Основные этапы выявления кризисных явлений на предприятии
Основа диагностики кризисных явлений и банкротства представляет собой систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, осуществляемой на базе показателей финансового учета.
Основная цель: обнаружение признаков кризисного развития предприятия и предварительная оценка масштабов кризиса.
Основные этапы проведения диагностики [1-12 и др.]:
Первый этап. Определение объектов наблюдения кризисного поля.
Обычно выделяют семь следующих объектов [10 и др.]: чистый денежный поток, рыночная стоимость предприятия, структура капитала предприятия, состав финансовых обязательств предприятия по срочности их погашения, состав активов предприятия, состав текущих затрат предприятия, уровень концентрации финансовых операций в зоне повышенного риска.
Второй этап. Формирование системы индикаторов (показателей) для каждого из объектов наблюдения кризисного поля. Все индикаторы-показатели разделены на две группы: объемные (в абсолютных единицах) и структурные (в относительных значениях, выраженные через коэффициенты). Они будут подробно раскрыты ниже.
Третий этап. Анализ отдельных сторон кризисного финансового развития предприятия, осуществляемый стандартными методами. Основу такого анализа составляет сравнение фактических показателей-индикаторов с плановыми (нормативными) и выявление размеров отклонений в динамике. Рост негативных отклонений характеризует нарастание кризисных явлений в работе предприятия.
В процессе анализа отдельных сторон кризисного развития могут использоваться и другие методы:
- горизонтальный, или трендовый, финансовый анализ (анализируется динамика прибыли и капитала предприятия по периодам);
- вертикальный, или структурный, финансовый анализ (анализ относительных соотношений оборотных и внеоборотных активов по периодам, анализ относительных соотношений собственного и заемного капитала по периодам, анализ относительных соотношений прихода и расхода денежных потоков по периодам; результат вертикального анализа: относительные соотношения чистой капитализированной и чистой потребительской прибыли к общей ее сумме);
- сравнительный финансовый анализ (сравнительный анализ показателей фирмы с показателями конкурентов и со среднеотраслевыми показателями, сравнительный анализ показателей работы для центров ответственности фирмы: центра затрат, центра доходов, центра прибыли, центра инвестиций);
- анализ финансовых коэффициентов или R-анализ (анализ коэффициентов оценки финансовой устойчивости, оценки платежеспособности или ликвидности, оценки оборачиваемости капитала, оценки рентабельности или прибыльности и др.);
- анализ финансовых рисков (риск неплатежеспособности, инвестиционный риск, инфляционный риск, процентный риск, валютный риск, депозитный риск, кредитный риск, налоговый риск, структурный риск, криминогенный риск, риск снижения финансовой устойчивости); — интегральный финансовый анализ, основанный на модели Дюпона (см. ниже);
- объектно-ориентированный анализ формирования прибыли (группируются объекты или подразделения предприятия, влияющие на прибыль, и оценивается вклад каждой составляющей в ее формирование);
- интегральная система портфельного анализа (используется для фирм, активно работающих на фондовом рынке. Суть: формируется матрица «мера прибыльности – мера риска» по принципу «низкая – средняя – высокая», далее происходит позиционирование предприятия в этой матрице, затем итерационно просчитываются варианты будущих эффективных портфелей с использованием различных наборов ценных бумаг.
Четвертый этап. Предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия (по объектам кризисного поля). На практике выделяют три базовых кризисных состояния предприятия: легкий кризис, глубокий кризис и финансовая катастрофа.
По каждому объекту кризисного поля проводится позиционирование (крестиком или другим значком) признака или факта его изменения (табл. 3.1). Таким образом, будет сформировано кризисное поле, с помощью которого можно будет сделать окончательный вывод о степени поражения предприятия и путях выхода из кризиса. Если набор признаков склоняется в сторону легкого кризиса, то данная система экспресс-диагностики позволяет принять меры по нейтрализации и нормализации ситуации. Ее предупредительный эффект наиболее ощутим на стадии зарождающегося финансового кризиса.
Если набор признаков склоняется в сторону глубокого финансового кризиса, то необходима фундаментальная диагностика предприятия и внешней среды, полное использование внутренних механизмов выхода из него.
Если набор признаков склоняется к финансовой катастрофе, необходима фундаментальная диагностика предприятия, поиск эффективных форм его санации, а при неудаче — и ликвидации.
Таблица 2
Характеристики кризиса предприятия
Легкий кризис | Глубокий кризис | Финансовая катастрофа | |
Первый объект: чистый денежный поток | Снижение ликвидности денежного потока | Отрицательное значение чистого денежного потока | Резко отрицательное значение чистого денежного потока |
Второй: рыночная стоимость фирмы | Стабилизация рыночной стоимости предприятия | Тенденция к снижению рыночной стоимости предприятия | Обвальное снижение рыночной стоимости предприятия |
Третий: структура капитала предприятия | Снижение коэффициента автономии | Рост коэффициента и снижение эффекта финансового левериджа | Предельно высокий коэффициент и отсутствие эффекта финансового левериджа |
Четвертый: состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения | Повышение суммы и удельного веса краткосрочных финансовых обязательств | Высокий коэффициент неотложных финансовых обязательств | Чрезмерно высокий коэффициент неотложных финансовых обязательств |
Пятый: состав активов предприятия | Снижение коэффициента абсолютной платежеспособности | Существенное снижение коэффициента абсолютной и текущей платежеспособности | Абсолютная неплатежеспособность из-за отсутствия денежных активов |