Отличие стержневых компетенций от общих компетенций
Стержневые компетенции отличаются от компетенций тем, что они:
• присущи только тем компаниям, показатели которых превосходят средний уровень, характерный для данной отрасли;
• отличаются уникальностью и свойственны только одной компании;
• отличаются сложностью;
• не поддаются копированию;
• связаны с удовлетворением запросов заказчика;
• способствуют повышению ценности продукта чаще, чем общие компетенции;
• обычно появляются в результате особых взаимоотношений с клиентами, дистрибьюторами и поставщиками;
• базируются на превосходных умениях и знаниях сотрудников компании.
В автомобильной отрасли все производители обладают компетенциями и ресурсами, необходимыми для производства автомобиля. Однако такие компании, как BMW, имеют стержневые компетенции в области дизайна, конструкции двигателя и маркетинговой политики, что создает им репутацию производителя высококачественного автомобиля. Эти стержневые компетенции позволяют компании BMW продавать свою продукцию по престижной цене. Таким образом, стержневые компетенции являются основой конкурентного преимущества организации.
Стержневые концепции, или отличительные способности
Кэй (Кау, 1993) иначе объясняет стержневые компетенции, считая, что конкурентное преимущество основывается на отличительных способностях компании.
Отличительная способность может быть обусловлена репутацией фирмы, ее структурой (внутренние и внешние отношения), инновациями и стратегическими активами. Так, конкурентное преимущество компании Marks & Spencer объясняется тем, что она имеет репутацию фирмы, акцентирующей свое внимание на качестве и особых отношениях с поставщиками и покупателями. Marks & Spencer поддерживает в высшей степени обязывающие, но в то же время взаимовыгодные отношения со своими поставщиками. Она требует от своих партнеров высококачественную продукцию по разумным ценам и предлагает гибкие условия в обмен на очень крупные заказы. Ее отношения с покупателями строятся на принципах отличного обслуживания, возврата денег и обмена товаров по требованию покупателей, а также обеспечения высокого качества продукции. В итоге результаты деятельности Marks & Spencer намного превосходят результаты других компаний.
Стержневая компетенция является следствием уникального и отличительного подхода, который организация строит, развивает, интегрирует и применяет по отношению к своим ресурсам и компетенциям. Существующую стержневую компетенцию можно оценить по следующим показателям:
• фокусирование на покупателе - адекватно ли отражаются запросы клиентов?
• уникальность - возможно ли подделывание продукта, и если возможно, то как быстро?
• гибкость - возможна ли быстрая адаптация в условиях изменений на рынке отрасли?
• увеличение ценности продукта - в какой степени возможно увеличение ценности товаров или услуг?
• устойчивость - как долго можно сохранять превосходство на рынке?
Данные критерии можно использовать при сравнении компетенций со стержневыми компетенциями, особенно если возникает необходимость оценить потенциал первых для создания новых стержневых компетенций.
Стержневые компетенции не следует рассматривать как постоянный фактор. Изменения в технологиях и в самом обществе происходят с большой скоростью, поэтому стержневые компетенции должны постоянно адаптироваться к этим изменениям, при этом должны создаваться и новые. Хорошим подтверждением сказанному выше служит пример с компанией IBM. В 1980-е годы стержневые компетенции компании находились в сфере дизайна, производства, маркетинга и продаж персональных компьютеров. Ценность этих компетенций была утрачена в конце 1980-х -начале 1990-х годов, когда конкурентам IBM тоже удалось развить свои компетенции в области дизайна и производства собственных компьютеров, добившись при этом снижения себестоимости производства. IBM не смогла вовремя адаптировать свои стержневые компетенции, поэтому они остались просто отраслевыми. Превосходство IBM на рынке было утрачено, так как компания не смогла удержать своего преимущества.
Результаты анализов
Задачами анализа ресурсов, компетенций и стержневых компетенций являются:
• понимание природы и причин возникновения частных стержневых компетенций;
• определение способов адаптации существующих стержневых компетенций;
• определение необходимости создания новых стрежневых компетенций;
• определение потенциальных источников стержневых компетенций, основанных на ресурсах и компетенциях;
• определение соотнесенности стержневых компетенций с запросами клиентов.
Ресурсы, компетенции и стержневые компетенции, безусловно, связаны с организацией ценностной цепочки. Поэтому операционный анализ и исследование степени координации видов деятельности, направленных на развитие цепочки ценностей, приобретают очень важное значение.
Основные положения