Нефотографические иллюстрации

Вторая группа газетных визуальных публикаций объединяет нефотографические иллюстрации, оригиналы которых представляют собой рисунки или чертежи. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, производственные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, плакаты, диаграммы, карты, схемы, чертежи, технические рисунки и т.д. Роль иллюстрации в какой-то мере выполняют и рисованные заголовки.

Искусно выполненный рисованный портрет может оказаться более выразительным, чем фотографический. Это относится и к зарисовке – какой-либо жизненной сценки, участников диалога и т.п. Иногда она с успехом заменяет репортажный фотоснимок, украшая текст, к которому относится.

Карикатура – популярный вид рисованной иллюстрации, используемой в газетах. Художник создает ее, гиперболизируя какие-либо черты изображаемого лица.

Шарж внешне имеет много общего с карикатурой. Но он в принципе отличается от нее. Если в карикатуре осмеивают недостатки, то шарж относится к области юмора. Его задача – вызвать чувство симпатии к человеку, ставшему его объектом. Не случайно под такой иллюстрацией указывают: дружеский шарж.

Почти в каждой газете печатают различные диаграммы. Это графическое изображение соотношения различных величин – в статике или в динамике. Диаграмма часто сопровождает газетный текст – статьи или экономического обозрения, сообщения о планах развития и т.п., облегчая понимание важных цифровых данных. Диаграмма может играть и самостоятельную роль – в сопровождении сжатой текстовки.

В газетах используют разные виды этой иллюстрации. Чаще всего публикуют столбиковые диаграммы, в которых соотношение различных величин показывают изображением вертикальных прямоугольников разного размера. В круговых диаграммах площадь круга делится на секторы, размеры которых соответствуют реальным величинам, благодаря чему возможно их наглядное сопоставление. В сюжетно-изобразительной диаграмме показаны различные предметы, например образцы разных товаров, размеры которых соответствуют соотношению их характеристик.

Газетные тексты, связанные с экономикой, финансами и другими областями жизни общества, часто сопровождают графиками. Соотношение величин здесь достаточно точно показывают с помощью кривых, построенных на координатной сетке.

Международные обозрения, статьи на международные темы, путевые очерки и другие тексты, понимание которых облегчается представлением о местности, на которой происходят события, нередко дополняют картами и картосхемами. Карта в газете максимально разгружена по сравнению с картами в географическом атласе или учебнике. На такой карте обычно показывают населенные пункты, реки, моря, границы и др., упоминаемые в тексте.

Научно-технические тексты в газете могут сопровождаться чертежами и техническими рисунками. Чертеж как газетная иллюстрация должен быть понятен любому читателю, не имеющему технического образования.

В газете можно встретить и более сложные рисованные иллюстрации, например, картодиаграмму – размещение элементов диаграммы на карте, и т.п.

Особенности иллюстрирования изданий разных типов

В каждой газете складывается своя система иллюстрирования. Определяют обязательные виды – жанры иллюстраций, представленных в каждом номере издания, и жанры текстовых публикаций, сопровождаемых определенными видами иллюстраций. В массовых изданиях к таким обязательным иллюстрациям чаще всего относят фоторепортаж, фотопортрет, реже публикуют фотоподборку, еще реже – фотообвинение и фотопейзаж. Коллажи появляются лишь в тех изданиях, где в редакции работают специалисты-коллажисты. Рисованные портреты и зарисовки выходят на газетные полосы обычно в специальных – целевых, праздничных выпусках. Зато диаграммы и графики публикуют в газетах всех типов, кроме детских, разумеется, почти в каждом номере. А карикатура и шарж стали желательными видами иллюстраций на газетных страницах, отводимых для сатирических публикаций, как «16-я полоса» в «Литературной газете» или сатирических приложениях к газетам. Однако если в отделе иллюстраций редакции есть талантливый художник, его рисунки смогут стать обязательной иллюстрацией в большинстве номеров издания. Так, в течение нескольких лет каждый номер «Литературной газеты» открывался большим сатирическим рисунком ее главного художника М. Златковского, посвященным политической или экономической ситуации в стране.

Иллюстрирование современного печатного периодического издания облегчается с переходом редакции к использованию новейших технических средств в процессе подготовки и выпуска номера. Сканеры позволяют быстро готовить для газеты иллюстрации любого типа и вида, изменять их размеры, легко решать проблемы, связанные с необходимостью публикации иллюстрации нестандартного размера, ее размещения в тексте и т.д. Конечно, особенности технического оснащения редакции серьезно влияют на иллюстрирование печатного издания.

В принципе нет иллюстраций, противопоказанных любому периодическому изданию, но их выбор, предпочтение и использование определяются типом издания, его уровнем, квалификацией и опытом иллюстраторов и, не в последнюю очередь, его технической базой.

Вопросы для самопроверки

1. 1. Что такое дизайн газеты?

2. 2. Каковы основные характеристики газетного дизайна?

3. 3. Какие основные форматы газеты вы знаете?

4. 4. Какую роль играет иллюстрирование газетного номера?

5. 5. Что входит в систему иллюстрирования номера?

6. 6. Какие виды фотоиллюстраций вы знаете?

7. 7. Что такое коллаж и как его используют в газете?

8. 8. Какие виды рисованных иллюстраций применяют в периодических изданиях?

Литература

Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики. М., 1991.

Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: От элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании изданий. М., 1984.

Галкин С.И. Уроки макетирования. М., 1981.

Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

Дизайн периодических изданий / Под ред. Э.А. Лазаревич. М., 2000.

Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702–1917 гг.). М., 1990.

Киселев А.П. От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. М., 1974.

Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.

Рабочая книга редактора районной газеты / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1988.

Табашников И.Н. Газета и дизайн. Тюмень, 1994.

Тулупов В.В. Российская пресса: Дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.

Фотография в прессе: Вопросы истории, теории и практики / Под ред.

Ю.Л. Мандрики. Свердловск; Тюмень, 1989.

Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт: Вопросы истории и практика применения. М., 1985.

Ярмола Ю. Компьютерные шрифты. СПб., 1994.

ГЛАВА 20.

ЗАГОЛОВКИ В НОМЕРЕ

Виды заголовков в газете

Система рубрик в газете

ЦЕЛИ – Ознакомившись с материалами этой главы, вы поймете:

w w каковы роль и значение заголовков в формировании дизайна периодического издания;

w w какие виды заголовков используют в газете;

w w что такое заголовочный комплекс и что в него входит;

w w какое значение для газеты имеет система ее рубрик и как она формируется.

ВИДЫ ЗАГОЛОВКОВ В ГАЗЕТЕ

Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент ее дизайна. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение оформителей газеты использовать заголовки в очередном номере часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. Он играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией.

Заметим, что еще в начале XIX в. тексты в газетах печатались без заголовков. В начале каждого сообщения обычно указывали лишь географический пункт – название города, откуда оно пришло, и дату его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.

Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак.

Таким образом, заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания. В.Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании». Поэтому заголовок требует к себе постоянного внимания – как авторов публикаций, так и особо сотрудников газетного секретариата и других журналистов, занятых подготовкой очередных номеров газеты. И не случайно в процессе подготовки номера столь часто меняют заголовки некоторых материалов, которые дали им их авторы, – руководители редакции стремятся найти самые удачные варианты заголовков, которые должны привлечь внимание читателей. Многим публицистам известны «муки заголовка», связанные с поиском названия для статьи, репортажа или другого журналистского произведения. Каждый находит заголовок по-своему: одни определяют его, лишь завершив текст; другие предпочитают сначала дать своему будущему выступлению заголовок – иногда условный, который как бы дает направление всей работе, и затем уточняют его в соответствии с завершенным материалом; третьи ищут его в течение многих часов, а то и дней, советуясь с коллегами по редакции...

Профессиональное мастерство работы с заголовками включает и выбор различных их видов при размещении и оформлении текстовых и иллюстрационных материалов на полосах номера. К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста.

Важную роль играет рубрика, которую обычно размещают над основным заголовком (тогда ее иногда называют надзаголовком) или сбоку от него. Обычно она указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст или иллюстрацию (тематическая рубрика). Но рубрику используют и для уточнения жанра публикации.

Иногда для объединения материалов, занимающих целую полосу или большую ее часть и посвященных общей теме, используют шапку, как бы накрывающую сверху все публикации, стоящие под нею.

Заголовки применяют отдельно или в сочетании друг с другом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который входят заголовки разных типов. Главный, обыкновенный заголовок дает представление о содержании публикации. Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Рубрика определяет тематическое направление или характер текста. Нередко к ним присоединяется так называемый лид – первый вводный абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения. Такой заголовочный комплекс дает читателю достаточное представление о теме и содержании текста.

Воздействие заголовка на читателя в немалой степени зависит и от его технического оформления – размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или даже в его центре, от возможного его разделения на строки, величины и яркости заголовка – выбора гарнитуры титульного шрифта, его кегля, насыщенности и других характеристик. Переход в редакциях к компьютерному набору и верстке газет открыл возможности быстрого решения на высоком профессиональном уровне всех задач и проблем, возникающих на этом направлении подготовки газетного номера. Знания, необходимые для этого, дает специальный курс производства и оформления печатных периодических изданий.

Заголовки публикаций разных типов и жанров.В процессе редакционной практики возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций разных типов. Так, для новостных информационных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов, цифровых данных и тому подобных данных. Например: «Столкновение автобуса с поездом», «Два кандидата на один пост» и т.п. Заголовки интервью часто представляют собой цитату из ответа интервьюируемого на вопрос журналиста. Например: «Экономические мифы не вечны» (из интервью с экономическим советником президента). Для репортажей, зарисовок, очерковых публикаций характерны образные заголовки, использование в них пословиц, поговорок и тому подобных оборотов. Например: «Звезды и Млечный путь» – заголовок очерка в «Известиях» о ветеране Великой Отечественной войны, «Игры с плавающим Кашпировским» – заголовок репортажа в той же газете о встрече журналиста с обитателями дельфинария.

Однако, выбирая слишком образные, усложненные заголовки, газетные оформители нередко совершают ошибку: соревнуясь в оригинальности заголовков, они достигают обратного эффекта. Просматривая свежий номер газеты, читатель может отказаться разгадывать непонятные ему заголовки и пройти мимо важных публикаций. Газетный заголовок должен быть понятен любому читателю – об этом требовании нельзя забывать ни журналисту, занятому поиском названия для своего произведения, ни сотруднику редакционного секретариата, готовящему этот текст к публикации.

Другая ошибка в оформлении заголовков связана с использованием в газете дополнительного цвета. Цветной заголовок – красный, зеленый и т.п. – резко выделяет публикацию на газетной полосе. Однако этим приемом при оформлении газеты следует пользоваться осторожно. Если на полосе все заголовки или их большинство будут выделены дополнительным цветом, это приведет лишь к пестроте оформления. Выделить все – значит не выделить ничего. Опытные оформители применяют дополнительный цвет для выделения лишь одной-двух важнейших публикаций на полосе, концентрируя, таким образом, на них внимание читателей.

Стиль заголовков в газете – одно из ее отличий от других периодических изданий. Этот стиль не следует менять в течение достаточно длительного времени. По стилю заголовков публикаций, как и по другим особенностям дизайна издания, постоянный читатель может узнавать свою газету, даже не глядя на ее название.

СИСТЕМА РУБРИК В ГАЗЕТЕ

Особое значение в газете имеют ее рубрики. Именно они позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели издания, определить важнейшие тематические направления его публикаций. Рубрики облегчают и разработку композиционной модели газеты, определение ее структуры и построение каждого номера. Поэтому для обеспечения процесса планомерной подготовки выпуска газеты необходимо сформировать систему рубрик газеты.

В эту систему входят рубрики двух видов. Важнейший из них – тематические рубрики, определяющие тематику публикаций. К ним примыкают служебные рубрики, которые облегчают систематизацию публикаций в газете по другим их характеристикам.

Тематическая рубрика обозначает и объединяет как однотемную подборку публикаций на газетной полосе, так и целую тематическую полосу. В многополосных изданиях, большинство которых выходит в формате A3, для организации структуры номера часто используют такие постоянные полосные тематические рубрики, как «Политика», «Экономика», «Культура», «Спорт» и др., стоящие над соответствующей полосой.

Столь же активно в газетах используют и служебные рубрики. Они также помогают организации материалов номера, а читателям – в поиске интересующих их публикаций. Применяют несколько видов служебных рубрик. Жанровые рубрики – «Наше интервью», «Репортаж», «Обозрение», «Факт и комментарий» и др. – определяют жанр публикаций. Временные рубрики – «Пульс недели», «Сегодня и вчера» и др. – обозначают время событий, о которых сообщают публикации. Региональная рубрика – «Вчера в нашем городе», «В России», «Заграница» и др. – ограничивает регион, о котором сообщает газета. Аудиторная рубрика – «Для вас, книголюбы», «Советы садоводам» и т.п. – нацелены на определенную группу читателей газеты. Служебные рубрики могут подсказывать источник информации, публикуемой в газете: «От наших собственных корреспондентов», «Информационные агентства сообщают» и др. Иногда служебная рубрика дает развернутую характеристику публикации, над которой она стоит, указывая и ее жанр, и источник информации: «Письма наших читателей».

Газетные рубрики разделяются и на две другие части. Многие из них могут быть использованы в любой газете. Например, тематические рубрики, обозначающие различные области и отрасли жизни общества или граждан, где бы они ни жили: «Политика», «Экономика», «Культура», «Человек и общество», «Служба здоровья», «Разговор с интересным собеседником». Или служебные рубрики – жанровые, определяющие источник информации или время событий. Но кроме общих рубрик в газете используют и монопольные рубрики, которые встречаются только в данном издании. Например, в архангельской областной газете долгое время использовали рубрики: «Поморское ожерелье», «Панорама Севера», «Рыбацкими румбами», «У кромки континента», «Ледокольная хроника» и др., связанные с местной жизнью и особенностями региона, где читают эту газету. Понятно, что ни в Москве, ни в Курске или Екатеринбурге в газетах не могли бы появиться подобные тематические рубрики. Между тем от системы тематических рубрик, ориентированных на интересы и информационные запросы читателей данного периодического издания, во многом зависит его имидж. И монопольные рубрики играют в формировании этого имиджа не меньшую, а подчас большую роль, чем общие рубрики.

Повторим: в каждом периодическом издании – своя система рубрик, нет и не должно быть общего шаблона для ее формирования. И если, например, в деловой газете основой такой системы служат рубрики «Финансы», «Рынки», «Компании», «Маркетинг», «Энергетика» и т.п., то в спортивном издании систему тематических рубрик образуют обозначения различных видов спорта: «Футбол», «Баскетбол», «Лыжи», «Теннис» и др. А в женском издании используют рубрики, связанные с интересами его читательниц: «Здоровье», «Мода» и др.

В каждой редакции определяют состав системы рубрик периодического издания и их количество в соответствии с типом и уровнем газеты. В небольшой местной газете достаточно использовать два-три десятка рубрик, в крупном ежедневном издании их количество возрастает. Значение этой системы повышается в процессе выпуска газеты на основе сетевого графика, определяющего место и роль каждой рубрики на разных полосах номера.

Вопросы для самопроверки

1. 1. Какова роль заголовков в газете?

2. 2. Чем различаются обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика?

3. 3. Что такое заголовочный комплекс и что в него входит?

4. 4. Чем различаются заголовки публикаций разных типов и жанров?

5. 5. Какие требования предъявляют газетному заголовку?

6. 6. Какие ошибки допускают при определении заголовков в газете?

7. 7. Что входит в систему рубрик газеты, и как ее формируют?

8. 8. Чем различаются тематические и служебные рубрики?

9. 9. Какие служебные рубрики вы знаете?

10. 10. Что такое монопольная рубрика и чем она отличается от общей рубрики?

Литература

Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: От элемента к системе М., 1984.

Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

Дизайн периодических изданий / Под ред. Э.А. Лазаревич. М., 2000.

Оформление периодических изданий / Под ред. А.П. Киселева. М., 1988.

Табашников И.Н. Газета и дизайн. Тюмень, 1994.

ЧАСТЬ IV

ВЫПУСК НОМЕРА

ГЛАВА 21. ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Отбор информации

Редактирование информации

ГЛАВА 22. ФОРМИРОВАНИЕ НОМЕРА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО МАТЕРИАЛОВ

Формирование номера

Формы подачи материалов

ГЛАВА 23. ВЫПУСК НОМЕРА

Выпуск бумажного периодического издания

Выпуск электронного периодического издания

ГЛАВА 24. ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ

ГЛАВА 25. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГАЗЕТЫ

Продвижение газеты на рынок периодических изданий

Методы и приемы распространения газеты

ГЛАВА 21.

ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Отбор информации

Редактирование информации

ЦЕЛИ – Ознакомившись с этой главой, вы получите представление о том:

w w как и где производится отбор информации для номера периодического издания;

w w каковы критерии отбора информации для очередного номера;

w w как эта информация компонуется в номере;

w w как редактируют тексты, отобранные для номера;

w w что означает техническое редактирование газетного текста.

ОТБОР ИНФОРМАЦИИ

Процесс подготовки и выпуска номера печатного периодического издания делится на несколько этапов. Это подготовка информации, формирование номера и наконец его выпуск.

В свою очередь подготовка журналистской информации, предназначенной для определенного номера газеты, подразумевает три последовательных операции: отбор информации, ее редактирование, техническую подготовку к публикации.

Важнейшее значение имеет отбор информации.Он производится в отделах редакции и в ее секретариате. Информацию может отбирать и ведущий редактор номера, отвечающий за его содержание. Отбор этот идет с использованием нескольких основных источников. Первый из них – оперативная информация, доставляемая корреспондентами и собкорами редакции, а также информационными агентствами. Второй источник – запас готовых материалов, хранящихся в «портфелях» отделов и секретариата (сюда относится и «загон» – уже набранные и даже сверстанные блоки, подборки, тематические полосы и другие тексты и иллюстрации, хранящиеся в электронной памяти редакционных компьютеров или, при отсутствии последних, в типографии).

Вся эта информация может быть плановой – соответствовать плану номера – или внеплановой. К последней относится большая часть оперативной информации. Не случайно в графике выпуска номера газеты предусматривается возможность направления в срочный набор определенного объема информации, поступившей в редакцию во время верстки номера.

Отбор информации для очередного номера – ответственная операция. Он производится на основании определенных документов и критериев. Такими документами является содержательно-тематическая модель издания, иногда конкретизируемая в моделях номеров, выпускаемых в разные дни недели или разные недели месяца. План номера – очередная ступень этого процесса конкретизации.

Не менее важны и критерии отбора информации – ее новизна, оперативность, общественная значимость и актуальность. Для журналистов и их читателей наибольший интерес представляет та информация, которая содержит элемент новизны, – сообщает новость, ранее неизвестное или новое об уже известном. И, разумеется, оперативно, без задержек поступает к читателям.

Однако, если содержание информации не представляет интерес для всей аудитории периодического издания или хотя бы для какой-то значительной ее части, если низок уровень общественной значимости этой информации, нет оснований для ее выхода в номер. Поэтому всегда учитывают так называемую масштабность информации, соразмеряя ее значение с размерами аудитории периодического издания и её интересами. Столь же важно определить и степень актуальности информации – время, в течение которого она может сохранить интерес для читателей.

В ходе отбора информации учитывается и ее компоновка в номере. Избегают тематических, содержательных и формальных повторов, нежелательных смысловых и графических сочетаний, состыковок и пр. Контролируется «география» информации, состав подготовивших ее авторов и другие факторы. В одном номере нежелательно скопление сообщений из какого-либо одного региона или, наоборот, региональное «зияние». Желательно избежать и соседства на одной и той же полосе номера нескольких подписных материалов, созданных одним автором, обычно их разводят если не по разным номерам, то хотя бы по разным полосам номера. Перед журналистами, компонующими очередной номер газеты, стоит задача обеспечить сочетание целеустремленности его содержания с его разносторонностью и разнообразием. Лишь мастерство журналистов, их профессиональный и жизненный опыт помогают найти оптимальный вариант, наилучшее сочетание разнообразной информации, вошедшей в номер.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Отобранная информация должна быть подготовлена к публикации. Эта подготовка происходит прежде всего в процессе редактирования текстов. Оно осуществляется на всем пути информации в редакции до ее публикации и носит, как мы знаем, коллективный характер.

Каковы цели редактирования информации? Важнейшая – улучшение ее содержания. Кроме того, совершенствование ее формы. Редактирование содержания не означает его изменения. Впрочем, иногда журналист может обогатить материал новыми фактами, историческими сведениями, высказываниями специалистов, ссылками на литературу и т.п. Но само содержание информации, его суть должны оставаться неизменными.

Редактирование содержания информации подразумевает и проверку его соответствия реальной действительности. Уточняются факты, выверяются фамилии, даты, географические названия, специальные термины и прочие сведения, устраняются ошибки и неточности. Проверяется истинность важнейших положений и выводов, осмысляются и оцениваются значение и реальность предложений и рекомендаций автора. В ходе этой проверки и уточнения используются все возможные источники – редакционный банк данных, справочная литература, консультации специалистов, обращение к предыдущим публикациям в своем и других изданиях и др.

Совершенствуется и форма информации. В процессе редактирования улучшают структуру текста, его композицию, удаляют повторы, второстепенные подробности и т.п. Особое внимание обращают на заголовок, зачин и концовку будущей публикации – от этих элементов во многом зависит, дойдет ли ее содержание до читателя. Не меньшее значение имеет и стилистическое редактирование, цель которого – обеспечение ясной и простой языково-стилистической формы журналистского произведения, позволяющей наилучшим образом выявить его содержание.

В редактировании каждого текста обычно участвуют несколько журналистов, представляющих разные подразделения и службы редакции. Кроме самого автора – его коллега по отделу или его руководитель, приводящий текст в соответствие с планом отдела; сотрудник секретариата или ответственный секретарь, проверяющий правдивость и точность информации, содержащейся в тексте, и при необходимости сокращающий его размеры; ведущий редактор или сам главный редактор, оценивающий значение информации и определяющий ее место в номере и комплекте издания; возможно, наконец, и корректор, сигнализирующий в секретариат и автору о смысловых и стилистических ошибках, замеченных в тексте. В некоторых крупных редакционных коллективах за этот процесс редактирования отвечает литературный редактор, вычитывающий все тексты, идущие в номер газеты.

Последний этап подготовки текста – техническое редактирование. Оно производится в соответствии с нормами, предъявляемыми в редакции к размерам и форме публикаций в издании. И, разумеется, с учетом особенностей техники, используемой на выпуске номера. Техническое редактирование означает определение и указание объема текста – количества наборных строк, шрифта и формата набора, а также полосы, для которой предназначается текст.

Редактируют не только текст, но и оригиналы иллюстраций издания. Компьютеры и сканеры дают возможность кадрировать фотоснимки, уменьшать или увеличивать их размеры, удалять лишние детали и т.п. Бильд-редактор, обязанности которого нередко сочетаются с руководством отделом иллюстраций редакции, отвечает за их подбор, за роль иллюстраций в номере, соответствие его тональности, главной теме, за качество каждого кадра.

После завершения подготовки всей журналистской информации формируется номер периодического издания.

Вопросы для самопроверки

1. 1. Кто и где отбирает в редакции информацию для очередного номера газеты?

2. 2. Каковы критерии отбора информации для номера?

3. 3. Что такое масштабность информации?

4. 4. Как производится компоновка – размещение информации в номере?

5. 5. Каковы цели редактирования информации в процессе подготовки номера?

6. 6. Как редактируют содержание и форму информации?

7. 7. Что такое техническое редактирование информации?

Литература

Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации. М., 1994.

ГЛАВА 22.

Наши рекомендации