Анализ маркетинга на предприятии
Изучению и оценке влияния фактора сезонности и условий на организацию деятельности строительного предприятия в современных условиях уделяется особое внимание. В последние десятилетия в исследованиях в области финансово менеджмента основной акцент делается на изучение влияния сезона и условий хозяйственной деятельности на доходы, прибыль и финансовую устойчивость.
Также сезонные колебания сохраняют свою значимость для микроэкономических и макроэкономических процессов. Характерной особенностью российского рынка строительно-монтажных работ многие эксперты считают ярко выраженную сезонность: спрос увеличивается весной-летом и снижается в период осень-зима.
Такую особенность эксперты связывают со стремлением подрядчиков завершить строительство и ремонт до наступления морозов, так как стоимость строительства в это время в связи с погодными условиями резко увеличивается. Сезонность строительных работ усложняет мотивацию персонала и в более значительной степени подвергает воздействию климатических условий, «текучка кадров», обусловлена тяжестью, передвижным характером работ и недостаточным уровнем оплаты труда.
Локальный характер строительных работ, сезонность и срочность выполнения также требует мобильности, гибкости планирования отдельных этапов строительно-монтажных работ, а также планирования денежных потоков для выравнивания денежных поступлений и выплат. Адаптивность этих планов напрямую связана с функцией мониторинга и контроля, который позволяет строительным предприятиям корректировать основные программные мероприятия, определяя их временные границы и выделяя нормативы по их достижению.
Несмотря на то, что в летние месяцы предприятие осуществляет большой объем строительно-монтажных работ, уровень доходов практически полностью соответствует выполняемым работам.
Контракт, согласно Закону N 44-ФЗ, - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом.
ООО «Сегмент» принимает участие в строительно-монтажных работах, заказчиком которых являются органы государственной власти, государственной власти субъекта федерации или органы местного самоуправления.
По договорам, подписанным в соответствии с законом, заказчик перечисляет своим подрядчикам денежные средства. Пик платежей по государственной контрактной системе приходится на ноябрь каждого года. ООО «Сегмент» получает персональные приглашения для участия в конкурсе.
Проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности (что соответствует строительно-монтажным работам при возведении объектов энергетической инфраструктуры), инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики (за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии) обязаны осуществлять закупки у субъектов Фактор сезонности относится к слабоуправляемому фактору, доходы растут только в связи с активностью заказчиков в сезон. Было определено, что большая часть роста доходов ООО «Сегмент» (55,54%) связана с ростом активности заказчиков строительно-монтажных работ и лишь 44,46% с ростом деловой активности исследуемой компании.
Рекомендация по выравниванию денежных потоков направлена на ликвидацию кассовых разрывов с наименьшими затратами, таким образом, должна быть альтернатива привлечению денежных средств на кредитной основе.
В качестве основной альтернативы можно предложить модель вложения избыточных денежных средств в акции с целью их последующей продажи в периоды кассовых разрывов.