Анализ комплектности и ритмичности производства
Комплектность в анализе производственной деятельности понимается двояко - как комплектность выпущенной продукции и комплектность произведенной продукции. Комплектность выпущенной продукции является необходимым условием качества работы предприятия, а следовательно, и его коммерческого успеха. Проверка комплектности может осуществляться специальными службами качества предприятия.
Комплектность же произведенной продукции на небольших промежутках времени не является обязательным условием функционирования предприятия, поскольку некомплектное изделие может быть доукомплектовано из остатков предыдущего периода, дав комплектный выпуск.
Чем меньше промежуток времени, на котором достигается комплектный выпуск, тем лучше. Для индивидуального производства комплектность достигается в течение времени выполнения заказа, в серийном производстве она должна достигаться на промежутке времени, равном ритму, т.е. промежутку времени, требующемуся для производства единицы продукции. Если с конвейера завода в текущем месяце каждый час сходит один трактор, значит, ритм производства равен 1 ч. На предприятии по производству консервов или розливу минеральной воды ритм производства может быть равен долям секунды. При этом понятно, что для того чтобы покрыть потребность конечной операции в производстве продукции, на каждой из предыдущих операций должно быть произведено столько, чтобы обеспечить комплектный конечный выпуск, запланированный на данный промежуток времени.
По мере того как усиливается степень параллельности производства, т.е. одновременности выполнения нескольких операций, производство становится комплектнее. Ускорение этого процесса достигается дроблением операций. То, что делается с заготовкой в течение 1 ч, может делаться одновременно с несколькими заготовками на операциях, длящихся 15, 20 или 30 мин. Иллюстрацией крайней степени параллельности производства является производственный конвейер, на котором каждая операция по сборке сложной техники занимает несколько минут, а через руки одного рабочего в течение смены проходят десятки изделий. Конвейерные методы работы широко используются в настоящее время во многих отраслях народного хозяйства и производствах. Помимо машиностроения, где этот метод появился еще на заре XX в., сейчас он широко распространен в пищевой отрасли при выпуске продуктов питания, при упаковке многих видов товаров и даже в медицине (примером здесь является организация операционного цикла в клиниках МНТК "Микрохирургия глаза" Святослава Федорова).
Таким образом, комплектность производства тесно связана с его ритмичностью. Некомплектность - следствие недостатков в организации производства и планировании, а также неэффективного использования ресурсов. Степень неритмичности производственной деятельности характеризуется показателями дисперсии (или стандартного отклонения) и вариации. При расчете этих коэффициентов возможны два подхода. Первый из них показывает отклонение и степень вариации показателей относительно их плановых значений. Однако в современных российских условиях очень часто плановые значения играют лишь роль ориентира производственной деятельности. Поэтому в отдельных случаях возможен второй подход - расчет показателей ритмичности на основе средних значений производительности. Применение такого подхода для анализа комплектности и ритмичности работы цеха по пошиву постельного белья иллюстрируется примером 4.5.
Пример 4.5. Цех № 4 швейного предприятия "Чайка" выпускает комплекты постельного белья. Данные о продукции, произведенной и выпущенной за II квартал 1998 г., приведены в табл. 4.10 и 4.11.
Таблица 4.10
Динамика выпуска продукции предприятием "Чайка" за II квартал 1998 г. в понедельной разбивке
(в тыс. руб.)
Таблица 4.11
Описательная статистика выпуска продукции предприятием "Чайка" за II квартал 1998 г.
(в тыс. руб.)
Видим, что в течение анализируемого периода времени средний недельный объем выпущенной продукции превышал объем произведенной продукции (517 > 508). Это говорит о том, что комплектность в данный период достигалась за счет задела прошлых недель. А поскольку в сумме за данный период выпущено продукции меньше, чем произведено (6200 > 6099), задел этот уменьшился, что может привести к производственным трудностям в III квартале года. Значения показателей стандартного отклонения (16,5 > 8,9) и вариации (3,2 % > 1,7 %) указывают на то, что производство продукции в указанный период велось гораздо менее ритмично, чем ее выпуск. Это свидетельствует в первую очередь о недостатках в организации производства. К тому же из приведенных данных видно, что цех имеет немалые резервы увеличения объемов производства, поскольку может производить в неделю продукции на сумму не менее 535 тыс. руб., тогда как средние данные за анализируемый период (517 тыс. руб. - для выпущенной продукции, 508 тыс. руб. - для произведенной) существенно ниже этой величины.
Помимо недостатков в организации производства, на формирование показателей ритмичности и комплектности производственного подразделения влияют также многие факторы. Это могут быть:
ритмичность работы сбытового и маркетингового подразделений;
комплектность поставляемых деталей, материалов и комплектующих;
дефицит квалифицированных кадров;
оптимальное использование имеющегося оборудования по времени, мощности и функциональным возможностям;
процент брака и т.д.
Дополнением анализа комплектности и ритмичности служит анализ незавершенного производства, в процессе которого устанавливаются следующие показатели:
объем незавершенного производства на начало и конец анализируемого периода в абсолютном выражении (в руб.);
состав незавершенного производства;
степень готовности изделий в незавершенном производстве;
себестоимость незавершенного производства по отношению к себестоимости готовой продукции. Этот показатель наиболее важен, поскольку показывает степень связанности оборотных средств.
Незавершенное производство может исчисляться по частям (стадиям) производственного цикла, по структурным единицам предприятия, а также по всему производственному циклу или предприятию. Если объем незавершенного производства в течение продолжительного периода остается высоким, особенно если это детали на начальных ступенях обработки, то это плохой знак - он свидетельствует о неудачной организации и неквалифицированном управлении производственным процессом на предприятии.
Анализ брака
Браком на производстве считается продукция, по своим техническим или качественным характеристикам не соответствующая стандарту данного вида продукции и не способная выполнять функции, предусмотренные для данного изделия. Бракованной может быть признана продукция на любой стадии производства, причем обнаруженный брак может быть произведен как на данной, так и на любой из предыдущих операций производственного цикла.
Анализ брака проводят по следующим направлениям:
1) по способу использования - на брак исправимый и неисправимый. Если изделие после доработки можно использовать в том качестве, для которого оно и предназначалось первоначально, брак считается исправимым. В противном случае возможны несколько путей его использования:
как заготовка для других изделий в том же производстве (например, в кондитерском производстве из бисквитных коржей, которые невозможно использовать для тортов, изготавливают пирожные);
как материал для основного производства (например, брак металлургического производства, направленный на переплавку);
для реализации на сторону;
2) по цехам и операциям по отдельности - обнаружившие брак и виновные за его производство;
3) по изделиям;
4) по причинам происхождения брака. Причин может быть множество, например:
некачественное сырье и материалы;
неверно выполненные чертежи и иная техническая документация;
несоответствующее оборудование и инструмент;
неэффективная организация производства и управления;
отсутствие должного контроля на предыдущих стадиях производства;
5) по бракующим признакам (в чем состоит брак).
Анализ брака на предприятии преследует две основные цели: первая из них заключается в выявлении причин брака и их дальнейшем устранении. Второй важной целью проведения такого анализа является выявление виновных в том, что часть продукции предприятия оказалась не соответствующей нормативам. С этой точки зрения, анализ брака является частью контроля эффективности деятельности всех работников предприятия.
Следует, однако, помнить о том, что сам по себе факт брака не должен являться причиной или поводом для принятия конкретных санкций против работника или подразделения, в котором брак был допущен. Без анализа причин брака такие санкции будут производить обратный эффект, приводя не к повышению качества, а, наоборот, к его снижению и попыткам работников скрыть обнаруженные ими недостатки. Ведь зачастую один и тот же вид брака может быть вызван разными причинами или комбинацией этих причин. Например, поломка детали может быть вызвана хрупкостью из-за того, что рабочий, отливавший деталь, пренебрег требованиями технических условий, а может быть, из-за того, что сырье оказалось недолжного качества, и в этом виноват отдел снабжения. В любом случае, руководство предприятия, на котором проводится регулярный контроль качества и анализ брака, должно понимать, что ценность анализа только в выводах, которые делаются на его основе, но в отношении выводов следует быть очень осторожным.
Венцом аналитических процедур в этой части анализа производства должна являться разработка мероприятий по устранению причин брака и недопущению их появления в будущем. Иначе этот достаточно трудоемкий раздел анализа будет иметь весьма небольшую ценность.
Производство и реализация
Производство и реализация являются важнейшими функциями предприятия. Два этих аспекта рыночной активности можно рассматривать как две стороны одной медали под названием "производственная деятельность". Следует понимать, однако, что показатели, описывающие эти два аспекта, существенно различаются. При этом под результатом производства следует понимать продукцию, произведенную и выпущенную в обращение, т.е. подготовленную к реализации, а под результатом реализации - продукцию, которая уже нашла своего потребителя, т.е. отгружена или передана ему в соответствии с условиями договора, а может быть, даже и оплачена.
Производственная и сбытовая политика предприятия формируются, как правило, разными службами или подразделениями предприятия, под воздействием различных факторов, поэтому результаты анализа этих двух аспектов деятельности могут оказаться далеко не идентичными. При этом, если на небольших отрезках времени производство и реализацию можно рассматривать как независимые друг от друга функции, то в перспективе они оказываются довольно тесно связанными: если ничего не производится, то что же тогда реализовывать, и, наоборот, если нет возможностей для реализации, то как можно говорить о производстве? Четкого разграничения понятий "краткосрочный период" и "долгосрочная перспектива" в общем случае сделать нельзя. Для каждого конкретного предприятия эти понятия имеют индивидуальное наполнение в зависимости от отраслевой принадлежности и масштабов производства. Например, в отраслях с коротким производственным циклом (прежде всего в пищевой) полгода - это большой срок, тогда как в тяжелом машиностроении или сельском хозяйстве производственный цикл может длиться год и более.
Успешная, ритмичная работа хозяйствующего субъекта предполагает, что в целом по не очень коротким для данного предприятия периодам времени (например, по кварталам) объемы производства и реализации целого предприятия примерно совпадают. Однако внутри этих периодов это часто бывает не так. И тогда динамика производства и реализации продукции оказывается различной. Например, при производстве нового товара, когда рынок и потребители еще "не привыкли" к нему, объемы производства могут существенно превышать его реализацию, по мере того как спрос формируется, темпы роста выручки начинают расти быстрее, и динамика производства и продаж сравнивается (пример 4.6). В таком случае, чтобы избежать неправильных выводов, следует принимать во внимание и особенности жизненного цикла производимой продукции.
Пример 4.6. Комбинат по производству кондитерских изделий "Кондитерский мир" начинает выпуск нового сорта печенья "Звездочки". Технология его изготовления и вкус достаточно традиционны, поэтому отдел сбыта комбината не счел необходимым начинать специальную рекламную кампанию по поводу выхода нового продукта. Для выпуска "Звездочек" используется стандартное кондитерское оборудование, которое до этого в течение некоторого времени было в режиме консервации. Показатели выпуска и реализации цеха в разбивке по неделям приведены в табл. 4.12 и на рис. 4.11.
Таблица 4.12
Данные о выпуске и реализации печенья "Звездочка" комбинатом "Кондитерский мир" за январь - апрель 1999 г. в разбивке по неделям
На рис. 4.11 видим, что график реализации "отстает" от графика производства в первые недели после начала производства, через 12 недель динамика становится одинаковой.
Прямо противоположной динамика производства и реализации может оказаться лишь случайно и в течение коротких промежутков времени. Ведь падение производства при росте реализации очень быстро приведет к падению и реализации тоже, поскольку реализовывать станет нечего. Падение же реализации, в свою очередь, неблагоприятно повлияет на производство из-за нехватки оборотных средств. Поэтому обычно далеко идущих последствий у такой инверсии не бывает. Производство почти никогда не отстает от реализации. Показателем соответствия темпов производства и реализации может служить коэффициент реализации, равный отношению величин реализованной и товарной продукции за определенный период времени. Формулу его расчета мы приводили в разделе 4.10.2.
Чем ближе значение коэффициента реализации к единице и чем устойчивее эта тенденция, тем более синхронно и ритмично действуют сбытовая и производственная подсистемы предприятия. Обеспечение постоянного сбыта продукции является свидетельством успешной деятельности маркетинговых подразделений предприятия.
Если в соответствии с учетной политикой предприятия реализованной считается лишь оплаченная, а не отгруженная продукция, то равенство (или близость) коэффициента реализации единице будет свидетельствовать об эффективной работе не только сбытовых служб, но и финансовых подразделений, ответственных за работу с дебиторами.
Проблемы несоответствия темпов производства и реализации могут возникнуть и при анализе объемов производства и реализации в разрезе структурных подразделений предприятия. Например, перед постановкой цеха на плановый ремонт объемы производства могут сильно возрасти, если было решено сделать некоторое количество готовой продукции "про запас". Анализ покажет, что за скачком производства, продолжавшимся несколько недель, последовало несколько недель "простоя", после чего - новый всплеск производства. При этом если запас готовой продукции оказался достаточным, динамика реализации осталась приблизительно той же, что и в предыдущие месяцы, показывая лишь небольшой спад с некоторым запозданием (пример 4.7).
Пример 4.7.Цех печенья комбината "Кондитерский мир" ежегодно в течение нескольких недель в июне-июле проводит плановую профилактику части производственного оборудования. Для того чтобы горожане не испытывали дефицита изделий комбината, в течение нескольких недель перед остановкой оборудования цех работает с повышенной нагрузкой. Показатели выпуска и реализации цеха в разбивке по неделям приведены в табл. 4.13 и на рис. 4.12.
Таблица 4.13
Динамика производства и реализации печенья комбинатом "Кондитерский мир" за май - август 1999 г. в разбивке по неделям (нумерация недель - с начала года)
Рисунок 4.12 показывает относительно равные объемы реализации продукции в течение рассматриваемого периода. В то же время объемы производства менялись достаточно сильно - в течение 20-25-й недель был сделан некоторый запас продукции, в течение же последующих шести недель объемы производства были низки. Однако созданный задел позволил предприятию реализовать в этот период свою продукцию практически в обычном темпе.
Мы уже отмечали, что целью анализа объема производства продукции является определение степени выполнения производственных заданий и бюджетов как необходимое условие для успешной реализации продукции. В отсутствие внешних контролирующих органов выполнение планов целым предприятием имеет некоторое значение лишь для создания некоторого "красивого фасада" для сторонних инвесторов, не принимающих участия в оперативном управлении предприятием. Наибольшее аналитическое значение имеют производственные показатели не для предприятия в целом, а в разбивке по отдельным подразделениям и видам продукции. Степень выполнения производственных планов подразделениями может стать (разумеется, при условии, что планы достаточно обоснованны) хорошим индикатором эффективности работы линейных руководителей.