Этапы развития современного мирового хозяйства
Мировое хозяйство окончательно сформировалось около ста лет тому назад, хотя начало складываться очень давно.
А началось все с международной (мировой) торговли, которая определяется как движение товаров и услуг между странами. Ввоз из-за рубежа именуется импортом, а вывоз - экспортом. Международная (мировая) торговля - это совокупность внешней торговли всех стран мира, и имеет многолетнюю историю. Население первого в мире государства - Египта - еще около 5 тыс. лет назад имело торговую связь с соседними племенами, приобретая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты египетского ремесла и земледелия. Египтяне также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время населявшие территорию современной России племена уже обменивались товарами с соседними и даже отдаленными от них районами мира.
Так, медные и бронзовые изделия с Кавказа, Южного Урала и Сибири распространялись по всей Евразии, перепродаваясь одним племенем другому.
К международной торговле товарами стали подсоединяться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы занимались торговлей по всему Средиземноморью своими и приобретенными в других странах товарами.
Вдобавок они еще и оказывали услуги, перевозя чужие грузы и иноземных пассажиров.
Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии является той зоной мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Понемногу к нему стали присоединяться другие хозяйственные регионы мира - сначала Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания. В последнюю очередь труднодоступные районы Тропической Африки и Восточной Азии.
Особенно деятельное распространение в новое время рыночные отношения (сначала в Западной Европе, а затем в других регионах мира), великие географические открытия XV-XVII вв., появление в XIX в. машинная индустрия и современные средства транспорта и связи сыграли большую роль в становлении мировой торговли товарами и услугами.
Стремительно богатевшие европейские купцы нового времени часто вместе с монархами своих стран (их сила также окрепла по сравнению с временами средневековой раздробленности) пытались пробиться к новым рынкам и новым источникам капитала.
Желание золота, новых земель, заморских товаров вызывало одно из величайших предприятий человечества - волну экспедиций из Европы на поиски новых земель и торговых путей. Открытия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули границы мирового рынка во много раз, присоединив к нему немалые новые регионы.
Хозяйственные отношения с этими регионами окрепли после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а только затем в Северной Америке, России и Японии.
Большей частью это были доступные всем простые и дешевые потребительские товары; они производились не только для внутреннего, но и для внешнего рынка.
Их реализации сильно способствовали пароходы, железные дороги, телеграф, появившиеся в ранее недоступных уголках мира. В итоге к концу XIX в. сложился мировой (всемирный) рынок товаров и услуг, т. е. совокупность национальных рынков товаров и услуг.
В то время на мировом рынке, как и сейчас, преобладали товары, а также одновременно широко продаваемые и некоторые виды услуг - фрахтовые, банковские, биржевые.
Следует отметить, что Россия на мировом рынке являлась прежде всего экспортером зерна и другой сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, поставщиком изделий в соседние страны (в основном азиатские), а также импортером западноевропейских готовых изделий, материалов и полуфабрикатов.
В это же время в мире увеличивалось движение почти всех факторов производства - капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии.
Так, наша страна стала прибегать к использованию иностранного ссудного капитала. Первый внешний заем был сделан в 1769 г. Екатериной II у голландских банкиров. Доявилась первая иностранная компания "Немецкое континентальное газовое общество". Она начала свою деятельность в 1855 г.
А затем с конца XX в. Россия приступила к экспорту капитала, в основном в соседние азиатские страны. Иноземная рабочая сила использовалась в России с конца XIX в. (иранские рабочие работали на Бакинских нефтепромыслах, китайские рабочие участвовали в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали).
Иностранный предпринимательский опыт и чужеземная технология активно внедрились в Россию, нередко в сопровождении иностранного капитала.
Авиационная промышленность в дореволюционной России возникла во многом на базе дочерних предприятий французских самолетостроительных и моторостроительных компаний, отсюда направленность дореволюционных авиапредприятий в основном опиралась на выпуск самолетов зарубежной конструкции.
Уже в последние 100 лет сама Россия (СССР) тоже активно внедряла свою технологию и опыт хозяйствования как соседним, так и отдаленным странам.
Потоки экономических ресурсов (факторов производства) сначала шли в одном направлении - из небольшой группы наиболее развитых стран во все остальные, наименее развитые страны.
Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были приметной деталью накопления капитала в Америке и России. Эмигранты из Европы хозяйственно изучили огромные просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии и других регионов мира, а западные предприниматели донесли во все уголки мира эпохальные достижения западной науки (электричество, двигатель внутреннего сгорания, механические средства передвижения).
Далее процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным.
Капитал, предпринимательские способности и технологию начали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны (включая Россию). Активное участие в экспорте рабочей силы стали принимать и слаборазвитые страны.
В итоге международное движение факторов производства становится взаимным, но отнюдь не симметричным.
В результате национальные экономики оказались составной частью не только мирового рынка товаров и услуг, но стали участниками движения экономических ресурсов между странами и регионами.
В таких условиях целесообразно говорить о более широком понятии мирового (всемирного) хозяйства, которое охватывает движение товаров, услуг, а также факторов производства. Окончательное становление мирового хозяйства произошло на рубеже XIX-XX вв.