Почему необходимо производить оценку капитала?

Стоимость капитала является очень важным экономическим показателем, по­скольку, если его стоимость оказывается слишком высокой для компании, она не смо­жет развиваться. В случае если компания должна обслуживать оба вида финансирова­ния (заемное и акционерное), ей необходимо иметь доходы, превышающие стоимость обслуживания, чтобы предложение по привлечению средств было для нее экономи­чески привлекательным.

Если ожидаемая отдача от стратегического развития (например, установка нового
производственного оборудования) не намного больше предполагаемых затрат, связанных с обслуживанием капитала, руководству необходимо решить, насколько целе­сообразен риск нового инвестирования.

Ситуация существенно осложняется, если заемные средства приобретаются под плавающую процентную ставку. На протяжении экономического цикла процентные ставки могут значительно меняться и зависеть от таких факторов, как инфляция, уро­вень валютного курса и национальная ставка денежных вкладов.

К сожалению, не существует инструкций, как создать идеальную структуру капи­тала организации, каким должно быть соотношение между заемными и собственны­ми средствами. Для разных организаций и отраслей это оптимальное соотношение будет различным, и оно будет меняться из года в год. Например, некоторые компании, рассчитывая средневзвешенную стоимость капитала, будут принимать во внимание такие факторы, которые с трудом поддаются количественному измерению, например, фактор отраслевого риска, колебания процентных ставок и даже стоимость и наличие источников финансирования у своих конкурентов.

Финансовый анализ

Основы

Анализ финансового состояния компании обычно является частью внутреннего стратегического анализа. Он необходим для того, чтобы оценить ее «здоровье» или чтобы определить степень ее готовности к началу стратегического развертывания.

Существуют три вида финансового анализа:

• продольный анализ (иногда его называют трендовым анализом);

• поперечный анализ (или сравнительный анализ);

• коэффициентный анализ.

Общий анализ финансового состояния компании, как правило, включает состав­ляющие всех трех видов анализа. Изучая бухгалтерскую отчетность, всегда следует помнить о том, что представленные в ней сведения изолированы друг от друга. Пока­затель бухгалтерской отчетности - это всего лишь показатель. Для того чтобы понять, что стоит за ним, необходимо сравнить его с другими цифрами.

Продольный (трендовый) анализ

Самым простым способом оценки любого аспекта финансовой деятельности ком­пании является сравнение показателей, взятых за 2 года или более. Данный метод по­зволяет проследить рост показателей, их снижение и степень изменения за опреде­ленный период времени. Конечно, чем длиннее отрезок времени, тем более точное представление можно получить о положении компании с точки зрения ее историче­ского развития (рис. 4.1). Корпоративные отчеты многих компаний представляют све­дения за 5 или 10 лет, что очень важно для проведения трендового анализа.

Чтобы провести трендовый анализ, достаточно сравнить имеющиеся показатели и определить, происходили ли значительные изменения за те или иные годы. Сравнивая последовательно данные, можно обнаружить резкий скачок вверх или, наобо­рот, вниз. Например, анализируя показатели в балансовой отчетности (см. ниже), можно заметить, что в 4-м году что-то произошло в компании. Показатели за этот год в 2 раза превысили показатели предыдущих лет, а затем почти вернулись к преж­нему уровню.

Год 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

Акции 300 330 370 800 450

Такие аномалии требуют более подробного изучения. Необходимо найти причи­ны, объясняющие подобные скачки.

Почему необходимо производить оценку капитала? - student2.ru

Рис. 2.3.1. Простой продольный анализ:

объем годовых продаж компании Mark & Spencer plc (1969-1997 гг.)

Необычные результаты должны быть проанализированы, как и их возможные по­следствия, для текущей деятельности компании. Дальнейшая работа с балансовыми ведомостями или отчетами о прибылях и убытках, включая работу с примечаниями, может послужить ключом к разгадке столь необычного показателя и помочь понять, каким образом осуществлялось финансирование, чем была вызвана необходимость увеличить количество акций, а также оценить последствия для поставщиков и заказ­чиков.

Более подробный анализ позволяет судить о тенденциях роста или спада, выра­женных в процентах, на протяжении ряда лет. Составление графиков (таких, как на рис. 2.3.1), изображающих изменение тенденций во времени, также помогает про­следить за изменениями показателей в определенные периоды времени.

Выявление тенденций, характерных, например, для товарооборота, стоимости затрат или других показателей (скажем, показателя запасов), в балансовой ведомо­сти может быть очень полезным при проведении финансового анализа. Однако о та­ких тенденциях следует судить с учетом их контекста. Компания, которая функцио­нирует на столичном рынке или на рынке, характеризующемся замедленным ростом, может считать 1%-е увеличение товарооборота в год своим большим дос­тижением. И, наоборот, 1%-й рост на активном рынке может расцениваться как не­удача.

Поперечный анализ

Продольный анализ, позволяя произвести оценку результатов деятельности ком­пании в исторической ретроспективе, не дает возможности сравнить результаты ее деятельности с результатами деятельности конкурентов или компаний, занятых в других отраслях. Например, компания А, показывая на основе продольного анализа увеличение объема продаж на 10% в год, могла бы произвести впечатление своими высокими показателями. Однако сравнение результатов деятельности данной компа­нии с результатами деятельности ее конкурентов обнаруживает, что средние темпы роста в отрасли составили 15%, и, таким образом, первая оценка показателей резуль­татов деятельности компании А требует корректировки.

Основные положения

Финансовая отчетность

Одним из требований, предъявляемых к частным компаниям, является состав­ление годового отчета, подтвержденного аудиторской проверкой, и ведение бухгалтерских счетов. В соответствии с Законом о компаниях, принятым в Ве­ликобритании (с поправками, внесенными в 1985 г.), данные документы долж­ны состоять из 5 обязательных отчетов: отчет председателя, аудиторский от­чет, отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о потоках денеж­ной наличности. Правила бухгалтерского учета, предписанные Стандартами финансовой отчетности (financial reporting standards = FRSs), призваны отра­жать одни и те же операции, которые компании показывают в своих записях. В конце финансового года они становятся доступными для широкой общест­венности. Копии отчетов посылают всем акционерам компании, и одну копию передают в Companies House1, расположенных в Кардиффе и в Лондоне.

Коэффициентный анализ

Третьим важным методом анализа результатов хозяйственной деятельности ком­пании является анализ финансовых коэффициентов. Коэффициентный анализ - это сравнивание (в процентном соотношении) двух статей одной форм отчетности. Так как любая форма отчетности содержит большое количество цифровых данных, соот­ветственно можно получить большое количество коэффициентов.

Метод коэффициентного анализа широко обсуждается в научных кругах, поэтому способы представления коэффициентов могут варьировать и отличаться друг от дру­га в различных учебных пособиях по бухгалтерскому учету и финансовым стратеги­ям. Таким образом, использование коэффициентного, особенно продольного и попе­речного, анализа требует последовательного подхода.

В зависимости от целей исследования выделяют пять основных групп финансо­вых коэффициентов:

1) коэффициенты результативности;

2) коэффициенты эффективности;

3) коэффициенты ликвидности;

4) инвестиционные коэффициенты;

5) коэффициенты структуры капитала.

Наши рекомендации