Оценка эффективность системы управления организацией.

Эффективность, как показатель результативности, предполагает соизмерение затрат с результатом. В качестве последнего рассматривается прибыль как конечный результат деятельности, а в качестве затрат - основные производственные фонды и оборотные средства. Однако результат, как экономическое понятие, шире такого толкования. Результат имеет многообразные проявления.

Существуют 7 различных результатов:

· действенность;

· экономичность;

· качество;

· прибыльность;

· производительность;

· качество трудовой жизни;

· внедрение новшеств.

При этом под действенностью (Д) понимается степень достижения системой поставленных перед ней целей, степень завершения "нужной" работы.

Для оценки действенности используются три критерия:

· качество - делаем ли мы продукцию, свойства которой соответствуют определенным требованиям;

· количество - делаем ли мы нужную для потребителей продукцию в объемах, обусловленных договорами о поставках;

· своевременность - выполняем ли мы договорные сроки поставки продукции.

Экономичность (Э) отражает степень использования ресурсов. Этот показатель является измерителем результативности организационной системы в отношении затрат. Это отношение ресурсов фактически потребленных к ресурсам подлежащим потреблению.

Качество (К) связано с понятием качественных признаков, которые отражают конкретные свойства, закладываемые в продукт при его создании.

Прибыльность (П) представляет собой соотношение между валовым доходом и суммарными издержками. Этот показатель можно измерять по-разному.

Прибыльность отражается в следующих показателях:

· чистая прибыль, отнесенная к объему продаж:

Пч : Vп = Рv,

где Пч - чистая прибыль;

Vп - объем продаж;

Рv - рентабельность продаж;

· чистая прибыль, отнесенная к совокупным активам:

Пч : АС = РА,

где АС - совокупные активы;

РА - рентабельность активов;

· чистая прибыль, отнесенная к собственному капиталу:

Пч : КС = РК,

где КС - собственный капитал;

РК - рентабельность капитала;

· валовой доход, отнесенный к издержкам производства:

ВД : И = Рп,

где ВД - валовой доход;

Рп - рентабельность производства.

Производительность отражает соотношение количества реализованной продукции и затрат труда на ее изготовление.

Качество трудовой жизни - критерий, который отражает реакцию работников на социально-технические условия труда, их психологическое состояние в процессе работы.

 
Инновационная активность- критерий, отражающий, какое место занимает обновление технической базы в повышении эффективности деятельности предприятия, так как внедрение прогрессивной технологии повышает качество продукции, снижает затраты на производство.

Во избежание неточностей в результатах оценки, эффективность менеджмента рассматривается в двух аспектах:

· узкая эффективность;

· широкая эффективность.

Узкая эффективностьоценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления.

Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом. Одним из показателей этой эффективности может служить следующее отношение:

ЭУ1 = ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ,

где ЭУ1– эффективность системы управления,

ЗУ – годовые затраты на управление,

ФОС – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

ФОБ – среднегодовая сумма оборотных средств.

Важными показателями при оценке эффективности менеджмента являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Формула расчета эффективности менеджмента с учетом прибыли может быть представлена следующим образом:

ЭУ2 = ПБ1 / РУ1,

а показатель ее роста – индекс:

IЭ= (ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО),

где ПБ1 и ПБО– балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,

РУ1,РУО – среднегодовая численность управленческого персонала в текущем и предыдущем году.

Чем выше в этих формулах величины ЭУ2 и IЭ, тем более эффективно управление.

В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ).

Затраты на управление включают:

· основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями;

· амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря));

· затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления;

· затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);

· затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Критерий эффективности организационной структуры рассчитывается с помощью следующего коэффициента:

КЭ = РПУ >1,

где Рп – конечный результат (эффект), полученный от функционирования организационной структуры управления;

Зу – затраты на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание помещений, приобретение и ремонт средств оргтехники, прием передачу управленческой информации).

Существенное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

Наши рекомендации