Тотальный поход против коммунизма
Мы являемся троянскими конями в крепостях нашего врага.
Хаим Вейцман, первый президент Израиля
«Жуки-точильщики» за работой
В начале 60-х гг. политика империализма по отношению к СССР и другим социалистическим странам претерпела ряд существенных изменений. Правящие круги США и их союзники были вынуждены отказаться от «лобовых атак», когда стало совершенно очевидным, что военный конфликт со странами социалистической системы, чреватый глобальной ядерной войной, равнозначен самоубийству. Даллесовская политика «с позиции силы», доктрина «отбрасывания коммунизма» и «освобождения Восточной Европы» полностью обанкротились. Возросшая мощь Советского Союза и всего социалистического содружества заставила вчерашних поборников политики «балансирования на грани войны» искать новые методы противостояния коммунизму.
Президент США Джон Кеннеди, при вступлении на пост президента США в 1961 г. говорил: «Мы не можем победить Советский Союз в обычной войне. Это неприступная крепость. Мы можем победить Советский Союз только другими методами: идеологическими, психологическими, пропагандой, экономикой».
Уже в 1964 г. тогдашний государственный секретарь США Дин Раск провозгласил «политику наведения мостов» в отношениях с коммунистическими странами. Раск выделил три основные цели этой политики: «1. Не допускать расширения сферы коммунизма; 2. добиваться соглашений, уменьшающих опасность всеобщей опустошающей войны; 3. поощрять в коммунистическом мире эволюцию к национальной независимости, мирному сотрудничеству и открытым обществам (т. е. к реставрации капитализма. — В.Б.)». Сенатор Фулбрайт в том же году дал недвусмысленную оценку целей поборников этого «нового курса»: «Они надеются, что политика мостов может дать больше в смысле освобождения Восточной Европы от коммунизма, чем все храбрые и пустые слова, который были сказаны насчет того, чтобы отбросить «железный занавес».
Сионистские центры быстро сориентировались в новой обстановке. Они активно участвовали в разработке доктрины «наведения мостов», в рамках которой был отлажен ряд рабочих концепций и теорий для применения их в подрывной деятельности против социалистических стран. Это — «теория эрозии коммунистической убежденности», предназначенная, прежде всего для обработки руководящего звена правящих партий в странах социализма и дискредитации коммунистической идеологии в широких массах. Плоды этой теории мы в полной мере ощутили в СССР в период «перестройки». Это — «теория плюрализма», направленная на создание политической оппозиции правящим компартиям и последующий захват ею власти в рамках «свободной игры политических сил». В классическом варианте эта теория была применена в Польше в 1968 и в 1981–1989 гг. Предусматривались поощрение национализма (в национальных республиках, например, в Советской Прибалтике, на Украине, в Грузии, а также среди евреев), разжигание антирусских, антисоветских настроений, дискредитация «советской модели социализма» и сотрудничества соцстран в рамках СЭВ и Варшавского Договора.
Запад не отказался от своей неизменной стратегической цели, сформулированной еще Гербертом Гувером — уничтожения коммунизма и советской России. В более широком плане речь шла об уничтожении Советской империи, сложившейся в результате триумфальной победы СССР во Второй мировой войне. С точки зрения геополитики само существование этой Империи по имени «социалистическое содружество» позволяло, при всех ее недостатках и издержках, сохранять современный мир двухполярным, не допускать его превращения в вотчину американского империализма, где Соединенные Штаты играют, как сегодня, роль мирового диктатора. Конечно так называемый «реальный социализм» был далек от совершенства и, несомненно, нуждался в серьезных реформах и даже радикальной перестройке. Но не той, которую ему навязали Горбачев и его команда ренегатов и предателей, результатом чего стал крах коммунизма, а в перестройке, основанной на воплощении принципов научного коммунизма в жизнь, на развитии социалистической демократии, чего так и не было сделано ни в СССР после октября 1917 г., ни в других социалистических странах после Второй мировой войны. Именно на этом и строилась стратегия борьбы антикоммунистического интернационала и его ударной сионистской когорты против коммунизма под предлогом «усовершенствования» этого «реального социализма», переживавшего повсюду период застоя. Увы, многие честные люди, в том числе и многие диссиденты, как в СССР, так и в других странах Варшавского Договора, не осознавали, что выступая против коммунизма, они играют на руку тем же сионистам и вашингтонским претендентам на мировое господство. Как сказал Александр Зиновьев в 1992 г.: «Мы целили в коммунизм, а попали в Россию». Исходя из этого, в своем анализе событий 60-х и 70-х гг., я не рассматривал, насколько правомерной была критика реального социализма со стороны так называемых «антисоциалистических сил». Во многом она была справедливой, хотя сами критики стремились не к улучшению социализма, а к его ликвидации в Советском Союзе и других странах Варшавского Договора. Но в данной работе нам куда важнее рассмотреть стратегию и тактику тех подрывных центров, включая сионистские, которые готовили «тихую контрреволюцию». Это особенно важно сегодня, когда всем уже стало ясно, насколько был прав Александр Зиновьев — покончив с коммунизмом, те же самые подрывные центры, тот же международный сионизм приступили к реализации своего давнего плана по развалу и уничтожению России.
С того момента, как в 1918 г. Вашингтоне приняли на вооружение известный «план полковника Хауса», предусматривавший раздел России, на Западе менялись лишь средства, формы борьбы с коммунистической идеологией и с социализмом, с обществом, на этой идеологии основанным, борьбы с русским народом и с Государством Российским.
В начале 60-х гг. главная ставка была сделана, как подчеркивали чешские публицисты Милан Михалик и Милош Марко в своей книге о «чехословацком эксперименте», на «использование самых незначительных различий во взглядах в рядах международного коммунистического движения с целью подрыва единства социалистических стран и ослабления их связей с СССР». Начались «поиски наиболее эффективных способов воздействия на социалистические страны» путем использования любой возможности «оказывать влияние на их внутреннее развитие с тем, чтобы постепенно реставрировать капитализм»[123].
Стратеги новой тактики борьбы с коммунизмом ориентировались уже не только на открытые контрреволюционные выступления, как в Венгрии в 1956-м, а главным образом на так называемую «тихую контрреволюцию», на разложение социализма «изнутри», на идеологическую агрессию. В этих условиях меняет свою тактику и международный сионизм. От примитивного антикоммунизма времен холодной войны сионисты переходят на позиции «озабоченности» судьбами социализма, пекутся о его «улучшении». Эту политику Генеральный секретарь Компартии США Гэс Холл охарактеризовал как попытку «наведения подпольных идеологических туннелей» в социалистические, страны (Daily World, 15.9.1969). В качестве идеологического фундамента такой политики империализм США использовал так называемую «доктрину мирного объединения» стран, «теорию конвергенции», суть которой сводится к тому, что «капитализм и социализм в процессе развития, в конечном счете, сблизятся друг с другом, сольются». «Слияние» это, по мысли авторов теории, будет на деле полным поглощением социализма капитализмом. Венгерский ученый Янош Берец в своей книге «Что такое тихая контрреволюция?» в числе авторов этой «теории» называет американца Уолта Ростоу и француза Раймона Арона[124].
Ростоу, выходец из семьи российского бундовца Ростова, один из ближайших советников президента Джонсона, в свое время долго служил в разведке, выполняя задания ЦРУ, работая в Массачусетском институте. Ростоу был одним из авторов политики эскалации агрессии во Вьетнаме и антикоммунистической доктрины, названной именем Джонсона. От идеи установления гегемонии империализма США, составлявшей основу доктрины Джонсона, Ростоу не отказался и в своей книге «Некоммунистический манифест», в которой разрабатывались основы теории конвергенции (New Republic, 4.11.1967). Не последнюю роль в выработке политики США на Ближнем Востоке сыграл Ростоу и во время агрессии Израиля против арабских стран в 1967 г. Как пишут авторы книги «Шесть дней в июне», Уолт Ростоу был прекрасно осведомлен о ее подготовке и захватнических планах Израиля, достаточно вспомнить о том, что к Ростоу неоднократно обращались лидеры международного сионизма с просьбами «поднажать» на президента. В частности, один такой визит нанес Ростоу сам Иоахим Принц, тогдашний председатель сионистской «Конференции президентов», и вместе с Ростоу они вырабатывали тактику поведения сионистских организаций в период непосредственной подготовки агрессии Израиля (New Republic, 4.11.1967). Из Белого дома Ростоу ушел вместе с Джонсоном, став скромным профессором Техасского университета. Но и в этом амплуа, как профессиональный антикоммунист и активный функционер международного сионизма, Ростоу продолжал разрабатывать тактику новых идеологических диверсий против стран социализма.
Раймон Арон, один из владельцев и главный редактор газеты «Фигаро» был известен не только многочисленными трудами в области международных отношений, не только своими «панегириками» капитализму, но и как активный сионист. В своем письме на имя Брюссельской конференции сионистов, в которой его пригласили участвовать, он подтвердил, что «полностью ассоциирует себя с поставленными конференцией целями», с ее махровым антисоветизмом (Document’s… Message a la Conference de Monsier le Professeur Raymond Aron).
Ростоу и Арон, несомненно, были не единственными антикоммунистами, приложившими руку к теоретизированию в области «советологии» и к разработке тактики идеологической войны против СССР и других социалистических стран. Сионисты составили весьма значительный контингент в армии «советологов», «кремленологов», сотрудников «русских», «советских» и тому подобных антикоммунистических центров. Так, пост главного редактора американского журнала «Проблемы коммунизма» («Problems of Communism»), который издавался поначалу правительственным информационным агентством ЮСИА и претендовал на роль главного «аналитика» проблем социализма и теории коммунизма, занимал Абрам Брэмберг, известный своими широкими связями с подрывными службами международного сионизма. Журнал был хорошо осведомлен и сумел предсказать развал СССР, что с удовлетворением отметил один из историков сионизма Уолтер (Вальтер) Лакер[125]. После 1992 г. журнал издается теперь частной фирмой и выходит раз в два месяца под названием «Проблемы посткоммунизма» (Problems of Post-Communism). А главным его редактором стал Дмитрий Горенбург (Dmitry Р. Gorenburg). Из «наших». Он родился в 1970 г. в Ленинграде. С 1979 г. живет в США, где окончил Принстонский университет. После работы в Пентагоне был переброшен на журналистику и исследования проблем национализма и сепаратизма на постсоветском пространстве, Тема, как понимаете, очень перспективная для развала теперь уже России.
Автором ряда работ по проблемам международных отношений и коммунизма не раз выступал Ганс Моргентау, руководитель «центра по изучению внешней и военной политики США при Чикагском университете», профессор Нью-Йоркского университета, считающийся в США представителем, так называемой школы «политического реализма». Этот «реализм» Моргентау проявил в полном цвете, требуя в своем докладе на антисоветской Брюссельской конференции сионистов «усовершенствованных средств нажима на правительство Советского Союза» (Documents… Highlights of Professor’s H. Morgentau Report)[126].
Сионисты заняли важные посты в ряде «русских центров» при Гарвардском университете, «Институте по изучению современной России» при Фордхэмском университете, «Институте по изучению свободы и коммунизма» при Сент-Луисском университете и так далее…
Так, Морис Фридберг, профессор славянских языков и литературы, возглавлял Русский и Восточноевропейский институт при университете штата Индиана, известный как один из ключевых центров «советологии». Перу Фридберга принадлежит немало антисоветских трудов, в частности публикация «Антисемитизм как орудие политики в советском блоке». Фридберг активно участвовал во всех антисоветских акциях «Американской конференции о положении советских евреев» и других сионистских организаций. Джерри Гудман, активный функционер «Американского еврейского комитета», также выступал в роли специалиста по «восточноевропейским делам». В ряде своих работ ратовал за «независимость» восточноевропейских стран от Советского Союза. Статьи Гудмана регулярно, публиковались и в чисто сионистской печати, и в общеамериканских газетах и журналах.
Рональд Рубин, доцент кафедры общественных наук городского университета Нью-Йорка, известен как специалист в довольно узкой области «советологии»: он автор ряда работ, посвященных проблеме «советские евреи в ООН»; один из тех, кто разрабатывал стратегию «обсуждений» положения евреев в СССР в специализированных органах ООН. Рубин был тесно связан с сионистским «Координационным советом еврейских организаций». В него входят Бнай Брит, «Совет представителей английских евреев» и «Южноафриканский еврейский совет представителей», которые, по свидетельству «Американского еврейского ежегодника», выступали «с самыми яростными нападками на Советский Союз в ООН»[127].
В многонациональной когорте «советологов», действующих в США, хорошо известны и такие «теоретики» антикоммунизма из числа сионистов, как профессор Флоридского Атлантического университета Сеймур Либман, специалист по Кубе; Моше Дектер — автор ряда исследований» о «советском еврействе»; видный советолог Рой Эттинджер выступал по этой же «проблеме» на конференции в Брюсселе.
С «исследованиями» в области «советологии» подвизаются А. 3. Рубинштейн, Дж. Уорбург, Герберт Динерштейн, Уильям Кори, Инна Шлезингер, Джошуа Ротенберг, Ричард Пайпс, Р. Эбенштейн, Джон А. Армстронг и ряд других «ученых» от сионизма (Documents… American Jewish Conference on Soviet Jewry: a Summary Report on Activity, p. 13–14. 1970. AJCSJ).
Сионистский капитал щедро финансировал деятельность антисоветских, антикоммунистических центров. В свою очередь эти центры всячески помогали деятельности сионистов-советологов, активно используя их в своих целях. Так, известный американский советолог Леон Шапиро, автор «Истории Коммунистической партии Советского Союза» (в сионистском варианте, разумеется), писал в своем предисловии: «Предложение написать настоящую книгу было получено мной от руководителей исследовательской программы по изучению КПСС, финансируемой «Фондом Форда» и руководимой «Межуниверситетским комитетом». Эта организация оказала мне помощь в ряде областей и дала возможность получить печатные материалы и микрофильмы, которых в противном случае мне не удалось бы увидеть, обеспечила квалифицированную помощь и средства на поездку, а также для сбора материалов, в том числе и возможность пробыть с этой целью два месяца в Нью-Йорке, и предоставила в мое распоряжение рукописи исследований и мемуаров, подготовленных в соответствии с программой ее работы. Я глубоко благодарен за всю эту материальную поддержку, которая оказывалась мне членами комитета на протяжении всего времени, за их полезные советы».
В деятельности «Фонда Форда», как известно, принимает активное участие сионистский капитал, в частности представленный миллионером-сионистом Сидни Уэйнером. «Межуниверситетский комитет», упомянутый Шапиро в его благодарственном слове, — это уже чисто сионистская организация, действующая при «Национальном совете молодого Израиля».
И, наконец, сам Леон Шапиро — лектор университета Ратгерса в Нью-Брансуике — активный сионист, автор многих работ о «положении евреев в Советском Союзе и Восточной Европе». Его статьи на эти темы регулярно публиковали сионистский «Американский еврейский ежегодник», журнал «Камментари» и прочие сионистские издания. Сионисты активно трудились в антикоммунистических центрах не только США, но и других капиталистических стран.
В Австралии с рядом работ по «советологии» выступил Поль Лендваи, автор книги «Антисемитизм без евреев: коммунистическая Восточная Европа». Его «труды» охотно печатает сионистская пресса США, в частности «Камментари», «Америкен зайонист» и другие. Книга другого «советолога» от сионизма, Иси Лейбл ера, «Советские евреи и права человека» также опубликована в Австралии.
В мюнхенской «Народной высшей школе» проблемами ГДР занимался сионист Ганс Ламм. В Англии с рядом антисоветских работ выступили в годы холодной войны активные сионисты Тибор Сэмюэли, бежавший в 1956 г. из Венгрии и «литературовед» Леопольд Лабец, Морис Кронстон и ряд других. Всемирную известность получил автор ряда работ о «Большом терроре» в СССР сионист Роберт Конквист, преподававший одновременно в Лондонской школе экономики и политических наук и в Русском институте Колумбийского университета. В начале апреля 1972 г. Т. Сэмюэли и Р. Конквист основали антисоветский бюллетень «Soviet Analyst», в предисловии к которому они оповестили читателей, что будут держать их «в курсе дела в отношении советской действительности, советской политики в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и Индийском океане».
В конце 60-х гг., как отмечалось в тезисах XVI съезда компартии Израиля, «израильское правительство приняло линию, официально отождествляющую внешнюю политику Израиля с идеологической борьбой сионизма против СССР и других социалистических стран». «В этой борьбе, — подчеркивалось на XVII съезде КПИ, состоявшемся в июне 1972 г., — против социалистического лагеря, и в основном против Советского Союза, империализм мобилизует себе на службу сионистские организации и правительство Израиля, которые предоставляют все политические средства и средства связи, имеющиеся в их распоряжении, империализму для его глобальной борьбы против Советского Союза и коммунизма» (IB CPI 3/4–69. Tel-Aviv, 1969, р. 201).
Сионистские «специалисты по делам России и Восточной Европы» в США, Израиле и других странах мира выполняли социальный заказ, за что на Западе неплохо платили. Но дело было не только в деньгах. Для осуществления своих специфических целей международный сионизм, как правило, прибегает в первую очередь к помощи преданных ему интеллектуалов из числа лиц еврейского происхождения. Их используют и для обоснования антинаучной теории «всемирной еврейской нации», и для «научного» подкрепления расистских концепций о «превосходстве» евреев над всеми другими народами, о чем можно судить по «трудам» Наума Соколова, Л. Пинскера, Мартина Бубера, Шац-Анина, Джастиса Брандиса и др. Их же мобилизовали и на глобальную борьбу с коммунистическим и рабочим движением, с социализмом.
В этой борьбе сионистам была отведена роль своеобразных «жуков-точильщиков», «разрыхлителей» коммунистической убежденности. Эта роль обусловлена теориями «эрозии», «размывания», «выхолащивания» коммунизма, разработанными в антикоммунистических лабораториях США и других государств при самом активном участии сионистов. Разрушающую силу этих «теорий» они сумели использовать как взрывное устройство для раскола социалистического содружества, для «деидеологизации», то есть «декоммунизации» общественного сознания в странах социализма.
В поисках агентуры
В тотальном походе против коммунизма свою роль сыграли и пропагандистские службы международного сионизма. В 1956 г. в Израиле было создано агентство СИМА (Агентство новостей из Восточной Европы). Это агентство, финансируемое американским капиталом, создавалось, как филиал радиостанции «Свободная Европа». СИМА ежедневно рассылала газетам бесплатные бюллетени с информацией об СССР и других социалистических странах. Агентство наладило прослушивание передач московского радио, сообщения которого затем отправлялись газетам с антисоветскими комментариями. Американская и израильская пропаганда активно цитировали опусы СИМА, а также других подобных служб.
Сионисты часто использовали в своих целях внутренних эмигрантов из числа научной и творческой интеллигенции ряда социалистических стран, действуя и в этой сфере в унисон с другими подрывными службами Запада. Сионизм апеллировал при вербовке таких «интеллектуалов» еврейского происхождения и к абстрактному гуманизму, и к «общечеловеческим» ценностям и к «зову крови», то есть к идее «всемирной еврейской нации». В конце 20-х гг. в Палестине среди других эмигрантов появились первые представители «интеллектуальной элиты» из польских еврейских общин, а также из России. В числе их были, в частности, доктор философии раввин Хиель Звержинский и доктор философии Александр Розенфельд. Они и стали «отцами-основателями» одной из самых любопытных организаций современного международного сионизма, известной и как «Брит иврит Оламит» (БИО), и как «Всемирная ассоциация языка иврит и иудейской культуры». Долгое время БИО действовала, не рекламируя ни своих целей, ни круга отведенных ей в сионизме обязанностей. Первое упоминание о БИО датировано январем 1967 г. Израильская пресса сообщила, что в Иерусалиме состоялась сессия исполкома БИО (с 11 по 18 января), последовавшая за заседанием исполкома ВСО.
Стало известно, что эту организацию возглавляет сионист Израиль Гольдштейн, уроженец Филадельфии (США). (В 1960 г. он поселился в Израиле.) Гольдштейн с 1918 по 1960 г. возглавлял сионистскую масонскую ложу «Бнай Йесцерун» в Нью-Йорке, состоял членом правления Еврейского агентства и был одним из председателей «Еврейского национального фонда». На посту председателя БИО он сменил президента Израиля Залмана Шазара.
БИО имеет свои отделения в США («Гистадрут иврит»), в Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Ирландии, Швеции, Швейцарии, Англии, Канаде, Италии, Перу, Уругвае, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Голландии и других странах, а теперь и в России. К деятельности БИО привлекаются видные функционеры сионизма, работники ряда специализированных сионистских организаций. Деятельность БИО тесно координируется с местными сионистами и израильскими дипломатическими представительствами, если таковые имеются. МИД Израиля поручил своим сотрудникам за границей оказывать всяческое содействие функционерам БИО. То же самое поручение дано и работникам ВСО и Еврейского агентства, действующим в диаспоре.
С 1957 г. БИО начала издавать специальный журнал, в котором давались начальные познания в языке иврит (со словарным запасом, необходимым для дальнейшего усовершенствования, — 1000–1500 слов). Министерство иностранных дел Израиля, ВСО, ВЕК, Еврейское агентство, «Союз еврейских писателей» и другие сионистские организации через все доступные для них каналы оказывают воздействие на еврейскую печать с целью заставить ее читателей стать подписчиками этого специализированного органа пропаганды.
В 1964–1965 гг. БИО принимает специальную развернутую программу проведения сионистской пропаганды в мировых масштабах. В программе, в частности, указывалось, что с помощью отдела культуры Еврейского агентства БИО будет помогать своим функционерам за рубежом материально, давать инструкции вновь завербованным в сеть БИО гражданам еврейского происхождения из числа интеллигенции, направлять им аудио— и видеозаписи, газеты, журналы, а при необходимости — людей, опытных работников БИО. Все это делалось под предлогом «интенсификации еврейской жизни в диаспоре», в полном соответствии с инструкциями и решениями конгрессов ВСО.
За общими словами в программе «Брит иврит Оламит» проглядывалась совершенно конкретная цель, которую, в общем-то сейчас уже и не скрывают: «геттоизировать» творческих работников еврейского происхождения духовно, заставить их — как это предписывалось решениями сионистского конгресса — «осознать себя частью еврейского народа», то есть искусственно оторвать их от национальной культуры тех стран, с которой они себя отождествили, и поставить их тем самым на службу сионизму. Речь зашла о «двойной лояльности» и здесь.
Весьма типичны в этом плане откровения уже упоминавшегося нами Лабеца, специализирующегося на «литературной советологии». В своей статье в английской газете «Таймс» он, в частности, подметил типичную для диссидентствующих литераторов черту: «они разрываются между двумя лояльностями — «патриотической» и «либеральной» (Times, 1.8.1969). Таких духовных эмигрантов из числа подопечных Лабеца активно преподносили читающей публике, как «борцов за правду» и «гениальных писателей», хотя цену им знали.
Многие из них до поры до времени, пока в «железном занавесе» не было ни щелочки с видом на Запад, изображали из себя истовых коммунистов и обличали своих сограждан в странах проживания в антисоветчине и пресмыкательстве перед Западом. Но едва в этом занавесе засияли целые дыры, через которые они уже смогли перебрасывать на Запад свои «шедевры», эти «агитаторы и звонари» вывернули, как говорят французы, свои красные пиджаки наизнанку. И тогда все увидели воочию, что под этой красной оболочкой скрывался самый черный антикоммунизм, чаще всего вперемежку с махровым сионизмом.
К чему привела «двойная лояльность» таких «гениев», можно судить по действиям писателя Л. Мнячко (Словакия), прежде ярого коммуниста и обличителя «отступников от социализма». После агрессии Израиля 1967 г. против арабских стран он написал книгу «Агрессоры», посвященную восхвалению экспансионистской политики Израиля. Она была опубликована в антикоммунистическом издательстве Фрица Мольдена, зятя Аллена Даллеса[128]. Судьба Мнячко была типичной для многих ренегатов в компартии Чехословакии, начинавших с националистических заявлений, с ревизии марксизма, а заканчивавших переходом в лагерь сионистов и антикоммунистов. Организаторы идеологических диверсий против социалистических стран не случайно шумно рекламировали произведения именно таких «диссидентов».
В Советском Союзе этих гениев от сионизма было не так уж и много. Но сионистская пропаганда давала им такую рекламу, что на Западе и впрямь поверили, что еврейские таланты в СССР давят и не дают им хода. А ведь было все с точностью наоборот. Это русским талантам не давали пробиться через редакторские фильтры, установленные во всех издательствах и СМИ Советского Союза, во всех театрах и на всех киностудиях.
«Польский эксперимент»
После агрессии Израиля 1967 г. против арабских стран СССР, разорвав отношения с Тель-Авивом, потребовал того же от всех стран Варшавского договора. Согласились все, кроме Чаушеску. В 1967–1968 гг. в Польше, по указанию первого секретаря ЦК Польской объединенной рабочей партии — ПОРП Владислава Гомулки началась кампания против сионизма. Для многих она была неожиданной, т. к. долгое время власти вообще не обращали внимания на то, что в Польше действовала разветвленная сионистская агентура. Активной проповедью антисоциалистических, в первую очередь сионистских, настроений среди части польских граждан еврейского происхождения занималось также сионистское объединение ОРТ, легально действовавшее в Польше вплоть до 1967 г. «Благотворители» и «меценаты» из подрывных центров международного сионизма сумели отравить сионистской пропагандой тех своих подопечных в Польше, кому они пересылали посылки и подарки, книги и специально подобранные журналы. Сионистские идеологи стремились всячески насадить в умах польских евреев ненависть к полякам, добиться их «отчуждения», духовной геттоизации.
Финансовую подпитку польские сионисты получали из-за рубежа. Только «Джойнт» в 1966 г. под видом «помощи» культурным и образовательным еврейским учреждениям переслал своим агентам 163 000 долларов в банкнотах и 242 000 долларов в товарах. Фонды «Джойнта» предусматривали, в частности, финансирование антикоммунистической, сионистской деятельности определенной части польских студентов, группировавшихся вокруг еврейского молодежного клуба «Бабель» (Комсомольская правда, 13.8.1968). В июне 1967 г. участники этой группы устроили шумную манифестацию у израильского посольства в Варшаве. Но пришли они к этому посольству не протестовать против израильской агрессии, как их сверстники в других странах Востока и Запада. Они пришли с цветами и подарками, горланили сионистские и антиарабские лозунги. В Польше повторилось то же самое, что произошло в Москве у хоральной синагоги в 1948 г. при встрече Голды Меир — «взрыв еврейского национального самосознания (См. выше)». И реакция на этот взрыв последовала примерно такая же, как у Сталина. «Совершенно неожиданно, — писала по этому поводу польская молодежная газета «Штандар млодых», — мы увидели, что эти юноши и девушки считали своей родиной не Польшу, которая их вырастила, а государство Моше Даяна, Бен Гуриона и Эшкола. Столкнувшись же с единодушным осуждением поляками израильской агрессивной экспансионистской политики, они стали говорить о поляках как о ««зоологических» антисемитах» (Sztandar Mlodych, 1.4.1968).
Гомулка выступил на собрании партактива Варшавы и заявил о необходимости «дать отпор израильской агрессии», добавив к этому, что. Израиль поддерживают в Польше «сионистские круги», которые ведут подрывную работу. Закончил свое выступление Гомулка словами: «Нам не нужна пятая колонна!». За две недели антисионистской кампании, вызвавшей в ряде случаев вспышки антисемитизма, было проведено 1900 одних только партсобраний с осуждением сионизма. На митингах и собраниях трудовых коллективов зазвучал призыв: «Очистить Польшу от евреев-сионистов».
Выступления сионистов в поддержку Израиля совпали со студенческими волнениями в Варшаве и других городах страны в связи с запретом властями постановки в Национальном театре пьесы «Дзяды» Адама Мицкевича, явно антироссийского толка. Польская печать расценила и это, как «происки сионизма». Партийные газеты громили сионистов — «врагов народной Польши». «Трибуна люду» писала, что в немалой степени разжиганию антисоветских и антикоммунистических страстей способствовала позиция той части польской интеллигенции, которая, по характеристике газеты была «заражена враждебной идеологией, встала на путь ревизионизма, разделяла сионистские убеждения». В частности, Центральный орган ЦК ПОРП отнес к таким просионистским и произраильским «интеллектуалам», историка Бернарда Наделя и редактора еврейского еженедельника «Идише шрифтен» Дэвида Сфарта, вскоре обосновавшихся в Израиле вместе со сбежавшей в США директрисы Еврейского театра Идой Каминской (Tribuna Ludu, 16.6.1968). Это выступление партийной газеты только подлило масла в огонь.
19 марта 1968 г. Гомулка выступил на одном из митингов и заявил: «Евреи, которым Израиль дороже, чем Польша, должны покинуть нашу страну». Такого себе не позволял даже Сталин. Все это сыграло на руку тем же сионистам, которым таким образом удалось заманить в Израиль тысячи новых «олим». В результате кампании по борьбе с сионизмом были уволены с работы тысячи людей. В первую очередь изгоняли евреев, работавших в госучреждениях, в вузах и школах, в сфере культуры. В результате около 20 тысяч человек покинули Польшу. Для евреев, желающих ехать в Израиль, дорога была открыта. Им выдавали документ, в котором было написано, что предъявитель сего является бывшим гражданином Польши. Страну покинули инженеры, врачи, ученые, университетские профессора, журналисты, музыканты и др. Это, естественно вызвало очередной взрыв антипольской кампании на Западе, что сопровождалось хорошо продуманными и весьма чувствительными для Польши экономическими санкциями.
В конце 1970 г. в Польше в связи с серьезными экономическими трудностями, которые испытывала страна, разразился новый политический кризис. Власти объявили о повышении цен на продукты и основные потребительские товары. Была введена новая система начисления зарплат. Начались волнения. Рабочие вышли на демонстрации. Бунты портовых и других рабочих, которые вспыхнули в Гданьске, Гдыне и Щецине подавили армейские части. Было убито 70 и ранено более 1000 рабочих. Гомулка и другие руководители ПОРП вновь пытались объяснить события в стране «происками сионистов», что было, по меньшей мере, наивно. Но на этот раз события поворачивались куда серьезнее. Экономический кризис в Польше был во многом искусственно спровоцирован в полном соответствии с «доктриной наведения мостов». В рамках этой доктрины была разработана специальная система «поощрения» тех социалистических стран, которые в поисках западной экономической помощи, кредитов, новых технологий и т. д. «действовали бы независимо от СССР», не преследовали бы оппозицию и проводили бы «либерализацию» политической жизни в стране в соответствии с рабочей концепцией «поощрения плюрализма». Эту взаимосвязь экономической помощи Запада социалистическим странам с «либерализацией» активно пропагандировал, в частности, 3.Бжезинский, который при президенте Картере, объявившем «крестовый поход» против коммунизма под лозунгом «За права человека», занимал пост советника по вопросам национальной безопасности. Бжезинский еще в 1966 г. в своей книге «Альтернатив разделу» писал: «Вместо того чтобы ждать развала коммунистического господства, Соединенным Штатам в дальнейшем следовало бы оказывать содействие эволюционным изменениям в отдельных коммунистических странах и во всем советском блоке». Отказ польских властей идти на такие сделки привел к ответным экономическим репрессиям со стороны США и стран «Общего рынка», что и обернулось весьма серьезным кризисом в стране.
Экономическое давление совпадало с идеологическим. «Сионистские организации в 1956–1957 гг., — отмечал польский исследователь Т. Валихновский, — а затем в 1964–1966 гг. особенно усилили свои нападки на ПНР из тех капиталистических стран, где их представители занимают ответственные посты в пропагандистском аппарате. К числу их относятся, не считая самого Израиля, такие страны, как США, Англия, ФРГ, Австрия и Швеция. Антипольская кампания сионизма нашла особенно широкую поддержку в США»[129]. Сионистская пропаганда вопреки фактам утверждала, что «весь польский народ заражен антисемитизмом». Наиболее известен по этой части историк Ян Томаш Гросс — еврей, родившийся уже в послевоенной Польше. После событий 1967–1968 гг. и кратковременного заключения в тюрьму он покинул Польшу и обосновался в США, где стал профессором Принстонского университета. Он автор книги «Соседи» о расправе с евреями в Едбавне в первые дни Второй мировой войны. После «Соседей» он издал еще одну книгу — «Страх», с подзаголовком «Антисемитизм в Польше после войны. История морального падения». Приводя данные об участии поляков в погроме в Едбавне, Гросс обвиняет поляков в патологическом антисемитизме. Подчеркивает, что большинство из них и в годы войны были антисемитами, а многие сами убивали евреев. Книга Яна Гросса «Страх» вызвала в Польше и за ее пределами довольно бурную реакцию. Ее автора обвинили в провокации. Резко выступила против Гросса католическая церковь. По сути, в книге содержался вывод, что все поляки антисемиты. Ту же мысль настойчиво внушали читателю книги Ежи Косиньского «Нарисованная птица» и «Треблинка», Жана Франсуа Штейнера, которые были изданы на Западе массовыми тиражами и получили широкую рекламу[130]. Это была целенаправленная и хорошо срежиссированная кампания.
Между тем по числу «праведников», как называют в Израиле людей, спасавших евреев от нацистского геноцида, поляки занимают первое место среди всех других народов. На Аллее Праведников в Иерусалимском мемориале «Яд вашем» более 6 тысяч деревьев высажено в честь поляков, спасавших евреев в годы гитлеровской оккупации (за что им грозила смерть).
Кампания «против антисемитизма в Польше» способствовала нагнетанию антипольских настроений не только среди евреев, но и среди неевреев в капиталистических странах. Специально для ведения сионистской пропаганды в ПНР в 1963 г. была издана на польском языке брошюра Всемирного еврейского конгресса, посв<