Обязанности и ответственность научного руководителя
В процессе выполнения ВКР студент-бакалавр должен показать не только определенный объем знаний, но и навыки вести самостоятельную научную работу в соответствии с тем компетенциями, которые он освоил в течение всего времени обучения в вузе по данному профилю. Студент системно работает над избранной темой в тесном контакте с научным руководителем. Регулярные встречи с научным руководителем обеспечивают формирование исследовательских навыков и умений пользоваться методами научных исследований.
На этапе подготовки выпускной квалификационной работы научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и оказывает помощь в подборе литературы, источников получения информации, а также определении периода, за который целесообразно собрать информацию.
В ходе выполнения работы научный руководитель дает рекомендации по сбору фактического материала, разработке или подбору форм для сбора информации, методике ее обобщения, систематизации, обработки и использования при написании ВКР. На этом этапе руководитель выступает как оппонент, указывая студенту-бакалавру на недостатки аргументации, композиции, стиля и предлагает способы их устранения.
Рекомендации и замечания научного руководителя студент должен воспринимать критически. Он может учитывать их или отклонить по своему усмотрению.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, что теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления ВКР - это ответственность как студента, так и научного руководителя.
После получения окончательного варианта ВКР научный руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует полноту содержания ВКР, работу студента в процессе выполнения работы и его отношение к своим обязанностям при работе над темой исследования.
Таким образом, воспитательная составляющая компетентностного подхода к учебному процессу и выполнению ВКР заключается в обязанностях и ответственности научного руководителя, которые реализуются в его функциях.
Научный руководитель:
- оказывает помощь в окончательном формулировании темы в случае, если она не входит в перечень тем каталога;
- излагает сущность проблематики, предлагаемой студенту для разработки в рамках выпускной квалификационной работы;
- знакомит студента с требованиями, предъявляемыми к ВКР по содержанию и оформлению;
- оказывает помощь в составлении плана ВКР;
- осуществляет оперативное руководство выполнением ВКР;
- проводит регулярные консультации и собеседования со студентом в ходе подготовки и написания работы;
- оказывает студенту организационную и методическую помощь;
- подписывает работу и допускает ее к защите с учетом требований по качеству содержания и оформления;
- консультирует студента по подготовке доклада и презентации для защиты на заседании ГЭК .
Научный руководитель обязан проверить текст ВКР, сданной ему на рецензирование на предмет нарушения академических норм написания письменных работ (плагиат, фальсификация, подлог)
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Плагиат – это нарушение правил цитирования (авторских прав), когда чужой текст выдается автором работы за свой. Парафраза без ссылки на источник или литературу приравнивается к плагиату. Подлог – это сдача работы, написанной другим человеком (студентом предыдущих курсов, студентом другого вуза, и т.д.) в качестве своей. Фальсификация – это подделка статистических данных, умышленное их искажение, использование одних данных вместо других, искажение результатов расчетов и т.д.
После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует дипломную работу, указывая:
- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания ВКР целевой установке, профилю направления обучения, научному направлению исследований кафедры;
- научный уровень, полноту и качество разработки темы исследования;
- степень самостоятельности, личного творчества, инициативы студента;
- полноту использования материалов, источников и литературы ;
- умение работать с литературой, производить расчеты, анализировать, обобщать, делать научные и практические выводы;
- системность, логичность и грамотность изложения материала;
- обоснованность использованных методов исследования и методик экономического анализа;
- правильность оформления работы;
- ценность, полноту и обоснованность выводов;
- целесообразность и экономическую обоснованность практических предложений;
- возможность дальнейшего использования материалов ВКР в экономической практике;
- рекомендации по внедрению или опубликованию отдельных положений и разделов выпускной квалификационной работы.
В отзыве научный руководитель отмечает положительные стороны работы и обращает внимание на имеющиеся недостатки, не устраненные автором ВКР. В заключение отзыва научный руководитель определяет профессиональный уровень подготовки студента-бакалавра и излагает мнение о допуске ВКР к защите на ГЭК.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Отзыв научного руководителя не должен содержать балльной оценки.
Научный руководитель обязан в течение всего времени выполнения ВКР оказывать студенту консультативную помощь (в соответствии с графиком выполнения работы и пожеланиями студента), внимательно прочитать текст работы с целью недопущения орфографических и стилистических ошибок, нарушения логики изложения материала, проверки правильности ссылок и оформления представленных материалов и др. Подписывая выпускную квалификационную работу на титульном листе, научный руководитель дает гарантию, что работа написана и оформлена в соответствии с требованиями РГГУ. Если представленная студентом работа, по мнению руководителя, не соответствует необходимым требованиям, то он вправе не ставить свою подпись на титульном листе и не допускать работу к защите.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна иметь следующую структуру представления материалов:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (Приложение 4);
- лист с заголовком «содержание», оформленный в соответствии с установленными требованиями (Приложение 5);
- введение;
- разделы (главы) и подразделы ;
- выводы после каждой главы;
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- приложения (в случаях необходимости).
К содержанию ВКР предъявляются следующие требования:
- соответствие содержания сформулированной теме;
- полнота развития темы (тема должна быть раскрыта так, чтобы не было упущено главное);
- логическая правильность и завершенность (при изложении материала необходимо соблюдать основные законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон достаточного основания и т.д., а также законы мышления)
В соответствии с планом ВКР должна быть разделена на отдельные логически связанные части, снабженные короткими и ясными заголовками, отражающими смысл излагаемого в них материала.
Основные требования к стилю изложения содержания работы:
- использование научного языка;
- строгое определение понятий;
- соблюдение единообразия терминологии и условных обозначений;
- стилистически правильное и понятное построение отдельных фраз, предложений и текста в целом;
- ясность и четкость формулировок;
- точность и лаконичность изложения мысли
- отсутствие орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок в тексте;
- использование общепринятых сокращений слов и аббревиатур;
- наличие в тексте работы ссылок на используемые источники и литературу, которые должны присутствовать в общем списке источников и литературы.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ! :
- употребление указательного стиля;
- употребление неясных терминов, противоречивых определений и иностранных слов без определенной надобности;
- использование трафаретных выражений и двусмысленных слов;
- наличие повторов текста, цитат, отдельных предложений;
- перегруженность текста цитатами, статистическими данными, рисунками, таблицами.
Объем и содержание ВКР
Общий объем выпускной квалификационной работы должен составлять 60-65 страниц машинописного текста, напечатанного через полтора интервала шрифтом Times New Roman кегль 14 (включая титульный лист, лист содержания, список источников и литературы).
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Приложения в общий объем работы не входят.
СОДЕРЖАНИЕ (лист) включает: введение, наименования разделов (глав), подразделов (параграфов), выводы после глав, заключение, список источников и литературы, приложения с указанием номера их начальной страницы (Приложение 5). При оформлении заголовков разделов (глав) и подразделов слово «глава…» и «раздел» не пишется. Структура работы по объему (примерно): введение – 2-3стр., заключение – 2-3 стр., выводы после глав – 1стр., список использованных источников и литературы – 1-2 стр., остальной объем распределяется равномерно между главами.
Во ВВЕДЕНИИ:
- обосновывается актуальность избранной темы и степень ее разработанности;
- определяется степень разработанности проблемы исследования на данный момент времени;
- формулируются цель, задачи, и предмет выпускной квалификационной работы;
- определяются хронологические границы исследования;
- дается характеристика информационной базы;
- дается обзор источников и соответствующей отечественной и зарубежной - литературы с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме;
- определяются методы исследования и анализа информации;
- дается краткая характеристика структуры выпускной квалификационной работы (краткое изложение рассмотренных вопросов в каждом разделе).
Обоснование актуальности темы исследования является важным элементом введения.
Актуальность – это востребованность, значимость, современность, важность той или иной проблемы в настоящий исторический момент. Научная актуальность – это уровень (или значимость) научного осмысления даннойпроблемы макроэкономики или мировой экономики. Она может быть связана с введением в исследовательскую область новых источников, появлением концептуальных историографических работ, наличием малоизученных аспектов проблемы и т.д. Общественно-политическая актуальность – это связь исследуемой проблемы с современными общественными и политическими процессами.
При обосновании актуальности темы работы кратко излагается современное состояние рассматриваемой проблемы, ее роль в развитии национальной и мировой экономики как с точки зрения экономической науки, так и с точки зрения современной общественно-политической и социально-экономической жизни общества, необходимость изучения сейчас и в будущем
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ! При обосновании актуальности темы исследования писать: « мне эта тема нравится, поэтому она актуальна»
Для усиления актуальности проблемы необходимо показать степень ее научной разработанности на данный момент времени, дать краткий обзор ее исследованности и представления в научной литературе – историографию.
Особое внимание во введении должно быть уделено определению методологического аппарата исследования – цели, задач, предмета и методов исследования.
Цель исследования – это конечный результат выполнения ВКР по выбранной теме . Задачи – это пути (что необходимо исследовать конкретно) для достижения цели исследования по данной теме.
Предмет исследования – это та проблема (процесс), на которую направлено исследование (собственно тема исследования).
Объект исследования – это та часть научного знания, с которой связано исследование (процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, совокупность экономических отношений, механизмов и институтов, в некоторых случаях – это материальный объект: предприятие или организация, деятельность которых является предметом исследования)
Например, для профиля «Финансы и кредит»:
Тема работы: Формирование и использование прибыли организации (на примере ЗАО «Нертон», г. Москва)
Цель: исследовать механизм формирования и использования прибыли предприятия и предложить направления его совершенствования в деятельности ЗАО «Нертон».
Задачи:
- раскрыть экономическое содержание прибыли как экономической категории;
- обосновать порядок формирования и использования прибыли
- выявить факторы, влияющие на прибыль организации
- проанализировать прибыль ЗАО «Нертон»;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование формирования и использования прибыли ЗАО «Нертон».
Объект исследования: механизм формирования и использования прибыли организации
Предмет исследования: система формирования и использования прибыли ЗАО «Нертон».
Например, для профиля «Экономика предприятий и организаций»:
Тема работы: Эффективность деятельности организации и пути ее повышения (на примере ООО «Марс», г. Ступино)
Цель: анализ эффективности деятельности организации и разработка направлений ее повышения
Задачи:
- раскрыть сущность экономической эффективности и ее критерии, экономическую сущность прибыли как экономической категории;
- обосновать методы оценки экономической эффективности;
- проанализировать эффективность деятельности ООО «Марс»;
- разработать направления повышения эффективности функционирования организации
Объект исследования: эффективность деятельности организации
Предмет исследования: пути повышения эффективности деятельности ООО «Марс»
Во введении также следует перечислить и кратко описать основные применяемые методы научного познания. Методы научного познания – это способы получения знаний, которые можно применить к любому объекту познания. Различают общие методы познания окружающего мира (например, анализ и синтез), общенаучные методы (например, метод классификации, системный подход, комплексный подход) и методы отдельных наук (например, метод дифференциации, факторный анализ, индексный метод, статистические методы ).
СОДЕРЖАНИЕ выпускной квалификационной работы, как правило, включает 2 главы (раздела) и 2-3 подраздела в каждой главе и определяется ее темой.
В первой главе работы, как правило, излагаются теоретические аспекты рассматриваемой проблемы:
- ставиться проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и адекватной теории для её разрешения; реально существующее противоречие, несоответствие между желаемым и действительным, исследование которого позволит оптимизировать какую-либо часть или весь процесс в целом;
- формулируется концепция исследования – оригинальное видение проблемы, ее политическую, научную, теоретическую постановку и предлагаемые пути разрешения;
Вторая глава работы должна быть посвящена аналитической проработке поставленной проблемы, сформулированной концепции или выдвинутой гипотезы. В ней на основе информации источников и литературы, сравнении и анализе точек зрения разных авторов, анализа современных тенденций, анализа показателей динамики и т.д., студент делает выводы о состоянии проблемы исследования на сегодняшний момент времени.
По заданию научного руководителя студент представляет самостоятельно сделанные расчеты макроэкономических показателей или показателей, характеризующих состояние мировой экономики и международных экономических отношений с применением методов экономико-математического моделирования, статистических методов, методов факторного анализа и т.д.
Содержание работы должно быть строго логичным, а подразделы – взаимосвязанными в структуре общей логики изложения материала. Особое внимание следует обратить на переход от одной главы к другой, от одного подраздела к другому.
Каждый раздел (глава) выпускной квалификационной работы должен заканчиваться краткими выводами, в которых обобщенно излагаются наиболее значимые результаты исследования. Как правило, выводы либо предопределяют необходимость и содержание далее излагаемого материала, либо могут быть использованы для более глубокого его понимания.
Излагать материал в тексте необходимо, пытаясь раскрыть главную идею того или иного вопроса. Особый интерес вызывает работа, имеющая проблемный характер, содержащая определенную, четко выраженную позицию, идею автора, которую он проводит последовательно на протяжении всего исследования.
Изложение материала должно быть аргументированным, подкрепленным собственным исследованием и сбором эмпирической информации, выводами, доказательствами и статистическими данными. В работе должна найти место хотя бы одна самостоятельная идея, которая в дальнейшем может быть развита в профессиональной деятельности бакалавра.
При цитировании источников и литературы по тексту работы внизу страницы делается подстрочная ссылка (с указанием автора, названия, издательства, года издания и номера страницы цитаты, приводимого рисунка и т.п.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ посвящено изложению основных результатов выполненной работы. В нем следует в концентрированном виде изложить итог решения тех задач, которые были поставлены во введении к работе, обобщить ранее сформулированные выводы и сделать общий вывод. В работе следует также охарактеризовать научную ценность результатов работы, указать перспективы дальнейшей разработки темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ включает источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании выпускной квалификационной работы.
Список имеет следующую структуру с обязательным заголовком для каждого раздела (Приложение 7).
Источники
Делятся на два раздела: опубликованные и неопубликованные.
Опубликованные источники
В состав опубликованных источников могут быть включены законодательные и нормативные документы российского государства. Эти документы должны систематизироваться по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов – по хронологии.
Нормативные и законодательные документы, стандарты, методические рекомендации, указания, правила, инструкции и т.д. располагаются в пределах каждой группы документов – по хронологии.
Публикации документов располагаются по алфавиту их названий. Источники и литература на иностранных языках указываются на языке оригинала и приводятся в каждом разделе (подразделе) списка после кириллического алфавитного ряда.
Неопубликованные источники
В состав неопубликованных источников включаются: устав предприятия, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и прочее (по алфавиту названий). В подраздел могут быть включены отчеты о НИР (по годам издания), неопубликованные переводы (по алфавиту фамилий авторов или названий), а также архивные документы (по алфавиту названий архивов с указанием номеров и названий фондов, номеров описей и дел).
Литература
В этом разделе списка располагаются в алфавите авторов и заглавий монографии, статьи, рецензии, авторефераты, электронные ресурсы. В описании статей обязательно указываются название журнала или сборника, где они опубликованы.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Общие положения
Оформление работы рекомендуется в Microsoft Word 2003.
Текст всей выпускной квалификационной работы, включая титульный лист и приложения, печатается шрифтом Times New. Кегль (размер шрифта): для основного текста и формул - № 14, в содержании таблиц, надписях на рисунках допускается размер кегля № 12 (по наполняемости); для подстрочных ссылок - № 10.
Межстрочный интервал – полуторный.
Размеры полей по ГОСТ 7.32-91: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм.
Выравнивание основного текста – по ширине страницы.
Текст должен иметь отступы в начале каждого абзаца (красная строка размером 1,25 см).
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ! В работе не должно быть каких-либо выделений текста (жирным, курсивом, подчеркиванием, изменением шрифта).
ВКР должна быть выполнена на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60 и сдается в печатном переплетенном (сброшюрованном) виде и в электронном виде.
Распечатка оригинала производится на одной стороне писчей бумаги формата А-4.
При наличии рисунков допускается распечатка работы на цветном принтере.
Все структурные элементы текста работы (содержание, введение, каждый раздел, заключение, список источников и литературы, приложения) начинаются с нового листа, для чего рекомендуется использовать функцию Microsoft Word «Разрыв страницы» в меню «Вставка».
На титульном листе, оформленном по прилагаемому образцу (Приложение 3), ставится подпись научного руководителя, подтверждающего готовность ВКР и оценка, полученная по результатам ее защиты, которая заверяется его подписью.
Содержание ВКР (Приложение 4) располагается после титульного листа.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! В конце введения к работе обязательно указывается количество страниц основного текста, количество таблиц, количество рисунков, количество приложений.
Каждый раздел (глава) работы должен заканчиваться выводами, которые не отрываются от текста раздела, но указываются в Содержании работы.
Список использованных источников и литературы приводится после основной части работ, а именно после заключения.
Все приложения приводятся после списка источников и литературы.
ВКР может содержать цитаты из источников и литературы, и парафразы, на которые ссылки в тексте обязательны.
Цитатой называется прямое использование чужого текста в собственной работе для иллюстрации, подтверждения или опровержения выводов, гипотез, предположений, моделей и аналогичных вещей. Цитата должна быть взята в кавычки, а по ее окончании необходимо дать ссылку на автора и его работу, откуда цитата была взята, с указанием соответствующих страниц. При цитировании части предложения после открывающихся кавычек ставится многоточие и цитата начинается со строчной буквы. При выделении каких-либо слов или предложений в приводимой цитате автор должен в скобках указать (выделено мной).
Парафразой называется изложение чужого текста с заменой слов, словосочетаний без изменения содержания текста оригинала (обычно используется, когда точное цитирование невозможно). Парафраза должна начинаться вводным предложением (например: По-мнению авторов данной статьи, ….)., из которого следует, что содержание дальнейшего текста является лишь изложением текста другого автора с указанием источника парафразы.
Нумерация страниц
Нумерация страниц – сквозная в правом верхнем углу арабскими цифрами, без пропусков и литерных добавлений (2а, 3б).
В сквозную нумерацию страниц включаются все элементы ВКР, включая иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, а также приложения.
Нумерация страниц начинается с третьей страницы (введения). Титульный лист и лист, где расположено содержание работы (оглавление), в объем работы включаются, но номер страницы на них не ставится. Страницы приложений нумеруются в порядке сквозной нумерации всей работы, но в общий объем работы не включаются.
Оформление и изложение текста ВКР
Требования к оформлению структурных элементов ВКР
Названия структурных элементов (содержание, введение, заголовки разделов, заключение, список использованных источников и литературы) выравниваются по центру страницы, выделяются заглавными буквами, должны быть набраны без переносов, в конце их точка не ставится.
Заголовки подразделов, выводы по разделам выравниваются по ширине страницы, начинаются с абзаца, печатаются как в предложениях, в конце их точка не ставится.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Все элементы раздела (главы) (подразделы, выводы) с новой страницы не начинаются и располагаются в пределах раздела.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Для выделения названия заголовка раздела и названия заголовка подраздела между ними, а также между заголовком подраздела и последующим текстом оставляется одна пустая строка; иные выделения текста названий заголовков и подзаголовков работы не допускаются.
Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами.
Номер подраздела двухуровневый и состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой.
Структурные элементы ВКР «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников и литературы», а также выводы не нумеруются.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ размещать подзаголовки раздела и слово «Выводы» в конце страницы, если на ней не умещаются, по крайней мере, две строки идущего за ними текста.
Требования к оформлению СОДЕРЖАНИЯ работы
Структурные элементы СОДЕРЖАНИЯ работы (содержание, введение, заголовки разделов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения) оформляются заглавными буквами, остальные элементы (составные элементы разделов - подразделы) – как в предложениях.
После слов «СОДЕРЖАНИЕ», а также перед названием каждого раздела и словом «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» оставляется одна пустая строка, другие структурные элементы содержания работы печатаются через полуторный интервал.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Слово «раздел» перед его названием не приводится. Все имеющиеся в работе приложения не приводятся, а указывается только «ПРИЛОЖЕНИЯ» как структурный элемент ВКР с указанием номера страницы первого приложения.
Требования к стилистике научного текста работы.
Установившаяся традиционно форма подачи научного текста - максимальная отстраненность от изложения личности автора с его эмоциональными оценками, индивидуальными особенностями речи и стиля;
Такой эффект отстраненности безличного монолога достигается рядом средств:
- использование безличных и неопределенно-личных конструкций,
- конструкций с краткими страдательными причастиями типа «выявлено несколько новых принципов»,
- ведением изложения от третьего лица и исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа – «я» типа «Я думаю….». В случае необходимости, используется местоимение множественного числа «мы» либо конструкции типа «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению».
Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста.
Вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше.
Слова и обороты «следовательно»; «отсюда следует, что...» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения.
Слова и обороты типа «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста.
Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано.
Обороты типа «рассмотрим подробнее…» или «перейдем теперь к...» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой невыделенной особой рубрикой части изложения.
Требования к оформлению перечислений
Внутри теста могут быть приведены перечисления.
Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Для дальнейшей детализации перечислений используются арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.
Пример
a) ___________
b) ___________
1) ______
2) ______
с) ____________
Сокращения
Главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать не ясным смысл текста описания, затруднить его понимание. Применяемые сокращения должны соответствовать
Допускается использовать общепринятую аббревиатуру, например: ГОСТ, США, ЕС, РФ, ВТБ, ОАО, ООО и другие, а также общепринятые сокращения: «до н. э.» - до нашей эры, «т. д.» — так далее; «т. е.»— то есть; «т. к.» — так как; «т. н.» — так называемый; «т. п.» — тому подобное; «др.» — другие; «г.» - год, «гг.» - годы, «н/д», — нет данных и ряд других.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! В случае, если автор работы вводит собственное сокращение, после полной формулировки словосочетания в скобках указывается (далее - ….и приводится вводимое сокращение, которое дальше используется в работе).
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ сокращение слов в названиях структурных элементов работы.
Оформление таблиц, рисунков, формул и расчетов
Все таблицы и рисунки (все иллюстрации в работе - схемы, графики, диаграммы и др. - называются рисунками) должны иметь названия и номера, а формулы и уравнения – номера.
Нумерации проводится арабскими цифрами. Перед цифрой, обозначающей номер, знак №; а после нее - не ставится точка.
Нумерация таблиц, рисунков и формул – сквозная, одноуровневая (например, Таблица 1, Рис. 2); не нумеруется только единственная в работе таблица или рисунок.
Для всех данных (особенно в массивах и таблицах) необходимо указывать размерность, т.е. в каких единицах измеряются.
На все таблицы, рисунки и формулы должны быть ссылки в тесте работы, для чего в скобках указывается номер таблицы (рисунка) и страница, на которой они расположены. Например: (табл. 1 на стр. 10) или рис. 1 на стр. 45) или (формула 2 на стр. 50).
Таблицы, рисунки и формулы помещаются в тексте работы непосредственно после ссылки на них в тексте, если это позволяет их объем, а при необходимости - в приложении к работе. Выравнивание таблиц, рисунков и формул по центру страницы. В содержании таблиц, надписях на рисунках допускается размер кегля № 12 (по наполняемости).
Если таблица или рисунок заимствованы, обязательно после их названия ставится знак ссылки и внизу страницы указывается их первоисточник (приводится библиографическое описание источника с указанием соответствующих страниц). Если они составлены самостоятельно, то в подстрочной ссылке указывается: «Составлено (рассчитано, построено) автором на основе …. (далее приводятся ссылки на источник статистических данных, данных организации или литературный источник (и)».
Требования к виду и оформлению таблиц, рисунков, формул и расчетов
Форма таблицы применяется при изложении цифровой и словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей.
Слово «Таблица» и ее заголовок начинаются с прописной буквы.
Номер таблицы выравнивается по правому краю страницы. Точка после цифры, обозначающей номер таблицы, не ставится.
Заголовок таблицы помещают на следующей строке от слова «Таблица» и выравнивается по центру страницы. Точка после названия таблицы не ставится, но используется знак сноски для указания на ее источник.
Таблица имеет два уровня членения: вертикальный – графы; горизонтальный – строки. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть грамматически согласованы с заголовками. В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. В таблице должны быть проведены горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Графа «№ п/п» в таблицу не включается.
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических символов не допускается.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!. В таблице нельзя оставлять пустые графы; следует заполнять их или знаком тире « - », либо писать «нет» или «нет данных».
Пример оформления таблицы:
Таблица 1
Доля государственного долга в ВВП в развитых странах G-20 в 2011–2015 гг., %[1]
Страны | (факт) | (факт) | (факт) | (факт) | (прогноз) |
G-20 – развитые экономики | 77,9 | 96,9 | 104,4 | 108,8 | 117,1 |
Япония | 187,7 | 217,7 | 227,1 | 234,6 | 250,0 |
Италия | 103,4 | 115,8 | 118,6 | 120,5 | 124,7 |
США | 62,1 | 83,2 | 92,6 | 97,4 | 109,7 |
Франция | 63,8 | 77,4 | 84,2 | 88,6 | 94,8 |
Великобритания | 44,1 | 68,2 | 78,2 | 84,9 | 90,6 |
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Разрывать таблицу и переносить ее часть на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и ее номер, а также название указываются один раз над первой частью таблицы. В этом случае над перенесенной частью таблицы в правом верхнем углу страницы следует написать «Продолжение таблицы» и указать ее номер. Название таблицы не переносится, но над второй приводятся порядковые номера граф таблицы. Пример оформления переноса таблицы на другую страницу:
Таблица 1
Доля государственного долга в ВВП в развитых странах G-20 в 2011–2015 гг., %[2]
Страны | (факт) | (факт) | (факт) | (факт) | (прогноз) |
А | |||||
G-20 – развитые экономики | 77,9 | 96,9 | 104,4 | 108,8 | 117,1 |
Япония | 187,7 | 217,7 | 227,1 | 234,6 | 250,0 |
Италия | 103,4 | 115,8 | 118,6 | 120,5 | 124,7 |
Оформление продолжения таблицы на следующей странице:
Продолжение таблицы 1
А | |||||
США | 62,1 | 83,2 | 92,6 | 97,4 | 109,7 |
Франция | 63,8 | 77,4 | 84,2 | 88,6 | 94,8 |
Великобритания | 44,1 | 68,2 | 78,2 | 84,9 | 90,6 |
Рисунки помещаются в работе в целях установления свойств и характеристик объекта или в качестве иллюстраций для лучшего понимания текста.
Название рисунка помещается после самого рисунка без абзаца.
Точка после названия рисунка не ставится, но используется знак сноски для указания на его источник.
Рисунок и сопровождающие его подписи не должны разрываться и должны иметь по одной пустой строке от основного текста до рисунка и после надписи под ним.
Пример оформления рисунка:
Рис. 1. Динамика уровня бедности в России, в % от общей численности населения[3]
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Рисунок должен быть читаемым, для чего используется цветной принтер либо штриховая иллюстрация. При использовании штриховой иллюстрации обязательно должна быть приведена легенда (расшифровка штриховок).
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ применять тоновую (цветную) иллюстрацию рисунк