Характеристика текущего состояния

Приоритеты государственной политики в сфере повышения эффективности бюджетных расходов определены Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года, государственными программами Российской Федерации "Управление государственными финансами", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 года № 293-р, и "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года № 376-р, Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2016 № 641, Основными направлениями бюджетной политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2016 № 642, Основными направлениями бюджетной политики в городе Дзержинске на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденными постановлением администрации города от 10.10.2016 № 3711,Основными направлениями налоговой политики в городе Дзержинске на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденными постановлением администрации города Дзержинска от 06.10.2016 № 3691.

В 2011-2012 годах администрацией города осуществлялась реализация мероприятий программы "Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа город Дзержинск на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением администрации города от 24.10.2011 №3737.

В рамках реализации Программы:

- разработан Порядок проведения публичного обсуждения проектов долгосрочных муниципальных и ведомственных целевых программ; проекты целевых программ до официального утверждения размещаются на официальном сайте администрации города. Разработаны и утверждены ведомственные целевые программы функционирования управления образования и управления детских дошкольных учреждений на 2012-2014 годы, что позволило значительно увеличить объем расходов городского бюджета, формируемых в рамках программ;

- разработан Порядок оценки результативности профессиональной служебной деятельности руководителей структурных подразделений администрации города Дзержинска. Внесены соответствующие изменения в трудовые договора с руководителями структурных подразделений администрации города. Внесены изменения в трудовые договоры с руководителями муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Внесены изменения в Форму соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, утвержденную постановлением администрации города от 03.02.2011 № 191 в целях закрепления количественно-измеримых финансовых санкций (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения муниципальных заданий;

- разработано Положение об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого администрацией города в отношении муниципальных учреждений. Мониторинг проводится департаментом финансов администрации города ежегодно, результаты публикуются на официальном сайте администрации города. Разработан порядок определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Сформирован реестр расходных обязательств городского округа город Дзержинск с выделением муниципальных услуг в качестве расходных обязательств;

Реализация мероприятий Программы позволила городскому округу город Дзержинск занять в 2013 году 2 место по результатом оценки, проводимой Министерством финансов Нижегородской области в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.

С целью сохранения социальной и экономической стабильности в городе в 2014 – 2017 годах осуществляются следующие меры:

- своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых расходных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;

- обеспечено повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с утвержденными «дорожными картами»;

- осуществлено строительство нового детского дошкольного учреждения;

- осуществлена поэтапная реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта жилья и обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

В целях повышения результативности и эффективности использования средств проводилась работа по следующим направлениям:

- городской бюджет на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов разработан и утвержден по программному принципу;

- реализуются 13 муниципальных программ города, охватывающие все социально значимые сферы города.

Долговая политика города Дзержинска строится исходя из необходимости поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, равномерного распределения во времени платежей, связанных с исполнением долговых обязательств.

Показатели муниципального долга и расходы на его обслуживание находятся в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Городской Думы от 01.10.2008 № 374 «Об утверждении Положения о порядке управления муниципальным долгом».

В рамках реализации единой государственной политики в сфере управления государственными и муниципальными финансами в 2014-2017 годах в городском округе город Дзержинск проводится планомерная работа, направленная:

- на реализацию полномочий городского округа в сфере управления муниципальными финансами, повышение эффективности использования бюджетных средств;

- на снижение последствий кризисных явлений в экономике;

- на повышение собираемости местных налогов и сборов, привлечение дополнительных доходных источников;

- эффективное управление муниципальным долгом, оптимизацию расходов на обслуживание долга.

Разработаны и реализуются:

1) План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов, совершенствованию долговой политики городского округа город Дзержинск:

- на 2017-2019 годы – утвержден постановлением администрации города от 23.05.2017 № 1618;

- на 2014-2016 годы – утвержден постановлением администрации города от 21.02.2014 № 622.

Содержит перечень мероприятий по направлениям:

- увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов;

- оптимизация бюджетной сети;

- совершенствование системы закупок для муниципальных нужд;

- оптимизация расходов;

- планирование городского бюджета;

- меры по сокращению муниципального долга.

2) План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городском округе город Дзержинск в 2016-2017 годах, утвержденный распоряжением администрации города от 13.03.2015 №344.

Содержит перечень мероприятий по направлениям:

- формирование благоприятных условий для инвестиций;

- поддержка малого и среднего предпринимательства;

- поддержка отраслей экономики;

- социальная поддержка граждан и развитие социальных институтов;

- мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере;

- повышение эффективности бюджетных расходов.

3) Ведомственная целевая программа функционирования департамента финансов администрации города «Управление муниципальными финансами»:

- на 2015-2017 годы – приказ департамента финансов от 30.12.2014 № 61 о/д;

- на 2017-2019 годы – приказ департамента финансов от 31.12.2016 № 44о/д.

Основные параметры городского бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов формировались исходя из следующих приоритетов бюджетных расходов:

- обеспечение выплаты и поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы в соответствии с утвержденными «дорожными картами» развития отраслей социальной сферы;

- переселение граждан из аварийного жилого фонда;

- финансирование мероприятий, связанных с подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года;

- содействие в обеспечении отдельных категорий граждан доступным и комфортным жильем;

- оплата коммунальных услуг;

- финансирование расходов на обслуживание муниципального долга;

- погашение кредиторской задолженности, сложившейся по состоянию на 01.11.2016 года.

Таблица 1. Основные параметры расходов городского бюджета.

Тыс.руб.

Параметры городского бюджета 2017 год 2016 год (первонач. бюджет) 2017 к 2016, % 2018 год 2019 год
Доходы всего, в том числе: 4 271 962,1 4 028 917,3 106,03 4 350 543,7 4 725 067,8
1. Собственные (налоговые, неналоговые доходы) 1 941 459,4 2 003 064,2 96,9 2 012 884,1 2 207 362,8
2. Дотации 143 752,1 249 138,4 57,7 369 954,0 360 540,6
3. Межбюджетные трансферты (субвенции, субсидии) 2 186 750,6 1 776 714,7 123,1 1 967 705,6 2 157 164,4
Расходы 4 430 813,5 4 028 917,3 110,0 4 204 150,5 4 404 004,1
Дефицит 158 851,4 0,0   146 393,2 321 063,7

Таблица 2. Структура расходов городского бюджета на 2017-2019 гг.

Тыс.руб.

Раздел Наименование 2016 год 2017 год % к 2016 году 2018 год 2019 год
Общегосударственные вопросы 398 815,5 424 542,7 106,6 414 018,5 414 039,4
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 26 917,5 32 439,9 120,5 30 330,2 30 330,2
Национальная экономика 301 083,8 299 740,1 99,6 192 973,7 238 980,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 191 546,8 228 015,7 119,0 290 016,2 276 800,1
Охрана окружающей среды 4 285,9 10 475,0 244,4 7 313,5 7 313,5
Образование 2 763 755,9 3 062 974,7 110,8 2 905 130,2 3 104 783,2
Культура и кинематография 106 121,9 124 705,1 117,5 123 012,3 125 819,7
Социальная политика 78 017,8 103 986,9 133,3 101 366,3 101 912,3
Физическая культура и спорт 40 141,5 13 711,5 34,2 12 216,0 12 216,0
Средства массовой информации 5 988,0 5 013,1 83,7 4 910,4 4 926,3
Обслуживание государственного и муниципального долга 112 242,7 125 208,8 111,6 122 863,2 86 882,9
ИТОГО 4 028 917,3 4 430 813,5 110,0 4 204 150,5 4 404 004,1

Таблица 3. Программные расходы бюджета на 2017-2019 гг.

тыс.руб.

№ п/ п Наименование муниципальной программы 2016 год 2017 год % к 2016 году 2018 год 2019 год
  Всего программные расходы 3 817 816,6 3 982 772,2 104,3 3 762 767,5 3 998 864,2
Развитие общего и дополнительного образования городского округа город Дзержинск. 1 111 675,4 1 231 464,8 110,8 1 214 617,6 1 315 837,7
Развитие транспортно-дорожной сети и благоустройство территории города Дзержинска. 273 768,0 341 943,3 124,9 236 372,8 278 379,6
Развитие предпринимательства и сельского хозяйства на территории городского округа город Дзержинск. 9 602,9 10 143,1 105,6 9 893,6 9 893,6
Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения городского округа город Дзержинск. 27 480,0 33 092,4 120,4 30 982,7 30 982,7
Обеспечение населения городского округа город Дзержинск качественными услугами в сфере городского хозяйства и транспорта. 113 762,1 84 484,0 74,3 110 875,6 170 595,1
Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Дзержинск. 106 392,1 101 494,6 95,4 92 603,8 92 619,7
Охрана окружающей среды городского округа город Дзержинск. 200 960,1 28 007,3 13,9 22 077,9 22 077,9
Обеспечение жителей города Дзержинск доступным и комфортным жильем. 56 229,2 43 817,6 77,9 94 901,0 26 795,1
Градостроительная деятельность и управление муниципальным имуществом городского округа город Дзержинск 68 650,3 76 266,5 111,1 62 914,1 62 914,1
Развитие муниципальной системы дошкольного образования в городском округе город Дзержинск 1 222 607,8 1 328 411,9 108,7 1 299 506,9 1 392 851,3
Развитие культуры в городском округе город Дзержинск 262 808,1 288 465,2 109,8 286 357,1 291 994,8
Развитие молодежной политики в городском округе город Дзержинск 58 763,2 64 748,7 110,2 63 795,1 63 795,1
Развитие физической культуры и спорта в городском округе город Дзержинск 305 117,4 350 432,8 114,9 237 869,3 240 127,5

В структуре расходов на 2017 год наибольшую долю занимают расходы на социальную сферу – 75 % (3 305 378,2 тыс.руб.) от общего объема расходов (4 430 813,5 тыс.руб.).

Таблица 4. Доля программных расходов в общем объеме расходов городского бюджета

  Объем программных расходов городского бюджета, тыс.руб. Общий объем расходов городского бюджета, тыс.руб. % программных расходов в общей структуре расходов
3 791 648 4 202 251 90,2
3 817 817 4 028 917 94,8
3 982 772 4 430 814 89,9

В 2015 году был осуществлен переход на программный принцип формирования городского бюджета. Однако, как видно из таблицы 4, в 2017 году наблюдается снижение доли объема расходов городского бюджета, формируемых в программном формате. При этом, программный принцип формирования городского бюджета зарекомендовал себя как наиболее эффективный способ в плане соответствия расходам целям и задачам их использования. Поэтому, увеличение доли расходов городского бюджета, формируемых программным способом будет являться одной из основных целей (индикаторов) данной муниципальной программы.

Необходимость реализации основных стратегических целей и задач социально-экономического развития города требуют дальнейшего продолжения и углубления бюджетных реформ, достижения качественно нового уровня управления муниципальными финансами города Дзержинска.

Применение программно-целевого подхода к решению данных проблем позволит обеспечить достижение установленных Программой целевых индикаторов и решения поставленных задач. В результате реализации комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, прогнозируются повышение эффективности бюджетных расходов, усиление направленности бюджетных расходов на реализацию целей и задач, определенных муниципальными программами городского округа город Дзержинск.

В целях дальнейшего повышения эффективности использования бюджетных средств и реализации единой политики в сфере управления муниципальными финансами, разработана муниципальная программа «Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа город Дзержинск на 2018-2022 годы».

Наши рекомендации