Разработка и реализация инвестиционного проекта
К официальным материалам, утверждающим состав и структуру проекта (бизнес-плана), относятся Методические рекомендации о порядке организации и проведении конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, утвержденные Минэкономразвития России, Минфином России, Минстроем России 20 марта 1996 г., Методические рекомендации по разработке бизнес-плана развития промышленного предприятия (организации) Министерства сельского хозяйства РФ от 16 июля 1996 г. и т.д.
В этих документах разработаны и представлены структура бизнес-плана и его макет, содержащий следующие обязательные разделы.
1. Титульный лист:название и адрес предприятия;имена и адреса учредителей;руководитель предприятия (организации) — претендента;фамилия, имя, отчество и телефон руководителя проекта;суть проекта; характер деятельности;сметная стоимость проекта;период реализации проекта;финансирование проекта (в процентах);объем собственных средств;объем заемных средств (отдельно — отечественные и иностранные);объем средств государственной поддержки;срок окупаемости проекта.
2. Резюме проекта.Это реклама проекта, которая должна характеризовать цели проекта, доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества продукции (услуг), указать, каков ожидаемый спрос на продукцию, какие потребуются инвестиции и когда будут возвращены заемные средства.
3.Анализ положения дел в отрасли(назначением раздела является указание на характер отрасли: развивающаяся, стабильная, стагнирующая): общая характеристика потребности и объем производства продукции в регионе или России. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона; ожидаемая доля предприятия по производству продукции в регионе или в России; потенциальные конкуренты (указываются наименования и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны); какие и где появились аналоги продукта за последние несколько лет.
4. Производственный план(назначение раздела — аргументировать выбор производственного процесса и определить его экономические показатели):специфические требования к организации производства;состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость;сырье и материалы: поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены;альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;форма амортизации, норма амортизационных отчислений, основание для применения нормы ускоренной амортизации;себестоимость намечаемой к производству продукции, калькуляция себестоимости;структура капитальных вложений, предусмотренная в проектной документации и сметно-финансовом расчете, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты. Ввод и освоение производственных мощностей;обеспечение экологической и технической безопасности.
5. План маркетинга (в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем):
• конечные потребители (указывается, является ли предприятие монополистом в выпуске данной продукции. Характер спроса (равномерный или сезонный). Характеристики конкурентов. Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам);патентная ситуация; воздействие на себестоимость продукции технологических изменений, использования продуктов-заменителей, изменений в законодательстве по условиям труда, охране природы и т.д.; торгово-сбытовые издержки; элементы стратегии противодействия конкурентам; обоснование цены на продукцию; организация сбыта (дается описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта); доходы от проведения послепродажного обслуживания; организация рекламы. Примерный объем затрат.
6. Организационный план:
• форма собственности;
• члены совета директоров, краткие биографические справки;
• кто обладает правом подписи финансовых документов;
• распределение обязанностей между членами руководящего состава;
• поддержка проекта местной администрацией.
7. Финансовый план (данный раздел является ключевым, по нему определяется эффективность проекта):
• объем финансирования проекта по источникам и периодам (обоснование движения денежных потоков по кварталам и годам реализации инвестиционного проекта). Данные финансового плана являются основой расчетов эффективности проектируемых инвестиций:
а) план производства и продаж;
б) план прямых материальных затрат;
в) план прямых трудовых затрат;
г) план общепроизводственных расходов;
д) план производственной себестоимости;
е) план управленческих расходов;
ж) план коммерческих расходов;
з) план по прибыли;
и) план денежных поступлений и выплат;
к) план по капитальным вложениям;
л) планируемый баланс;
• бюджетный эффект реализации проекта (расчет эффективности проекта проводится по показателям чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, срока окупаемости и внутренней нормы доходности).
Фазы проекта.
По времени инвестиционный проект охватывает период от момента зарождения идеи о создании или развитии производства, его преобразовании до завершения
жизненного цикла создаваемого объекта и ликвидации проекта. Этот период включает в себя три фазы.
1. Предынвестиционная фаза. На этом этапе происходит формирование инвестиционного замысла, исследование инвестиционных возможностей, технико-экономическое обоснование и расчет эффективности инвестиционных вложений.
2. Инвестиционная фаза. Подготовка и заключение контрактов, проектирование, строительство, маркетинг, обучение кадров, закупка материальных ресурсов и создание их запасов, строительно-монтажные работы. Эта фаза может быть ограничена нормативным сроком службы основного технологического оборудования, в ряде случаев она может зависеть от темпов обновления продукции и необходимости в существенном техническом перевооружении.
3. Эксплуатационная фаза. Эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей, ремонт, модернизация, замена оборудования и т.д.
Часто в состав жизненного цикла вводится еще одна фаза — ликвидационная. Это можно считать обоснованным, так как на этом этапе требуются также дополнительные вложения средств в завершение инвестиционного проекта.