Общая характеристика Департамента финансов г. Москвы
Департамент Финансов г. Москвы осуществляет свою деятельность с 09.10.2000 г. в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Уставом г. Москвы и законами г. Москвы, иными правовыми актами г. Москвы и действующим Положением о Департаменте финансов г. Москвы.
Место нахождения Департамента финансов г. Москвы определяется местом его государственной регистрации. Департамент зарегистрирован по адресу: 125047, г. Москва, Миусская площадь, д. 2/2.
В настоящее время руководство Департамента Финансов г. Москвы осуществляет Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента – Е.Ю. Зяббарова (Зяббарова Елена Юрьевна).
Основные сведения о Департаменте финансов г. Москвы представлены в приложении 1 [20].
Департамент финансов г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы - финансовым органом г. Москвы. Департамент осуществляет свою деятельность в следующих сферах:
- бюджетные правоотношения;
- налоги и сборы;
- контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением контроля в сфере закупок Департаментом финансов г. Москвы для своих нужд;
- внутренней государственный финансовый контроль.
Целью деятельности Департамента финансов г. Москвы выступает обеспечение реализации полномочий муниципального образования г. Москва в финансовой, бюджетной и налоговой сфере, управление финансами муниципального образования г. Москва.
Для достижения поставленной перед Департаментом финансов г. Москвы цели необходимо решение следующих задач:
1. Реализация единой финансовой и бюджетной политики на территории г. Москвы.
2. Экономически обоснованное планирование доходов и расходов бюджета г. Москвы.
3. Организация исполнения бюджета г. Москвы.
4. Осуществление в пределах своей компетенции контроля за использованием средств бюджета г. Москвы.
Основными функциями Департамента финансов г. Москвы являются:
1. Разработка и реализация государственной политики в сфере бюджетной деятельности.
2. Организация исполнения бюджета г. Москвы.
3. Государственное заимствование и управление государственным долгом г. Москвы.
4. Финансовое обеспечение государственной службы.
5. Нормативное правовое регулирование в области бюджетного процесса г. Москвы.
6. Участие в формировании и реализации финансовой и налоговой политики в г. Москве.
Департамент финансов г. Москвы осуществляет свою деятельность непосредственно во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти г. Москвы, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (МСУ), общественными объединениями, иными организациями и гражданами.
Предметом деятельности Департамента финансов г. Москвы является следующее:
- осуществление операций по исполнению бюджета г. Москвы;
- осуществление учета операций со средствами бюджетных и автономных учреждений г. Москвы;
- исполнение переданных полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и составление отчетности органов власти и государственных учреждений.
Основным видом деятельности Департамента финансов г. Москвы является осуществление управления финансовой деятельностью и деятельностью в сфере налогообложения.
Основные направления деятельности Департамента финансов г. Москвы заключаются в:
- составлении проекта бюджета г. Москвы, включая прогноз основных характеристик консолидированного бюджета г. Москвы;
- разработке и реализации финансовой и бюджетной политики на территории г. Москвы;
- организации исполнения бюджета г. Москвы;
- осуществлении государственного финансового контроля;
- управлении государственным долгом г. Москвы;
- организации составления бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджета г. Москвы.
Также следует отметить, что Департамент финансов г. Москвы осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов (рисунок 6) [20]:
1. Принцип высокого качества услуг.
Репутация надежной и добросовестной организации считается одним из важнейших принципов работы Департамента финансов г. Москвы. Департамент стремится к тому, чтобы его клиенты, а также иные заинтересованные лица в любой точке контакта с Департамента финансов г. Москвы получали услуги высокого качества.
Рисунок 6 – Основные принципы работы Департамента финансов
г. Москвы
2. Масштабность.
Благодаря наличию подразделений Департамент финансов г. Москвы оказывает услуги по принципу «одного окна» с единым уровнем обслуживания по всей стране.
3. Инновации.
Департамент финансов г. Москвы создает новаторские технологии оказания услуг, основанные на лучшем международном опыте с учетом российской специфики. Используя системный подход, Департамент содействует повышению эффективности бизнес-процессов клиентов.
4. Человеческий потенциал.
Главным потенциалом Департамента финансов г. Москвы как для организации, полностью ориентированной на оказание услуг, является персонал. На сегодняшний день в штате Департамента работают только квалифицированные специалисты. Департамент финансов г. Москвы сконцентрирован как на развитии собственного персонала, так и на привлечении талантливых специалистов, при этом стабильно увеличивая число рабочих мест и улучшая условия труда.
5. Сотрудничество.
Являясь партнером большого числа клиентов, Департамент финансов г. Москвы строит взаимоотношения на принципах доверия, честности и открытости. В совместной деятельности Департамент гарантирует выполнение своих профессиональных обязательств и соблюдение интересов всех участников процесса.
Таким образом, можно сказать, что представленные на рисунке 6 принципы работы позволяют Департаменту финансов г. Москвы осуществлять эффективное управление своей текущей деятельностью.
В заключении проведем оценку основных параметров исполнения Департаментом финансов г. Москвы консолидированного бюджета города за 2011-2016 гг. Данные для анализа были получены из годовых отчетов Департамента финансов об исполнении бюджета по городу Москве за 2011-2016 гг. [19].
В таблице 3 представлена динамика исполнения Департаментом финансов г. Москвы консолидированного бюджета города за 2011-2016 гг.
Таблица 3 – Основные параметры исполнения Департаментом финансов г. Москвы консолидированного бюджета города за 2011-2016 гг., млрд. руб.
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | План 2016 г. | Факт 2016 г. | % к плану | % к 2015 г. | % к 2016 г. |
Доходы: из них налоговые и неналоговые доходы | 50,7 40,2 | 54,6 43,7 | 53,0 43,0 | 56,4 46,3 | 58,1 47,3 | 67,8 54,8 | 67,2 55,4 | 99,1 101,1 | 115,7 117,1 | 132,6 137,8 |
Расходы | 58,4 | 57,9 | 58,0 | 60,7 | 60,0 | 66,2 | 62,6 | 94,6 | 104,3 | 107,3 |
Дефицит (-) / Профицит (+) | - 7,7 | - 3,3 | - 5,0 | - 4,3 | - 2,0 | + 1,6 | + 4,6 | х | х | х |
По данным таблицы 3 видно, что консолидированный бюджет г. Москвы исполнен Департаментом финансов г. Москвы по доходам в сумме 67,2 млрд. руб., по расходам в сумме 62,6 млрд. руб., с профицитом в сумме 4,6 млрд. руб.
Графически динамика исполнения Департаментом финансов г. Москвы консолидированного бюджета города за 2011-2016 гг. представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Динамика исполнения Департаментом финансов г. Москвы
консолидированного бюджета города за 2011-2016 гг., млрд. руб.
В целом можно сделать вывод о том, что Департамент финансов г. Москвы на протяжении всех лет своего существования эффективно осуществлял свою деятельность, построенную на эффективных принципах работы и в строгом соответствии с законодательством РФ.