Механизм бюджетных отношений в 1996 году.

В бюджете были реализованы некоторые перспективы, которые были не реализованы за предыдущих 4 года.

Существуют следующие системы межбюджетных отношений:

1 – подоходная (определяются налоги, которые зачисляются в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации; нормативы и ставки, зачисляемые в бюджеты субъектов Федерации). С 1996 года на 3 года устанавливаются стабильные ставки и нормативы отчислений от соответствующих Федеральных налогов и доходов в пользу бюджетов субъектов Федерации:

а). 50 % акцизов на ликеро - водочные изделия, производимые на территории РФ;

б). 100 % акцизов по остальным товарам, кроме направляемым в вышестоящий бюджет;

в). 22 % налога на прибыль;

г). 90 % подоходного налога с физических лиц.

2 – фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (формируется в размере 15 % от всех сумм налоговых поступлений Федерального бюджета, включая экспортные пошлины)

3 – перечисление трансфертов из Фонда Федеральной поддержки регионов (осуществляется ежемесячно, исходя из фактических налоговых поступлений с учетом соответствующих корректировок. При этом намечается производить зачет сумм, причитающихся регионам из Фонда, за счет поступлений на соответствующую территорию НДС в пределах установленной доли (тем самым сокращаются встречные потоки).

4 – осуществление возмещения в полном объеме за счет Федерального бюджета не всего того налога на добавленную стоимость, а части , которая выплачивается при экспорте (780 млрд. руб.). В 1995 году трансфертными платежами пользовались 78 из 89 субъектов, а в 1996 году – 75 субъектов.

2 вида нуждающихся территорий:

а). регионы, которые нуждаются в поддержке;

б). регионы, которые особо нуждаются в поддержке.

Общая сумма финансирования по трансфертным платежам составит 58, 6 трлн. руб. Расходы из Федерального бюджета будут перечисляться в бюджеты субъектов Федерации по 2-ум каналам:

1 канал – в виде субвенций, которые будут направляться на финансирование федеральных программ, затраты федерального характера (их назначение заключается в выравнивании социально - экономического развития).

2 канал – в виде трансфертов, которые предназначены для оказания текущей финансовой помощи. Их задача – покрыть минимально обоснованные расходы.


ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТОВ.

I. НЕПЛАТЕЖИ. Эта проблема возникла вследствие недостатка оборотных средств, который произошел из-за:

– установления либерального ценообразования;

– прекращения выдачи предприятиями друг другу коммерческих кредитов;

– отмены платежных и расчетных кредитов;

– либерализации цен, которая прошла на фоне разрыва межотраслевых связей;

– неэффективности производства.

В 1992 году Геращенко предложил провести:

а). взаимозачеты (из-за нехватки денег);

б). увеличение темпов роста денежной массы (что привело к инфляции);

в). ввести казначейские векселя, которые выдавались Минфином предприятиям (эти векселя заменяли наличные деньги, завершая свое существование осуществив 5 - 6 ступеней оборота);

г). выпуск банками собственных векселей (ими можно было расплачиваться с сельскохозяйственными предприятиями. Наиболее яркий пример – векселя Тверьуниверсалбанка, с помощью которых рассчитывалось более 2 000 предприятий);

д). с 1993 года неплатежи оформить как коммерческий кредит.

Проблема неплатежей решалась до недавнего времени выпуском эмиссии дополнительных платежных средств.

II. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРПЛАТЕ. Не выплачивалась по следующим причинам:

1). нет денег;

2). умышленно деньги проворачиваются в коммерческих структурах;

3). наличие нескольких расчетных счетов;

4). бюджеты не добирают средств.

Все это привело к тому, что Президент лично занялся этой проблемой. В результате, выплатили часть задолженности (но не всей), чиновники стали получать зарплату после рабочих.

Здесь основная проблема – какую концепцию принять бюджету? На 1 месте – фискал вместо упора на экономическую функцию (регулирующую и стимулирующую) – это в плане расходов. В плане доходов – “клепать” дыры или разрабатывать приоритеты, чтобы этих дыр не было.

III. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. Их мы пытаемся решить с помощью налогового кодекса. Но его необходимо

во - первых, упростить;

во - вторых, снизить количество налогов вообще и ограничить местное “налоготворчество”;

в - третьих, объединить некоторые налоги и взносы в один налог.

IV. НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ В ПОЛНОМОЧИЯХ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И МЕСТАМИ. Это необходимо для того. чтобы межбюджетные отношения строились должным образом. Здесь есть определенные идеи. Одна из них: стране необходим мощный центр, который должен взять на себя главные направления жизнедеятельности государства: энергетика, транспорт, оборона, использование стратегических ресурсов. Со всем остальным должны справляться местные власти.

Бюджеты должны быть построены на принципе бюджетного федерализма, т.е. в соответствии с Федеральным устройством и теоретически должен быть не одноканальной, а трехканальной системой отчислений дохода.

ТЕМА 10

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.

Бюджетный процесс – деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется следующими законами: Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законы республик. Для составления необходимо 18 месяцев.

Сроки действия бюджетов:

Россия: 1 января – 31 декабря

США: 1 октября – 30 сентября

Англия: 1 апреля – 31 марта

Пакистан: 21 марта – 20 марта.

Рассмотрим бюджетный процесс в России. На основании указа Президента правительство начинает разработку бюджета.

Этап 1 – анализируются основные положения в социально - экономической сфере; определяются сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, после чего рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета (3 месяца).

Этап 2 – территориальные органы государственного управления ведут проработку и согласование контрольных цифр.

Этап 3 – подготовка бюджетного послания, которое направляется Президенту и в Парламент через Президента (2 месяца). С этим посланием Президент должен выступить в Парламенте.

Разделы послания:

1) основные показатели социально - экономического развития;

2) сводный финансовый план;

3) основные направления бюджетной политики;

4) баланс доходов;

5) проект бюджета;

6) оценка использования бюджетов текущего и предыдущего лет.

После выступления комиссии и комитеты осуществляют постатейное рассмотрение и выносят вердикт. После этого проект бюджета выносится на рассмотрение Федерального собрания: Государственной думы (450 чел.) и Совет Федерации (89 х 2 = 188 чел.) Сначала рассмотрение происходит в Государственной думе, если она одобряет (256 чел. “за”), то проект передается в Совет Федерации. Последний обязан рассмотреть его в течение определенного срока. Бюджет может быть не утвержден, если какую - либо республику “обидели”. Допустим. что бюджет утвержден и в Совете Федерации, далее он идет к президенту, который его подписывает. После подписи Президента бюджет становится Законом.

Если бюджет не утвержден в Совете Федерации (если не проголосовали “за” как минимум 1/2 Совета + 1 голос = 90 чел.), то происходит балансировка, следовательно, проект направляется в сослагательную комиссию, где представлено несколько сторон:

– Минфин (те, кто сочинил);

– Государственная дума (которая проголосовала “за”);

– Совет Федерации (который проголосовал “против”);

– Президент.

После утряски происходит переголосовка в Совете Федерации.

Если этот проект не утверждает Президент (как правило, несоответствие Конституции), то он кладет на него вето. Тогда закон отправляется в Государственную думу и Совет Федерации. Первая может преодолеть своим полномочием вето (2/3 от 450 чел = 300 чел. “за”).

В процессе исполнения бюджета могли возникать ситуации, когда он не исполняется, тогда прибегают к экстраординарным мерам:

– секвестирование (сокращение расходов);

– финансирование защищенных и нефинансирование незащищенных статей.

После исполнения бюджета проводится собрание, на котором утверждается отчет об использовании бюджета (отчет утверждается практически автоматически).

Наши рекомендации