В штаб-квартире «Великого Востока»
Как и в других странах Запада, принадлежность к тайным ложам французские «братья» не скрывают, а нередко и афишируют. Во всех официальных справочниках можно прочесть в разделе «Масонство» длинные списки имен политиков и общественных деятелей, открыто провозгласивших себя масонами. Так, например, в справочнике «Квид» приведен список масонов, вошедших в правительство социалистов в 1985 г. Противники социалистов язвили по их адресу — говорили, что на базе этого правительства, где числились не менее пятнадцати масонов можно создать минимум две масонские ложи. (По масонскому уставу для создания одной ложи требуются не меньше семи посвященных). Среди них числились Ролан Дюма, министр иностранных дел, Пьер Жокс, министр обороны, Джек Ланг, министр культуры, Анри Деваке, министр образования и др. Входивший вместе с ними в кабинет Пьера Моруа масон Анри Эммануэли впоследствии стал председателем Национального собрания Франции.
Масоны были и в правительстве правых партий Ж. Ширака, но числом поменьше. Филиалы масонских лож, объединяющие «братьев» — депутатов по партийно-масонскому признаку, открыто действуют в Сенате и в Национальном собрании страны. Масоны, как указывается в справочнике, проникли во все сферы французского общества, в органы управления, подавления и в судопроизводство.
…Тихая парижская улица Rue Cadet. Старинные жилые дома XIX в., маленькие забегаловки и небогатые магазинчики еврейского квартала Парижа. Только одно здание — дом под номером 16 выбивается из общего архитектурного ритма. Оно выходит своим суперсовременным бетонно-алюминиевым фасадом на Rue Cadet, как средневековая многоэтажная крепость в низкорослую деревню. Кажется, что там давно приготовились к осаде и, если что, алюминиевые металлические бойницы тут же «заговорят» пулеметной скороговоркой. В доме этом и расположились штаб квартира ложи Великий Восток Франции (ВВФ), Музей масонства и прочие масонские учреждения. Просто так сюда не попадешь.
У меня аудиенция с самим Великим Магистром. Это должность сугубо официальная и публичная. Он — руководитель Великой Ложи, единственная и наивысшая власть на ее территории и в ее юрисдикции. Избирается он на общей Ассамблее Великого Востока, своего рода масонском съезде, на трехлетний срок. Ему предоставлено право последнего и решающего голоса по всем вопросам, а также на принятие в Братство без соблюдения обычной процедуры. Великий Магистр представляет Великую Ложу на международных масонских мероприятиях и в межнациональных околомасонских организациях.
Я позвонил в дверь, и она тут же открылась. В вестибюле ждал благообразный гид, любезно согласившийся проводить меня до дверей Высокочтимого.
Старый масон-вахтер пропускает меня, профессионально впитав все мои приметы одним взглядом. Своих он приветствует иначе: братья церемонно целуются и обнимаются, пожимая еще при этом друг другу руки. Таким образом, масоны узнают себе подобных, обмениваясь незаметно масонскими сигналами, знание которых составляет великую тайну. Мы с моим проводником идем к лифту. И у меня такое впечатление, что идем по лабиринту. Архитектурно здание решено так, что оно в любую минуту может быть перекрыто на отсеки, чтобы сдержать нападение. В музее масонства, кстати, помимо масонских регалий достаточно экспонатов, подтверждающих, что такие нападения были и не раз. И самый страшный разгром устроили Великому Востоку гитлеровцы, похитив все его архивы. После победы над фашистами часть этих архивов попала в СССР. Только уже при Горбачеве по специальной договоренности была удовлетворена просьба французского МИДа, который тогда возглавлял масон Ролан Дюма, и архивы Великого Востока, а также других масонских лож Франции были возвращены. (Как утверждаю знатоки, с них даже не сняли копии). Лифт смыкает свои створки и бесшумно ползет вверх. Я обращаю внимание на то, что вместо цифр два этажа обозначены так: «Храм один» и «Храм два»…
На Rue Cadet расположена не только штаб-квартира Великого Востока, но и собственно масонская Ложа Великий Восток Франции. Ложа — многосмысловое понятие, что нередко сбивает с толку людей, не имеющих представления о масонской манере вкладывать в одно и то же слово несколько понятий. Согласно масонскому словарю, ложа — это место собрания масонов, само их собрание, а также организационная единица масонского Ордена и все входящие в нее члены. Существуют символические (локальные) ложи и состоящие из них Великие Ложи. Термин «ложа» произошел от названия тех «подсобок», которые гильдии каменщиков строили напротив, воздвигаемых соборов. Во время зимы, когда работы по строительству прекращались они жили в этих «ложах».
Современное франкмасонство, ведет свою родословную от первых четырех английских лож, объединившихся в единое «послушание» в июне 1717 г. Во Франции первая «Ложа Святого Фомы» появилась в 1730 г. Ложи вскоре покрыли всю Францию. Если в 1740 г. их было уже 10 в Париже и 15 в провинции, то к 1789-му г. Великой французской революции около 1000 лож объединяли уже 30 тысяч масонов. Они и были ударной силой той революции. По сей день созданные в XVIII в. ложи существуют. Среди них наиболее влиятелен основанный в 1733 г. «Великий восток Франции» (ВВФ) (фр. Grand Orient de France). Это самое старое масонское послушание Франции, и старейшее в континентальной Европе (35 тысяч членов в декабре 1991 г., сосредоточенных в 500 ложах). Затем идет — Великая Ложа Франции (ВЛФ), где примерно 21 тысяча членов в 470 ложах шотландского обряда.
Великая национальная ложа Франции (ВЛНФ) — единственная из французских лож, признанная англосаксонским религиозным масонством, насчитывает примерно 15 тысяч членов в 620 ложах.
«Международный смешанный масонский орден Право человека» (Париж), «Великая женская ложа Франции», «Великая ложа традиционная и символическая» и другие объединяют в своих рядах еще примерно 30–40 тысяч человек.
Существует еще ряд разновидностей (обрядов) масонства, которые во Франции, да и в других странах куда менее популярны. Это «Рыцарское масонство» — т. е. франкмасонство, в которое посвящают в командорствах или масонских рыцарских орденах.
Ложа «Мемфис-Мицраим» (Восточный Устав Мемфиса) появилась в 1838 г. в Брюсселе, с учреждением Жаком Этьеном Маркони де Негром «Великой Ложи Озириса» на базе мистических древнеегипетских мистерий. От нее пошло масонское движение розенкрейцеров, к которому принадлежал Н. К. Рерих. Одно время Восточный Обряд Мемфиса имел 97 степеней посвящения, но это количество позднее было сокращено до 33, а сама организация переименована в Древний Изначальный Устав. В 1854–56 гг. Орден был завезен в Америку. В 1872 г. — в Англию, где он слился с «Восточным Орденом Храма». В 1875 г. Орден сливается также с «Уставом Мисраима» (Мицраим — Египет на иврите), одной из немногих уцелевших ветвей т. н. «Египетского масонства», которое основал великий проходимец Калиостро, известный своими похождениями даже в России. Кстати, в наши дни ложа «Мемфис-Мицраим» в России возрождена. Ирландскими масонами в Англии в 1751 г. была создана «Великая Ложа Древних». Существуют даже «классовые ложи», состоящие из представителей одной профессии. Их много в Англии и Ирландии, и т. д. Все это организационное масонотворчество с обращением к практике тайных обществ древних египтян, греков и персов, имело под собой сугубо практическую основу — шла борьба за клиентуру, за богатых спонсоров масонского движения, без поддержки которых масоны, конечно, не продержались бы столько сотен лет.
По разным данным в мире сейчас — это официальная цифра самих масонов — до 14 миллионов членов масонских лож. Наиболее открыто они действуют в англоговорящих, протестанских странах. Наиболее популярны и влиятельны — в США (около 5 млн членов) и Англии (около 1 млн членов). В основном они объединяют людей состоятельных, влиятельных в обществе и в мире, элиту современной буржуазии.
…Миловидная секретарша разливает по чашечкам кофе. И не будь здесь штандарта на стене с надписью «Великий Восток Франции» и треугольника, из которого смотрит глаз, могло бы показаться, что я беру интервью у директора какой-нибудь фирмы, а не у Председателя Совета Ордена, как официально именуют Великого Магистра.
Итак, мой первый вопрос:
— Правда ли, что ложа «Великий Восток» открывает свои филиалы в странах Восточной Европы и в СНГ, в том числе в России после того, как там с коммунизмом покончено?
— Да, это правда, — отвечает мэтр Рагаш. — Мы открываем заново свои масонские ложи по всей Центральной и Восточной Европе. Более конкретно — в Чехословакии, Венгрии, Польше и в России…
— Есть ли между ними разница?
— Различны в первую очередь условия функционирования. Эти различия определяются не только тем, что в одном случае масонские ложи были запрещены с 1922 г., как в СССР, а в другом — после гитлеровской оккупации и затем снова в 1946–1948 гг., как в Восточной Европе. Но и тем также, насколько в этих странах была развита демократия. Среди всех выделяется Чехословакия. Там были наиболее благоприятные условия, и мы очень быстро там внедрились.
В Венгрии внедрение проходило почти так же, как в Чехословакии, но вот с Польшей было сложнее, ибо там сильно влияние католической церкви, развиты антимасонизм и антисемитизм. Тем не менее, и там условия оказались достаточно благоприятными…
…Великий Магистр говорит о «внедрении» масонов к нам в страну, как о чем-то само собой разумеющемся, как бы рассуждая сам с собой:
— В России и Белоруссии мы приняли меры предосторожности. При внедрении организации в страну, где она была запрещена столько лет, неизбежен риск…
Спрашиваю: «А как вообще началось ваше, как вы говорите, «внедрение»?
— Мы установили здесь, в Париже, — отвечает он, — контакт с первым секретарем Посольства СССР г-ном Рубинским[153], который сказал нам, что возможность восстановить франкмасонство в Советском Союзе, без всякого сомнения, существует. Но он также сказал, что есть и определенный риск. Ведь уже тогда существовало весьма сильное антимасонское движение в СССР, например, «Память».
— Но вы, судя по всему, риска не убоялись?
— Нет. Мы приступили к посвящению русских братьев, которым предстояло стать рабочей группой по внедрению ложи в районе Москвы. Почему мы говорим «в районе Москвы»? Потому что все надо было делать с большой долей скрытности…
Тогда, в 1992 г. на мой вопрос «Много ли в России ваших братьев?» Великий Магистр Рагаш мне ответил:
— Очень мало, как впрочем, и в Восточной и в Центральной Европе. Франкмасонство — это не массовая организация. Это организация, которая вбирает в себя своих членов одного за другим методом кооптации. Если бы все в России, скажем, развивалось, как в других странах, то возможно там было бы сейчас 20–30 тысяч масонов, три-пять масонских послушания. Но известно, что произошло. И до недавнего времени на всю Россию имелся в наличии всего-навсего один масон…
— Вы шутите?
— Да нет. Действительно один. Можете представить, какую он нес ответственность!
— Давайте вернемся, господин Великий Магистр к этому посвященному русскому Для того чтобы стать франкмасоном ему нужно было получить рекомендацию. И, наверное, не одну, пройти кандидатский стаж…
— У нас это не совсем так. Просто был один француз, франкмасон, у которого был друг — русский. Вот он ему, русскому, и предложил пройти посвящение во франкмасоны. Что и было сделано в Париже.
— А откуда взялись другие «русские масоны» из вашей рабочей группы «в районе Москвы»?
— У того русского, что был посвящен в Париже, были тоже русские друзья. Он рекомендовал еще одного, тот еще одного и так далее. И так нам удалось добиться постепенно роста контингента русских масонов.
… О том, как возрождали Великий Восток в России теперь уже многое известно. Тем самым первым гражданином СССР, посвященным 4 декабря 1990 г. сразу в третью степень Мастера в одной из парижских лож ВВФ (L’Ouvre Fraternel), был москвич, философ по образованию Г. Б. Дергачев. Инициатива исходила от самого Г. Б. Дергачева — он действительно попросил своего французского друга-масона ему посодействовать. Так же приобщили к масонству еще несколько человек, которые начали активно вербовать новых кандидатов в масонство среди своих друзей и знакомых. В результате, когда представительная делегация Великого Востока Франции (отставной полковник французской армии А. В. Липский, историкА. Комб и др.) прибыла в апреле 1991 г. в Москву, ей было представлено еще пять москвичей, жаждущих посвящения. Состоялось оно 28 апреля 1991 г. в Подмосковье. Набрав, таким образом, необходимые семь человек парижские эмиссары ВВФ и открыли ложу «Северная звезда». Возглавил ее, естественно, Г. Б. Дергачев. Регулярная работа ложи наладилась несколько позже — в ноябре 1991 г. Ровно через год после открытия Северной Звезды в апреле 1992 г., опять же, в Москве была открыта еще одна ложа «Великого Востока Франции» — «Свободная Россия». На ее открытии присутствовал мой собеседник Жак Робер Рагаш. Через год, 11 июля 1993 г., в Москве были учреждены еще две ложи «Великого Востока Франции»: «Северные Братья» и «Девять Муз». Но на этом «внедрение» остановилось. В 1992 г. достопочтимый мастер «Северной Звезды» Дергачев переметнулся в «Великую Национальную ложу Франции». И дело тут было не в идеалах или различиях обрядов. Просто в ВНЛФ больше платили. На рю Кадет не потерпели такого ренегатства и в 1996 г. приняли решение закрыть (на время, конечно) все свои ложи в России. Однако уже в 1997 г. была открыта мастерская этого союза — «Москва». Получила разрешение в 1998 г. на возобновление своих работ и прикрытая ранее парижскими «братьями» ложа «Северная Звезда» (Москва) и масонская ложа «Воскресение» в Санкт-Петербурге…
— В последнее время у нас в России появились различные публикации, авторы которых утверждают, что Февральская революция и Октябрьская 1917 г. готовились масонами. Что вы можете сказать по этому поводу?
— В том, что касается Февральской революции, то это была революция буржуазная и действительно масоны в правительстве Керенского были. Но когда пишут, что оно, было на 98 % составлено из масонов, то это явное преувеличение. Авторы таких утверждений просто не умеют считать. У Керенского было всего пять министров-масонов. И, тем не менее, говорить о том, что Февральская революция — результат масонского заговора — мягко говоря, ненаучно, потому что русское масонство в основном представляло аристократию, офицерство. Для этого достаточно побывать на масонском кладбище в Санкт-Петербурге. Великолепное, кстати, кладбище, Но были масоны и среди либеральной буржуазии. Сама по себе буржуазия в России не была однородной, ибо в ее среде шла, как и повсюду борьба между славянофилами и западниками, либералами. Тем не менее, я не погрешу против логики, если скажу, что Февральская революция могла быть в определенной мере вдохновлена идеями масонства. Что же касается Октябрьской революции… То тут у меня весьма скептическое отношение к утверждениям о влиянии на нее масонов. Тем более что мы знаем о последствиях этой революции. Масонство в России было запрещено, сразу же после того как Троцкий выступил со своей известной антимасонской речью. (Имеется ввиду заявление Л. Троцкого на IV Конгрессе Интернационала: «Сокрытие кем-либо своей принадлежности к франкмасонству будет рассматриваться, как проникновение вражеского агента в наши ряды…» — В.Б.). Антимасонизм был вмонтирован в саму идею однопартийной советской системы, которая не могла бы потерпеть рядом с собой какой-либо организаций, которая бы не зависела от тоталитарного государства и действовала абсолютно свободно. Когда спросили у Хрущева в свое время — нельзя ли будет восстановить в России масонство, он сказал: «Я не намерен запускать вшей себе под рубаху».
— У Горбачева, да и у Ельцина, очевидно, были рубахи другие?
— Насчет рубах не знаю, а вот толерантность у них была.
— Ваши братья действуют теперь в России фактически официально. Какие цели в нашей стране, — спрашиваю я Рагаша, — ставили масоны, готовясь к открытию там отделения вашей ложи?
Магистр подумал немного, потом ответил:
— Какой-то конкретной цели у нас нет. Масонская ложа — это прежде всего свободное пространство для свободной дискуссии. В России, в других, в недавнем прошлом коммунистических странах я лично убедился в необходимости свободы дискуссии. Не простой, однако, свободы, а той, что нуждается в организации. Ведь известно, что неорганизованная, анархическая свобода, как во Франции, так и в других странах, включая Россию, в конечном итоге приводила ко всеуничтожающему взрыву. Немаловажное значение в таких странах, где в результате засилья спецслужб, тоталитаризма во всех его проявлениях, люди не привыкли доверять друг другу, имеет то, что масонство — это организация, гарантирующая сохранение тайны. То, что сказано в ложе, не должно быть известно вне ее. Отсюда — доверие участников дискуссии к друг другу. Они могут говорить, ничего и никого не опасаясь. Так, например, во Франции весьма высокопоставленные лица могут выступать в ложе и говорить то, что они думают, правду о действительном положении дел, не оглядываясь на свой официальный пост. И это — одно из величайших завоеваний демократии.
— Но надо думать, что это не дискуссии ради дискуссий, если их стремятся сохранить в тайне даже в демократической; Франции? В России такая таинственность неизменно породит слух о подготовке масонами захвата власти…
— Франкмасонство не ставит своей задачей захват политической власти. Другое дело, что среди масонов, скажем в России, могут быть люди, которые стремятся к власти. Но это, тем не менее, не цель масонства. Так же, как и революция, — не его цель. В ложе нашего обряда первоочередная цель — это обсуждение и всесторонний анализ политических, экономических, социальных и других проблем.
— Таким образом, если употребить американский термин, ваша ложа — это своего рода «думающий танк». Какой вы намерены подобрать для него экипаж в России?
— Надо стремиться к тому, чтобы среди тех, кого мы вербуем в свои ряды, соблюдалось необходимое разнообразие. Нельзя просто кооптировать в ложи интеллектуалов. Нужно следить за тем, чтобы в наших дискуссиях участвовали представители всех слоев общества, различных религий, профессий и т. д.
— В таком случае вам у нас потребуются и демократы, и бывшие партаппаратчики, и новые «совбизнесмены» — нувориши, и бывшие лидеры, и нынешние пассажиры «верхнего эшелона».
— Все это и так, и не так. Я вам приведу пример Чехословакии. Чехословацкое масонство создавалось вот здесь. В комнате напротив моей. Поначалу был всего один брат-чех. Так вот он получил 1200 заявлений с просьбой о вступлении в масоны. Сейчас в Чехословакии всего около сотни масонов. Потому что прежде чем кооптировать кого-либо в ложу, ведется весьма внимательное изучение кандидатов, их персональных досье. Мы не стремимся при этом завлечь в ложу кого-либо с положением, с особым влиянием. Напротив. Важно качество кандидата. И та мотивировка, которую он выдвигает, обращаясь с просьбой о вступлении в наше братство. У того, кто заявляет, что хочет вступить в масоны, чтобы преуспеть в жизни, стать, к примеру, министром, шансы на посвящение равны нулю. Не больше их и у того, кто хочет через масонство осуществить свои ниспровергательские идеи.
— Ну, а как вы отнесетесь к тем, кто еще вчера уверял всех, что верит в коммунистические идеи, а сегодня заявляет, что в них разочаровался и теперь свято верит в идеи масонов?
— С исчезновением коммунизма появление таких персонажей неизбежно и это можно только приветствовать. В конце концов, масонство — это, прежде всего, школа мысли. Там учат мыслить свободно, общаться с людьми свободомыслящими. Не существует какой-либо масонской идеологии. Существует лишь свободная дискуссия и обучение умению ее вести. Поэтому нет, и не может быть никакой масонской партии, никому не придет в голову мысль ее создать, и заметьте, что возрождение масонства в странах Восточной и Центральной Европы происходит весьма медленно, ибо все пришлось начинать с нуля.
— Неужели никакого наследия не осталось?
— Никакого. Те, кто были масонами до революции, почти все уже умерли. В России никого не осталось. В Чехословакии 25 человек. В Польше и Венгрии — считаные единицы. Все практически пришлось начинать с нуля…
Масоны у себя дома
Богатый парижский пригород Нейли. Если у человека на банковском чеке указано, что он проживает в Нейли, документов у него никто не спрашивает — адрес уже солидная рекомендация. В свое время мэром Нейли (до 2002 г.) был правый голлист Николя Саркози, еврей по происхождению. В 2007 г. он стал Президентом Франции. Накануне президентских выборов 2012 г. Великий Магистр «Великой национальной ложи Франции» Франсуа Стифани, который, который возглавил ее за четыре года до этого, заявил, что 43 тыс. франкмасонов его ложи находятся в полном распоряжении Николя Саркози. Это вызвало массовые протесты членов ложи, которые устроили манифестацию в парижском пригороде Левалуа-Перре. Около 800 масонов шотландского обряда потребовали немедленной отставки Стифани, который, как они посчитали, «грубейшим образом нарушил устав тайного общества, выразив беспрекословную преданность президенту Саркози в самый разгар предвыборной кампании». Конечно, Стифани подпортил имидж ВНЛФ, которая провозглашает себя нейтральной в политике и открытой для всех партий. Не исключено, однако, что и среди тех, кто вышел с протестом на улицы Левалуа, были и те, кто голосовал за Саркози. ВНЛФ — одна из самых влиятельных во Франции и самых, при этом, проамериканских. А Саркози в годы своего президентства тем и прославился, что вернул Францию в военную организацию НАТО и стал самым проамериканским и просионистским президентом за всю ее послевоенную историю.
«Великая национальная ложа Франции», к которой теперь принадлежит первопроходец советского масонства Дергачев, прописана именно в Нейли, на бульваре Вино, дом 65. В уютном дворе, который с улицы не виден, стоят несколько машин. По одному их виду и маркам можно сказать, что владельцы их люди далеко не бедные. В.Н.Л.Ф, — вот и вся вывеска при входе в ложу. На проходной, где никаких служителей не было, на стенах висели американские масонские календари и поздравительные открытки, напоминая о недавнем Рождестве. Я подождал немного, спросил, есть ли кто-нибудь на охране, но, не дождавшись ответа, вошел в вестибюль.
У масонов была какая-то тусовка. Несколько седовласых джентльменов, переходя от одной группки к другой, что-то в полголоса обсуждали. На меня никто не обратил внимания, пока я не спросил, где мне найти господина Великого Секретаря. Старенький масон с тщательно зализанным пробором и в бабочке вызвался меня проводить. Господин Трестурнель, а это и был Великий Секретарь Великой Национальной Ложи Франции, уже ждал меня в своем кабинете, добрую половину которого занимал черный письменный стол, заваленный газетами, письмами и телеграммами. Трестурнель — масон в шестом поколении. К моменту нашей встречи он занимал свой пост уже около 20 лет и в Европе среди Великих Секретарей был дуайеном. Я знал, что в масонских ложах с «профанами» предпочитают, когда речь заходит об их конкретных задачах, беседовать в манере «Да и нет не говорить». И все же спрашиваю:
— Каковы задачи вашей ложи?
— Мы стремимся к диалогу, к тому, чтобы он шел внутри всех стран. Франция осуществляет свой эксперимент вот уже около 300 лет. Великая идея «Свободы, равенства и братства», родившаяся на французской земле вышла за ее пределы. Она легла в основу конституции столь великой страны, как США. Все знают, что именно масоны написали Конституцию США. Наша ложа занималась созданием масонских лож в Африке. С нашей помощью были созданы независимые ложи, как например, в Габоне, Береге Слоновой Кости, в Того. В Испании мы создали после падения режима Франко Великую ложу. Почему? Таково было требование исторического момента. Мы заполнили образовавшийся вакуум между крупными феодалами и трудящимися. Франкмасоны занимают свое место в классе буржуазии в руководящей элите. Также и в Иране, создав великую ложу Ирана в 1965 г., мы заняли место в промежутке между муллами и феодалами, в республиканской элите. Но, к сожалению, наша структура исчезла вместе с шахом, когда власть в Иране взяли муллы. Еще одна наша задача — это утверждение Братства и Солидарности. Во всех крупных гуманитарных организациях масоны присутствуют неизменно. В ЮНЕСКО, в ЮНИСЕФ, в ООН, есть масоны, которые прошли подготовку в нашей школе терпимости. Наша задача, прежде всего, заключается в том, чтобы сформировать масона. Их задача — нести в эти организации дух масонства. Как во Франции. У нас основная ложа здесь, в Нейли, а отделения наши существуют во всех концах страны. Мы очень довольны тем, что имеем своих представителей в социалистической партии Франции, в партии Объединения в поддержку республики» (ОПР), в «Союзе за французскую демократию» (СФД) и других партиях (ОПР и СФД были тогда ведущими объединениями правых партий Франции. На их базе Н. Саркози создал свою партию «Союз за народное движение». — Ает.). Масонская дисциплина позволяет им излучать свет масонских идей, находясь изнутри этих партий…
— А в компартии Франции у вас есть свои люди? — спросил я Великого Секретаря.
— Если коммунистам не запрещается быть масонами, то почему бы нет? — ответил он. Мы не задаем вопроса вступающим в наше братство, принадлежат они к компартии или нет? Насколько я могу судить, это компартии запрещают своим членам вступать в масоны…
— Расскажите, что привлекает вашу ложу в России?
— До 1917 г. русские масоны были весьма важным элементом мирового масонства. Масонство отвечает национальному характеру русских. А славянской душе понятны те метафизические и мистические поиски, которым привержено франк-масонство. Мы можем судить об этом, потому что унаследовали от русских масонов после революции большое количество документов. И мы их сохранили. К тому же в Париже по сей день действует масонская ложа, где говорят только по-русски. Она здесь утвердилась, и мы многое от нее переняли. После Октябрьской революции сюда много прибыло масонов из России, в том числе и те, которые были на стороне революционеров. Об этом периоде рассказывают их многочисленные мемуары.
— Говорят, вы уже открыли ложу в России. Где в Москве, или в Санкт-Петербурге?
— Да открыли в Москве, 14 января 1992 г.
— Это было сделано официально или нелегально? — спрашиваю я Великого Секретаря.
— Мы нелегально не действуем, — уверенно отвечает он. — Наши русские братья обратились к вашему правительству и получили официальное разрешение. (Речь, очевидно, шла все же о разрешении тогдашнего правительства Москвы. — В.Б.). Нет-нет, мы никогда не прячемся по подпольям, мы не хотим чтобы нас обвинили в разного рода «заговорах»…
— Но вот так, если посмотреть со стороны — у вас действует здесь в Париже русская ложа, вы открываете теперь свой филиал в Москве. Это, ведь, не всякий воспримет, как шахматный клуб или ассоциацию филуменистов…
— Мы никому ничего не навязываем, в идеале должно быть в стране три ложи, чтобы они, соединившись, создали Великую национальную ложу и получили самостоятельность. Мы как раз и помогаем создать эти искомые три ложи. После этого мы остаемся лишь на роли крестных отцов, принимаем над новыми ложами шефство…
— Есть какие-то высшие органы ложи, которые это определяют, признают, или не признают национальные ложи, дают им право на самостоятельность?
— Да. Для того, чтобы обеспечить наше шефство необходимо представить в соответствующие органы три ложи, которые просят дать им статус самостоятельной национальной Великой ложи. Так в Соединенных Штатах, действует комиссия по признанию. В Северном полушарии у нас существует 51 ложа в США, 14 в Канаде и 14 в Мексике. Наше европейское отделение имеет такой же порядок. У нас проходит ежегодный Великий Европейский Секретариат. И на этот совет мы представляем те ложи, которые добиваются самостоятельности.
— Для создания одной ложи сколько нужно посвященных масонов?
— Семь масонов в ранге мастера.
— Ну, а откуда же они взялись, скажем, в России? Ведь Мастером сразу не становятся. Масон проходит сначала стадию ученика, потом подмастерья. А уже только потом — мастера. На это, наверное, требуется время.
— Конечно. Но есть исключения…
— А тогда где вы посвящали и обучали тех русских масонов, которые 14 января 1992 г. открывали свою ложу в Москве?
— Здесь. Они приезжали, жили здесь некоторое время, потом уезжали, потом опять приезжали…
— Это в советские-то времена? В СССР не смогли бы воспринимать это иначе, как нелегальщину чистой воды. А вы говорите, что никогда не действуете нелегально.
— Конечно, не действуем. Ваши профаны, т. е. непосвященные, приходили к нам сами во Франции, мы их не искали в России. Разве нам следовало их выставить за дверь только потому, что масонство не нравилось вашим тогдашним властям? Мы их принимали по их просьбе. И обучали. И теперь их около 20 человек. Они и сформировали эту ложу. Из русских. Из тех, что живут здесь во Франции и из тех, что там, в России. Они уже там. Они будут работать, принимать в свои ряды новых членов, посвящать профанов мало-помалу. Со временем они создадут вторую, а там и третью ложу. Это — цель.
— У вас есть официальный представитель в Москве?
— Да.
— Вы можете назвать имя и фамилию этого господина?
— Нет. Если только он сам захочет объявить об этом во всеуслышание, я тут же буду об этом знать и тогда назову его имя всем, кто заинтересуется.
…Теперь мы можем назвать фамилию этого господина и рассказать, что той первой ложей ВНЛФ учрежденной в Москве 14 января 1992 г. специально прибывшей из Нейли делегацией, была «Гармония». Ее возглавили А. А. Римский-Корсаков (первый страж), В. С. Шидловский (второй страж) и уже известный нам Г. Б. Дергачев (достопочтимьш мастер). В тот же день, даже не верится в такую оперативность, эта ложа была зарегистрирована в московском управлении юстиции.
7 сентября 1992 г. е Москву прибыла новая делегация ВНЛФ Великой Национальной ложи Франции из семи человек во главе с С. В. Гардером. Она произвела ревизию состояния дел с организацией масонства в России и инсталлировала уже известную нам ложу — «Гармония», в качестве официальной ложи союза Великой Национальной ложи Франции под номером 698. Входе этого визита в Москве получили посвящение сразу 12русских «братьев»…
…Трестурнель, конечно, не мог тогда мне рассказать в деталях о тщательно скрывавшихся от нас, профанов, масонских операциях по внедрению в Россию. Но он все же постарался быть максимально любезным и прозрачным. Уже в конце нашей беседы, он посмотрел на меня своими большими, на выкате глазами, и слегка наклонив голову вбок, что придало ему еще большее сходство с хорошо откормленным чистопородным «боксером», он неожиданно сказал:
— Пойдемте со мной. На экскурсию.
Мы вышли из его кабинета в коридор. Никогда я не видел столько масонов сразу. Трестурнель знал всех, и все знали его. Как рабочая лошадка ложи, он был в курсе всего, что касается ее хозяйства и на все был готов ответить. Я едва успевал за ним. Он подошел к двери, на которой был прикреплен какой-то непонятный мне знак и приоткрыл ее.
— Вот, — сказал он. — Смотрите, что делают масоны за закрытыми дверьми.
Я заглянул внутрь, в помещении, чем-то напоминающем молельный дом, вдоль стен стояли длинные деревянные скамьи наподобие тех, что ставят у алтаря в готических храмах. Сразу бросился в глаза масонский треугольник с глазом, от которого, как накладные ресницы шли в разные стороны лучи. Видимо, масонские «храмы» устраиваются наподобие первых средневековых лож франкмасонов. На скамьях сидели вполне современные люди и что-то обсуждали. На звук один из них обернулся. Больше никто не прореагировал. Они были у себя дома. Трестурнель махнул им рукой и «ателье» продолжило свое заседание.
— Что они все-таки делают? — спросил я моего гида.
— Дискутируют, — искренне ответил Трестурнель.
Мне оставалось только сказать многозначительное: «А-а-а!».
Но я не сказал. И хотя я был готов голову дать на отсечение, что Трестурнель мне никогда не скажет ничего конкретного по поводу масонских дискуссий, я все же решил попробовать еще раз.
— Ну а что все-таки обсуждается в той ложе, куда мы с вами заглянули?
— Мы стремимся всячески избежать конфликтных ситуаций, — ответил он со знанием дела. — Мы за диалог. Каждый, кто обладает терпимостью по отношению ко взглядам других, может придти к нам и изложить свой взгляд на мир. Если с ним согласятся, то его точку зрения примут, если нет, ему предложат контраргументы. И тогда, возможно, он откажется от своих заблуждений, изменит свои взгляды. Это — цель дискуссии.
Мимо. Так я и знал. Понятие «профан» (Профан — не-масон. От лат. «рго» — «перед» и «fanum» — «храм») по-масонски означает: человек, не получивший доступа в храм, непосвященный) они воспринимают буквально. Экскурсия продолжалась…
Трестурнель успел мне показать еще пару пустых «храмов», каждый из которых, как он пояснил, в соответствии с расписанием и необходимостью отводится для занятий братьев усовершенствованием человечества. По дороге к нам присоединился масон-доброволец, который разъяснил мне, почему у каждого храма стояла деревянная стоечка с воткнутыми в нее шпагами, символизирующими равенство: «Это для ритуалов». Шпаги, видимо, часто бывали в употреблении, потому что у одной из них ручка была наполовину отломана у самого эфеса. В середине каждого храма в рост человека на полу лежала уже знакомая мне дорожка с шахматными черно-белыми клетками, а вдоль нее стояли на высоких канделябрах свечи.
— Это для чего? — спросил я.
И оба масона мне ответили в голос:
— Для ритуалов.
На прощание я сфотографировал одного из них в храме с мечом и мы вернулись в кабинет Трестурнеля. Великий Секретарь буквально сиял оттого, что столь наглядно доказал мне открытость и прозрачность своей ложи.
— Как видите, — сказал он, — мы во Франции от прессы не прячемся. А за рубежом… У меня есть принцип. Каждый раз, когда мы открывали где-нибудь новую Великую национальную ложу, скажем в Африке, я приглашал в то здание, где располагалась ложа представителя национальной полиции. Он мог судить, поэтому о том, что видел своими глазами. Ему показывали все, кроме ритуалов.
— Значит они секретные.
— Нет.
— Но раз секрета нет, то могу я, например, как журналист наблюдать ваши ритуалы, церемонию посвящения в масоны?
— Нет. И это не потому, что мы все хотим сохранить в секрете. Это наше право быть среди своих. Возможно, для вас это анахронизм. Но, если вы, как журналист, все же хотите увидеть ритуалы и обряды «Великой Национальной Ложи Франции», то вам для этого необходимо самому пройти обряд посвящения.
— То есть стать масоном?
— Да, конечно.
— Спасибо. Я пока еще не готов.
Транстурнель заулыбался, как коммивояжер, демонстрирующий своими собственными зубами преимущества продаваемой им зубной пасты, и сказал:
— Я вам гарантирую, что дверь у нас была бы всегда открыта и для вас. И вот тогда, посмотрев все своими глазами, вы смогли бы нас покинуть и написать о наших ритуалах.
— Вы говорите «нас покинуть»? Разве можно вот так запросто сначала вступить в масоны, а потом выйти?
— Выйти можно из ложи. В масоны посвящают пожизненно.
— Какая все же у вас цель в России?
— Облегчить диалог с теми русскими, которые этого хотят. И этот диалог позволит этим русским открыть двери в мировое масонство. Они найдут своих братьев в США, в Японии, в Англии, других странах Европы. Масонство всюду существует. Это в практическом плане очень полезно.
— Поясните, пожалуйста, мне, профану, я как-то не совсем понял, чем может быть полезен, скажем, японский масон московскому?
— Ну, например, в России открылась ложа, к которой может принадлежать и японский бизнесмен. Некоторые наши братья, которые обладают возможностями вложения капитала, уже работают в России.
— Понял, не дурак, — пробормотал я п