением новых помещений; покупкой машин, механизмов и оборудования; нематериальных активов; формированием портфеля ценных бумаг.
С общим понятием текущих затрат предприятия связаны два понятия этих затрат - себестоимость реализованных товаров и издержки обращения.
Себестоимость реализованных товаров - суммарная стоимость реализованных в определенном периоде товарных запасов предприятия, а также транспортно-заготовительных затрат, приходящихся на реализованные товары.
Издержки обращения - выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на осуществление процесса реализации товаров и оказание торговых услуг покупателям. Это себестоимость услуг предприятия по доведению товаров от производителя до покупателя и их реализации. В состав издержек обращения входят операционные затраты торгового предприятия по реализации товаров, транспортно-заготовительные затраты, проценты за кредит.
Признаки классификации текущих затрат торгового предприятия | Виды текущих затрат предприятия по соответствующим признакам классификации |
1.Характер отражения в учете | 1. Бухгалтерские затраты 2. Экономические затраты |
2. Подотрасль торговой деятельности | 1. Затраты по розничной торговле 2. Затраты по оптовой торговле 3.Затраты по оптово-посреднической торговле |
3. Направления хозяйственной деятельности | 1. Затраты по операционной деятельности 2. Затраты по инвестиционной деятельности 3. Затраты по финансовой деятельности |
4. Вид хозяйственных операций | 1. Затраты по реализации товаров (издержки) 2. Затраты по реализации других видов активов 3. Затраты по внереализационным операциям |
5. Возможность отнесения на конкретные результаты торговой деятельности | 1. Прямые затраты 2. Непрямые затраты |
6. Степень эластичности к объему продаж | 1. Переменные затраты 2. Постоянные затраты |
7. Экономические элементы | 1. Материальные затраты 2. Затраты на оплату труда 3. Отчисления на социальные Мероприятия 4. Амортизация 5. Другие операционные затраты |
8. Конкретные статьи затрат по направлениям деятельности и объектам расходов | Номенклатура статей затрат по направлениям хозяйственной деятельности и объектам расходов в торговле устанавливается соответствующими нормативными актами правительства |
9. Однородность затрат | 1. Простые затраты 2. Комплексные затраты |
10. Рассматриваемый период формирования | 1. Затраты отчетного периода 2. Затраты будущих периодов |
11. Степень целесообразности понесенных затрат | 1. Результативные затраты 2. Нерезультативные затраты |
1. Бухгалтерские затраты характеризуют полный объем понесенных текущих расходов предприятия, которые отражаются его бухгалтерским учетом. Экономические (или внутренние) затраты характеризуют объем тех понесенных текущих расходов торгового предприятия, которые его бухгалтерским учетом не отражаются, а оцениваются по альтернативной стоимости.
2. Затраты по розничной, оптовой,оптово-посреднической торговле.
3. Затраты по операционной, инвестиционной, финансовой деятельности.
4. Затраты по реализации товаров (издержки обращения), затраты по реализации других видов активов, затраты по внереализационным операциям.
5. Прямые затраты - текущие расходы, которые в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному результату торговой деятельности (например, потери конкретного товара от естественной убыли прямо относятся на результат его реализации). Непрямые затраты - текущие расходы, которые в связи с комплексностью их осуществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и требуют предварительного распределения (например, расходы на перевозку партии товаров, состоящей из нескольких товарных групп, при их распределении по группам реализуемых товаров).
6. Переменные затраты зависят от изменения объема товарооборота предприятия. При этом степень такой зависимости различна. Она может носить пропорциональный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет или сокращается пропорционально росту или снижению объема товарооборота, например, потери товаров от естественной убыли); дегрессивный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет меньшими темпами, чем возрастает объем товарооборота, например, расходы на рекламу при эффективном ее осуществлении); прогрессивный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет более высокими темпами, чем увеличивается объем товарооборота, например, расходы на заработную плату продавцов при сдельно-премиальной системе оплаты труда).
7. Постоянные затраты не зависят от изменения объема товарооборота. В составе затрат выделяются абсолютно постоянные затраты (например, расходы на аренду торговых помещений) и условно постоянные затраты (например, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Рассматривая постоянные затраты, следует иметь в виду, что они являются таковыми только в коротком периоде деятельности торгового предприятия. В длительном периоде его деятельности все виды текущих затрат подвержены изменению.
8. Материальные затраты (стоимость израсходованных (потребленных) в процессе операционной деятельности материалов и комплектующих изделий некапитального характера, топливно-смазочных материалов, строительных материалов и запасных частей для проведения текущего ремонта основных средств и других внеоборотных активов, тары и тарных материалов, товаров для собственного использования или отобранных для оценки качества и некоторые другие аналогичные текущие материальные расходы. • Затраты на оплату труда. • Отчисления на социальные мероприятия. • Амортизация. • Другие операционные затраты (все прочие виды текущих операционных затрат предприятия).
9. По конкретным статьям затрат в разрезе направлений деятельности и объектов расходов нормативными актами утверждается единая учетная их номенклатура для предприятий различных отраслей, отражающая специфику их деятельности.
10. Простые затраты характеризуются однородным содержанием, в основе которого лежит определенный их элемент - амортизация, затраты на оплату труда и т.п. Комплексные затраты включают текущие расходы предприятия с различной экономической природой - затраты на хранение, подсортировку, обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров; затраты на осуществление маркетинговых мероприятий и т.п.
11. Затраты отчетного периода - расходы предприятия, относящиеся к отчетному периоду, в котором они осуществлены. Затраты будущих периодов - текущие расходы, которые осуществлены в отчетном периоде, но относятся к будущим периодам (например, внесенная вперед арендная плата).
12. Результативные затраты - текущие расходы, которые способствовали результативному осуществлению торгово-производственного или торгово-хозяйственного процесса предприятия. Нерезультативные затраты – текущие расходы, которые связаны с обслуживанием неиспользуемой части трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия (например, выплата заработной платы работникам, выполняющим общественные обязанности; амортизационные отчисления по неиспользуемому оборудованию; выплата процентов за кредит, средства которого в отчетном периоде не использовались и т.п.).
Текущие затраты характеризуются следующими показателями:
а) Абсолютной суммой текущих затрат - показатель дает представление об объеме понесенных текущих расходов предприятия в определенном периоде, но не позволяет судить об их эффективности;
б) Коэффициентом (или уровнем) затратоемкости деятельности - определяется как отношение общей суммы текущих затрат предприятия к объему его товарооборота, выраженное в процентах. Частным показателем затратоемкости предприятия выступает показатель уровня его издержкоемкости (отношение общей издержек обращения к объему товарооборота, выраженное в процентах).
в) Коэффициентом (или уровнем) затратоотдачи торговой деятельности - является обратным по отношению к коэффициенту затратоемкости торговой деятельности - характеризует объем торгового предприятия, приходящийся на единицу понесенных им текущих затрат в определенном периоде. Частным показателем затратоотдачи выступает показатель уровня издержкоемкости предприятия (сумма товарооборота на единицу издержек обращения предприятия).
г) Коэффициент (или уровень) рентабельности текущих затрат - определяется как отношение суммы валовой или чистой прибыли к сумме текущих затрат в определенном периоде, выраженное в процентах. Частным показателем рентабельности текущих затрат выступает показатель уровня рентабельности издержек обращения (отношение суммы валовой или чистой прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения предприятия).
Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей организации, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Эта зависимость носит название «Эффект производственного рычага». Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа - разницу между выручкой от реализации и переменными затратами.
Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа/ Прибыль
Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
Чем больше доля постоянных затрат в общей величине издержек, тем сильнее сила воздействия производственного левериджа и наоборот. Такая закономерность действует в условиях роста выручки от реализации. При ее снижении сила воздействия рычага возрастает вне зависимости от доли постоянных затрат гораздо быстрее.
Эффективное управление текущими затратами невозможно без определения Порога рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты и наоборот. Не представляют трудностей и графические способы определения порога рентабельности. Первый из способов основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации. Второй графический способ определения порога рентабельности базируется на равенстве выручки и суммарных затрат при достижении порога рентабельности. Результатом будет пороговое значение физического объема производства.
Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.
Стратегия управления текущими затратами сводится к определению:
Ø Суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции;
Ø Оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами;
Ø Запаса финансовой прочности;
Ø Сроков окупаемости текущих затрат организации.
Необходимо также учитывать связанные с предприятием риски, которые имеют два основных источника:
1. Неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, цен сырья и энергии, не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, само действие операционного рычага, сила которого предопределяет степень гибкости предприятия - все это вместе взятое генерирует предпринимательский риск - риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.
2. Неустойчивость финансовых условий кредитования, неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств, по существу, само действие финансового рычага генерирует финансовый риск.
Операционный рычаг воздействует своей силой на нетто-результат эксплуатации инвестиций (прибыль до уплаты процентов за кредит и налога), а финансовый рычаг - на сумму чистой прибыли предприятия, уровень чистой рентабельности его собственных средств и величину чистой прибыли в расчете на каждую обыкновенную акцию. Возрастание процентов за кредит при наращивании эффекта финансового рычага утяжеляет постоянные затраты предприятия и оказывает повышательное воздействие на силу операционного рычага. При этом растет не только финансовый, но и предпринимательский риск
Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко все более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов
Уровень сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов = Сила воздействия операционного рычага* сила воздействия финансового рычага
Показывает на сколько процентов изменяется чистая прибыль при изменении объема продаж (выручки от реализации) на один процент. Сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций и чистой прибыли.
Теории дивидендной политики
В теории важное значение имеет ответ на вопрос о влиянии изменений в дивидендной политики на рыночную стоимость предприятия. Существуют два подхода в решении ключевого вопроса дивидендной политики.
1) выбор дивидендной политики не влияет на цены акций предприятия и его рыночную стоимость.
Дивидендная политика рассматривается только как решение о финансировании, в результате которого величина дивидендного выхода изменяется от 0 до 100% в соответствии с колебаниями числа приемлемых для предприятия инвестиционных проектов. Пассивная роль дивидендной политики в механизме управления прибылью и собственным капиталом полностью снимает вопрос об оптимизации размера дивидендного выхода.
2) выбор дивидендной политики влияет на цены акций организации и ее рыночную стоимость:
а) Максимизирует рыночную стоимость при высоком значении показателя дивидендных выплат (традиционная теория).
б) Максимизирует рыночную стоимость при низком (или нулевом) значении показателя дивидендного выхода (радикальная теория).
I. В рамках первой концепции Ф.Модильян и М.Миллер разработали теорию иррелевантности дивидендов. При обосновании своей позиции авторы использовали допущения: отсутствие налогообложения, расходов по выпуску акций и трансакционных издержек; независимость инвестиционной политики от политики выплаты дивидендов, наличие асимметричной информации у инвесторов и менеджеров. В условиях совершенных рынков капитала инвесторам безразличен выбор между дивидендами и доходом от прироста капитала и они могут принимать решения по направлению полученного дохода на реинвестирование в активы, либо на потребление в зависимости от своих предпочтений.
С учетом принятых допущений была доказана независимость цены акция и рыночной стоимости предприятия от дивидендной политики. Ф. Модильян М. Миллер утверждали, что благосостояние собственников предприятия и рыночная стоимость предприятия определяются не пропорцией распределения прибыли, а размером формируемой прибыли.
Недостаток данной теории - это нереальность исходных условий, на которых она базируется.
II. а) Основные теоретические разработки в рамках традиционного направления были выполнены М. Гордоном и Дж. Линтнером. В своей теории предпочтительности дивидендов (теория «синицы в руках») они обратили внимание на необходимость учета фактора риска при принятии решений по поводу распределения прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций. По их мнению, тип поведения инвесторов определяется тем, что они более заинтересованы в получении менее рискованных текущих дивидендных выплат по сравнению с доходом от прироста капитала в будущем. Инвесторы придерживаются принципа «лучше синица в руках, чем журавль в небе»:
В модели Гордона (Теоретическая стоимость акции = ожидаемый дивиденд/ (приемлемая доходность – ожидаемый темп прироста дивидендов) дивидендная доходность менее рискованная часть, чем капитализированная доходность в силу обстоятельств:
- прирост ожидаемой доходности вследствие увеличения курсовой стоимости акции менее прогнозируем, чем дивиденд;
- инвесторы менее информированы, чем менеджеры об инвестиционных возможностях и о доходности инвестиционных проектов;
- большее влияния инвесторов на определение размера дивиденда, чем на установление цены акции.
Инвесторов, предпочитающих дивидендные выплаты, удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к росту рыночной оценки акционерного капитала. В случае невыплаты дивидендов приемлемая для инвесторов норма дохода повышается, а рыночная оценка акционерного капитала снижается.
Так как ожидаемая общая доходность акций растет по мере снижения удельного веса дивидендов в прибыли и возрастания риска инвесторов, предприятия должны устанавливать высокий удельный вес дивидендных выплат в прибыли и предлагать высокую дивидендную доходность в целях максимизации своей стоимости.
По мнению оппонентов данной теории, большинство инвесторов полученные дивиденды вновь реинвестируют в акции своего или другого предприятия, т.е. для них рискованность денежных потоков предприятия в долгосрочном периоде определяется риском деятельности предприятия, а не типом его дивидендной политики. Таким образом, фактор риска нельзя использовать в пользу выбора той или иной дивидендной политики.
В рамках второго направления Р. Лиценбергером и К. Рамасвами разработана теория налоговой дифференциации. Они называют минимизацию налогообложения доходов инвесторов – главным фактором, влияющим на цену акции и рыночную стоимость организации. Они исходили из того, что всегда существуют различия в налогообложении доходов акционеров. Налоговые удержания с прироста капитала в результате налоговых льгот на реинвестируемую прибыль, действия фактора временной стоимости денег при отсрочке момента уплаты налогов на доход от прироста капитала, преимуществ по налоговым ставкам, практически всегда ниже, чем налоговые выплаты по текущим дивидендным доходам акционеров. Инвесторы отдадут предпочтение доходу от прироста капитала.
Таким образом, дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат для уменьшения налогообложения совокупного дохода собственника в целях максимизации рыночной стоимости организации. Данная теория не учитывает интересы мелких собственников. По их мнению, предпочтения этой группы акционеров снижают спрос на акции с низкой дивидендной доходностью и рыночная цена акций падает.
Рассмотренные теории предлагают противоречивые рекомендации по формированию дивидендной политики. В связи с этим на практике выбор оптимальной политики выплаты дивидендов затруднен.
Этапы дивидендной политики
Дивидендная политика акционерного общества формируется по этапам:
1. Оценка факторов, определяющих формирование дивидендной политики
2. Выбор типа дивидендной политики
3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики
4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию
5. Оценка эффективности дивидендной политики
1. Оценка основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики. Факторы подразделяют на группы:
Факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации.
- стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
- необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных фондов и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
- степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные проекты требуют бысрой реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).
Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:
- достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
- стоимость привлечения акционерного капитала;
- стоимость привлечения заемного капитала;
- доступность кредитов на финансовом рынке;
- уровень кредитоспособности акционерного общества.
Факторы, связанные с объективными ограничениями.
- уровень налогообложения дивидендов;
- уровень налогообложения имущества предприятий;
- достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
- фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.
Прочие факторы.
- конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);
- уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
- неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);
2. Выбор типа дивидендной политики – с учетом финансовой стратегии общества, оценки отдельных факторов.
3. Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает:
На 1 этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие фонды, предусмотренные уставом общества. „Очищенная" сумма чистой прибыли - „дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
На 2 этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то главная задача - формирование фонда производственного развития и наоборот.
На 3 этапе фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основа распределения - тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному трудовому договору.
4. Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию:
УДВпа = (ФДВ – ВП)/ Кпа,
где УДВпа — уровень дивидендных выплат на одну акцию;
ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);
Кпа — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.
5. Оценка эффектности дивидендной политики акционерного общества основывается на использовании следующих показателей:
а) коэффициент дивидендных выплат.
Кдв = ФДВ/ЧП или ДА/Чпа,
где Кдв - коэффициент дивидендных выплат;
ФДВ- фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;
ДА — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;
ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.
б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции.
Кц/д = Рца/Да,
где Кц/д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;
РЦа — рыночная цена одной акции;
Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.
При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.
Деятельности организации
Цель лекции: раскрыть особенности управления инвестициями, научить применять методы оценки инвестиционных проектов для обоснования управленческих решений, оценивать эффективность инвестиционной политики организации
Основные вопросы:
1. Содержание инвестиционной деятельности и классификация инвестиций.
2. Сущность, цель и задачи управления инвестициями организации.
3. Оперативное управление процессом реального инвестирования капитала.
4. Оперативное управление портфелем финансовых инвестиций.
Содержание инвестиционной деятельности и
Классификация инвестиций
Термин «инвестиции» происходит от латинского слова "invest", что означает «вкладывать». В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Функции инвестиций:
§ обеспечение реализации политики расширенного воспроизводства;
§ ускорение научно-технического прогресса, повышение качества и конкурентоспособности продукции;
§ обеспечение структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития отраслей экономики;
§ создание необходимой сырьевой базы промышленности;
§ конверсия военно-промышленного комплекса;
§ обеспечение обороноспособности государства;
§ обеспечение решения социальных задач.
Для учета, анализа и планирования инвестиции классифицируются по следующим признакам.
По объектам вложения капитала различают реальные и финансовые инвестиции.
Реальные инвестиции (капиталовложения) - это вложение капитала в реальные активы (материальные и нематериальные), связанное с осуществлением операционной деятельности экономических субъектов, а также решением их социально-экономических проблем.
Финансовые инвестиции - вложение капитала в различные финансовые инструменты (активы) с целью извлечения прибыли.
По характеру участия организации в инвестиционном процессе выделяют прямые и косвенные инвестиции.
Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора в выборе объекта для вложения капитала.
Косвенные инвестиции подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника.
В зависимости от формы собственности инвестируемых средств различают частные и государственные инвестиции.
Частные инвестиции характеризуют вложения средств физических лиц и предпринимательских организаций негосударственных форм собственности-
Государственные инвестиции - это вложения средств государственных предприятий, а также средств государственного бюджета разных его уровней и государственных внебюджетных фондов.
По региональной принадлежности инвесторов выделяют национальные (внутренние) и иностранные инвестиции.
Национальные инвестиции характеризуют вложения капитала резидентами (юридическими и физическими лицами) данной страны в объекты (инструменты) инвестирования на ее территории.
Иностранные инвестиции - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации и др.
С позиций финансов организации инвестиции представляют собой вложение капитала в объекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью его увеличения и получения на этой основе прибыли и (или) достижения социального эффекта.
Инвестиции в отдельно взятое предприятие (организацию) призваны обеспечить:
§ расширение предпринимательской деятельности;
§ повышение технического уровня производства; недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
§ диверсификацию деятельности за счет освоения новых областей бизнеса;
§ решение социальных задач стоящих перед предприятием.
Инвестиционная деятельность организации (предприятия) представляет собой комплекс практических действий по вложению его капитала в различные объекты инвестиционной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Объектами данной деятельности являются: вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды производственного и непроизводственного назначения, а также оборотные активы во всех отраслях народного хозяйства;
§ ценные бумаги;
§ вклады юридических и физических лиц в банках;
§ научно-техническая продукция и другие объекты собственнос