Почему же рынок не занимается производством общественных благ?
- Ответ прост. Деятельность предпринимателя, прежде всего, направлена на получения прибыли, обычного предпринимателя не волнуют общественные проблемы. Даже при том, что общественные благи имеют спрос, на рынке предложение не зарождается, потому что общественные благи представляются нам бесплатно, что для обычного предприятия не выгодно, поэтому подобные производства в условиях рынки не актуальны.
Как государство решает эту проблему?
Государство занимается производством общественным благ, обеспечивая население дорогами, государственной обороной общественным транспортом, субсидиями, которые по большей степени оплачиваются из налогов населения.
Так же государство решает такую проблему, как производство необходимых для общества товаров и услуг, но не выгодных в связи с превышающими выгоду издержками. Как пример страхование вкладов в банки, в последнее время было увеличено с 700 т. Рублей до 1.4 миллиона.
Слабость против внешнего воздействия.
Когда мы говорим о внешнем воздействии, имеется в виду отрицательное влияние производств друг на друга. На примере видно это довольно ясно.
Например, у большого жилого комплекса второй предприниматель строит цементный завод, возникает как раз проблема рынка, в которой предприниматели должны прийти к общему соглашению, что достигается долгими разбирательствами и в итоге могут и ни к чему не привести. От такого воздействия издержки обоих проектов возрастают. Данные эффекты называются «Экстерналии».
Как государство решает эту проблему?
Государственное планирование один из способов решения данной проблемы. Государство распределяет территорию на жилые и промышленные сектора, запрещая подобное взаимоневыгодное строительство.
Нерациональное использование ресурсов.
В первую очередь в условиях рынка производителя волнует выгода, а рациональность использования ресурсов не волнует вообще, таким образом, производитель организовывает своё производство на ресурсобазе, не думая о количестве таких же производителей, пользующихся такими же ресурсами, активно расходуя земные запасы. Основная проблема в том, ресурсы ограничены и при таком эгоистичном сверхпроизводстве они кончатся быстро.
Как государство решает эту проблему?
Государство подходит к этой проблеме, частично приватизируя ресурсодобывающие отрасли, так государство ограничивает истощение ресурсобазы и при помощи квот регулирует количество использования этих ресурсов. Предприятия ограничивают своё производство этими квотами.
Неравномерная доступность благ
При абсолютной конкуренции эта проблема не выражена так ярко. Проблема состоит в том, что более успешные предприниматели имеют большую возможность действий, чем сильнее предприятие, тем большими возможностями оно обладает, так монополия имеет почти не ограниченный доступ ко всем благам, притом ограничивая и ущемляя остальные производства. Разность такой деятельности приводит к дифференциации доходов, что вызывает социальное неравенство. Эти явления приводят к недовольствам в социуме, увеличивается уровень преступности и количество других девиантных событий.
Как государство решает эту проблему?
Государство старается ограничить заработки и уравнять доходы граждан, делая все благи доступными каждому. Одним из средств к ограничению являются налоги. Налоги соответственно делятся на несколько групп.
1) Прямые – налоги на производство.
2) Косвенные – налоги на потребление.
Для ограничения производителей больше всего подходят налоги прямые, полученные таким путём деньги государство использует для обеспечения мало защищённых слоёв населения.
Асимметричность информации.
Ассиметричная информация – явление, при котором определённая элита владеет большим количеством информации, нежели остальные участники экономических отношений. В рыночном механизме эта проблема актуальна следующим образом. Информация тоже товар, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени. Конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают полной информацией о ценах и перспективах развития производства. Но так как в условиях рынка возникают монополии и другие объединения, то не о какой равной доступности информации не может быть и речи.