Художественно-публицистические жанры

Усложнение жанровых форм газетной публицистики сопряжено с повышением роли понятия и анализа в тексте и с обращением к образным выразительным средствам. Большая группа художественно-публицистических жанров включает зарисовку и очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, пародию, сатирическую заметку и завершается жанром эссе. Художественно-публицистическими их называют потому, что автор, обращающийся к этим жанрам, всегда остается публицистом, создающим строго документальные, фактографичные тексты. Но в то же время он пользуется для их создания некоторыми художественными методами отображения действительности, характерными для художественного, в частности литературного творчества.

Зарисовкаимеет немало общего с репортажем и очерком. Но у нее свое, особое назначение: запечатлеть момент встречи автора с кем-либо или чем-либо – с другим человеком, животным или природным явлением. Ее предмет отображения – участники встречи и ситуация, в которой они оказались. Заметим, что в зарисовке всегда показаны две стороны – сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.д. Методы этого отображения – описание, воспроизведение деталей и подробностей. Автор как бы воспроизводит картину, которая предстает перед ним в момент встречи. В отличие от репортажа зарисовка одномоментна и локальна, ситуация, в которой оказался автор, всегда ограничена – в пространстве и во времени. Как репортер, автор зарисовки стремится обеспечить эффект присутствия читателя на месте встречи. И стилистика зарисовки сходна со стилистикой репортажа, ее характеризуют образные сравнения, яркие эпитеты, эмоциональность и динамичность, стремление запечатлеть – зарисовать внешний портрет того, с кем встретился автор.

Все эти особенности зарисовки характерны для творчества таких мастеров этого жанра, как Василий Песков, напечатавший в течение ряда лет в «Комсомольской правде» под своими персональными рубриками «Отечество» и другими множество зарисовок, и Юрий Рост, опубликовавший под рубрикой «Альбом Юрия Роста» в еженедельнике «Московские новости» сотни зарисовок в сочетании с фотопортретами их героев. Нередко они писали и очерки.

Очерк–один из важнейших жанров публицистики. Важнейших – потому что требует от автора высокого профессионального мастерства. И потому, что очеркист всегда решает сложнейшие задачи, встающие перед ним в соответствии с возможностями и особенностями этого жанра.

Выбор очерка журналистом определяется назначением этого жанра – сообщение и показ всего, что окружает человека. Объект очерка – все, что представляет интерес для людей: их отношения между собой и с природой, результаты их деятельности и проблемы, которые встают перед ними, и т.д. Специфический предмет очерка – человек. Если репортаж мы можем назвать историей события, то очерк – это история человеческого характера. В центре очерка – его герой, человек или люди, составляющие коллектив.

Автор очерка стремится создать портрет своего героя – внешний, рисуя основные черты его облика, и внутренний, психологический, фиксируя особенности его характера, объясняющие его действия, поступки, отношение к другим людям. Его интересуют самые разные стороны жизни своего героя: в частной жизни – дома, в семье, на отдыхе, в отношениях с друзьями, и в общественной жизни – на работе, в коллективе, где он трудится. Понятно, что рассказать об этом очеркист может, лишь опираясь на детали и подробности, которые он показывает, осмысляя их значение. Очерк – не анкета, воспроизводящая всю биографию человека. Автор представляет своего героя читателю, выбирая лишь самые важные этапы его жизни и самые характерные его поступки и строя на этом сюжет и композицию своего произведения. Он может даже ограничиться рассказом о каком-то одном периоде жизни человека, которому посвящает очерк, когда наиболее ярко проявились важнейшие стороны его характера.

Но, как и в зарисовке, в очерке всегда присутствуют две стороны – главный герой, которому посвящен текст, и очеркист, осмысляющий его поступки и решения и помогающий читателю понять их значение. Иногда автор прямо обращается к читателю, делясь с ним своими впечатлениями от увиденного, и его мнение имеет не меньшее значение, чем высказывания самого героя. Свободный, образный стиль очерка имеет много общего со стилем репортажа и зарисовки, он помогает обеспечить эффект присутствия автора рядом с его героем, дает читателю возможность увидеть и услышать его.

Журналист использует все доступные ему методы сбора информации для своего очерка. Он работает как репортер, наблюдая за своим героем, и как интервьюер, беседуя с его родными, друзьями и руководителями. Он выступает в роли обозревателя, анализируя и осмысляя проблемы, с которыми сталкивается его герой, и высказывая свое мнение о его решениях и действиях. Ему приходится изучать документы, связанные с жизнью героя: его трудовую книжку, приказы с благодарностями и выговорами и т.п.

Автор очерка выступает как публицист, не отходя от фактов и обеспечивая строгую документальность своего текста. Самое большее, что он может себе позволить, – предположить, как поступил бы его герой в той или иной ситуации, исходя из его характера. Вымысел очерку противопоказан. Но в то же время очеркист пользуется многими художественными средствами отображения жизни, рисуя ее картины, показывая своего героя в определенных ситуациях. Он решает сложную задачу создания публицистического образа своего героя, подобно тому как писатель создает художественный образ своего литературного героя. Оба пользуются методом типизации, но если писатель прибегает при этом к фантазии, вымыслу, то очеркисту приходится искать для этого реального живого и в чем-то типичного человека. Так создавал публицистические образы сельских механизаторов и хлебопашцев в своих очерках Юрий Черниченко, так работали братья Аграновские – Анатолий в «Известиях», Валерий – в «Комсомольской правде», публикуя очерки, которые читали миллионы людей.

Подавляющее большинство газетных текстов в этом жанре – адресные очерки, привязанные к реальным людям, местности и времени. Лишь изредка в газетах появляются безадресные очерки, находящиеся на грани рассказа.

В зависимости от задачи, стоящей перед журналистом, он обращается к одному из видов газетного очерка. Широко распространен портретный очерк, в котором автор создает публицистический образ своего героя – представителя какой-либо социальной группы или профессии. Разновидностью такого очерка является политический портрет, в котором обычно представлены важнейшие этапы и эпизоды политической биографии героя – президента, депутата парламента, губернатора, другого государственного или общественного деятеля, дается оценка важнейших сторон его деятельности. Политические портреты часто публикуют в период выборных кампаний.

Иная задача стоит перед автором проблемного очерка. Он сосредоточивает свое внимание на проблеме, стоящей перед его героем, на методах ее решения и на ее общественном значении. Роль очеркиста в таком очерке возрастает, его мнение об исследуемой проблеме, выводы, которые он делает в итоге проведенного анализа, имеют важнейшее значение.

Одной из традиций отечественной очеркистики является публикация путевых очерков. Известные произведения классиков русской литературы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Путешествие в Арзрум» Пушкина, «Остров Сахалин» Чехова и другие были написаны в жанре путевого очерка. Его значение особенно возросло в последние годы в связи с усилением контактов России с другими странами. Обращаясь к этому виду очерка, автор стремится передать читателю свои впечатления о том, что видел и слышал, о тех, с кем встречался. Такой текст оказывается объединением ряда эпизодов, связанных с разными людьми и населенными пунктами. Героем путевого очерка становится не отдельный человек, а множество людей, иногда представляющих целую страну и ее народ, – автор создает их публицистический образ.

В соответствии со сферой жизни, которую отображает очерк, в газете публикуют его тематические разновидности – производственный очерк и сельскохозяйственный, педагогический и спортивный, очерк нравов и т.д.

САТИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

У сатирических жанров публицистики своя специфика. Она определяется прежде всего их назначением, к ним обращаются в борьбе со злом, с тем плохим, что мешает жизни людей и общества. Объект фельетона–недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности, которые наносят вред другим. Задача фельетониста – помочь устранить эти недостатки, высмеяв их носителей.

Предмет фельетона — конкретная локальная ситуация. Фельетон обычно имеет точный адрес, у него есть реальный антигерой – человек или коллектив, организация, действия которых получают общественное значение, приносят вред. Газеты обычно печатают такие – адресные фельетоны, рассчитывая, что после их публикации будут приняты меры к устранению осмеянных недостатков.

Реже на газетных страницах появляется безадресный фельетон. У него – свои достоинства. Он крупномасштабен, посвящен не одной локальной ситуации, а обобщает ряд сходных ситуаций, в которых действуют несколько личностей. Автор такого фельетона не называет их имен и фамилий, не указывает, где они конкретно проявили себя. Он выступает против отрицательного явления, наносящего вред обществу. Публикация начинает обретать признаки памфлета, сближается с художественной сатирой. Мастером таких безадресных фельетонов был Леонид Лиходеев, публиковавший свои произведения в «Литературной газете» и других печатных изданиях.

Фельетонист использует все возможные средства сатиры – иронию и насмешку, сарказм, гротеск, гиперболу и др. Он прибегает к литературным реминисценциям, вводит в текст образы известных героев произведений Гоголя, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина и других сатириков. Смех убивает, поэтому фельетонисты стремятся высмеять лиц, ставших антигероями их произведений. Однако фельетон часто вызывает у читателя не смех, а чувство горечи – от сознания несовершенства жизни и распространенности зла. Он не обязательно должен смешить, попытки начинающих фельетонистов во что бы то ни стало рассмешить читателя могут вызвать у него лишь раздражение. Если читатель фельетона смеется, то обычно это смех сквозь слезы.

Как и очеркист, фельетонист решает задачу создания публицистического образа – на этот раз сатирического образа лица, которому посвящен его текст. Он также обязан обеспечивать документальность, строгую фактологичность того, о чем сообщает. Ему противопоказан вымысел, но он достаточно свободно пользуется домыслом. Следуя логике характера антигероя, он может представить в тексте фельетона домысленную сценку, показывающую порочность действий лица, которому посвящен фельетон. Например, избрать для фельетона форму дневника взяточника, рассказывающего, как и у кого он вымогал деньги. Факты, изложенные в этом дневнике, должны строго соответствовать действительности. Возможно, антигерой такого фельетона никогда в жизни не вел дневника, но логика его реальных поступков, логика фактов позволяет фельетонисту предположить, каким бы был такой дневник и как бы его автор рассказывал в нем о своих действиях. Домысел журналиста здесь вполне обоснован и оправдан.

Поэтому процесс сбора информации получает для фельетониста особое значение. Любой факт, который он собирается использовать, должен быть тщательно проверен и перепроверен. Опытный фельетонист даже стремится организовать личную встречу с будущим героем своего выступления, не раскрывая своих планов, в надежде получить дополнительную информацию и перепроверить собранные факты. Более того, – он использует в своем тексте лишь часть собранной информации, остальное оставляет про запас, на тот случай, если ему придется доказывать своему руководству или в суде правдивость своего выступления.

Памфлет(от греч. pamm fhlego –все испепеляю) – сатирический жанр, который появляется на страницах наших газет значительно реже фельетона. Его назначение – борьба с явлением, имеющим резко отрицательное значение для жизни общества, или с человеком, олицетворяющим это явление, государственным деятелем, лидером политической партии или движения, проповедником ложных идей и т.п. Памфлет масштабнее фельетона, его герой представляет крупную социальную группу, целую систему, идейное течение. К этому жанру часто обращаются в периоды острой политической борьбы, кризисных ситуаций, предвыборных кампаний. Автор памфлета нацелен на уничтожение своего героя, на его разоблачение и развенчание. Эта цель определяет стилистику памфлета, использование его автором самых эффективных сатирических средств – гротеска, гиперболы, пародирования, иронии, насмешки, уничижительного сравнения и других, позволяющих выявить истинную суть и значение деятельности антигероя, сорвать с него маску, которой он прикрывается.

В истории отечественной журналистики сохранились многие памфлеты Д. Писарева, А. Горького и других писателей и публицистов. Некоторые из них не потеряли до наших дней своей актуальности и боевитости. Например, памфлет М. Кольцова «Иван Вадимович – человек на уровне», написанный в начале 30-х годов прошлого века, но как будто посвященный разоблачению одного из отрицательных типов наших современников – тупого чиновника, приспособленца и карьериста.

К сатирическим жанрам примыкают и некоторые формы литературно-художественных публикаций – пародияи эпиграмма.Их сближает назначение, цель публикации – осмеяние недостатков. Автор пародии стремится раскрыть недостатки поведения человека или его произведения – стихотворения, рассказа, газетной статьи, устного выступления, показать необоснованность его политических или творческих претензий. Для этого он как бы передразнивает героя пародии, как бы копирует его выступление, гиперболизируя и акцентируя его недостатки, обращая на них внимание читателя.

Цепочку жанров газетно-журнальной публицистики завершает эссе.Это полифонический жанр, сочетающий признаки многих других жанровых форм. Его назначение – осмысление всего, что привлекает внимание автора: новых общественных явлений и процессов, возникновения актуальных проблем, значения ярких фактов и развития ситуаций в различных областях жизни общества и государства. Эссеист выступает как аналитик и обозреватель, как интервьюер и репортер, очеркист и сатирик. В его произведении органично сочетаются элементы корреспонденции и зарисовки, интервью и репортажа, но прежде всего – статьи и обозрения.

Для эссе характерна масштабность, требующая значительного объема текста. Его автор часто излагает результаты своих наблюдений и их анализа в форме свободного потока мыслей. Нередко это приводит к своеобразной мозаичности эссе, представляющего собой объединение нескольких частей-главок, разделяемых звездочками или подзаголовками и скрепляемых главной мыслью, развиваемой в тексте. Особое значение получает концовка, где автор формулирует свои выводы и предложения.

Этот сложный жанр публицистики, требующий высокого профессионального мастерства, издавна привлекал внимание многих мастеров печатного слова. От Чаадаева, Пушкина и Герцена до Сахарова и Лихачева многие писатели, деятели искусства, крупные политики, именитые журналисты, стремясь выразить на газетной или журнальной полосе свои мысли и мнения, создавали эссе. История отечественной эссеистики сохранила лучшие традиции использования этого жанра публицистики.

] ] ]

Система жанров газетно-журнальной публицистики продолжает развиваться и обогащаться. Возникают новые жанры, некоторые старые жанровые формы отодвигаются на второй план, уходят в тень. Прежние разновидности интервью – диалог и беседа, развившись, стали самостоятельными жанрами. У каждого жанра публицистики – своя жизнь. Но они не умирают, лишь по разным причинам могут уйти в жанровый запасник, арсенал, дожидаясь времени, когда средства массовой информации снова почувствуют потребность в них. Так произошло, например, с фельетоном и памфлетом, которые в последние годы исчезли со страниц большинства печатных изданий.

Для многих газетных публикаций характерна размытость жанровых границ. Подчас трудно определить, к какому жанру публицистики относится текст, получаемый секретариатом редакции. Нередко в нем сочетаются признаки корреспонденции и репортажа или отчета и проблемной статьи. В творчестве начинающих журналистов – это недостаток, от них требуют точного выполнения задания, связанного с подготовкой текста в определенном жанре. У опытного газетчика сочетание в тексте черт нескольких жанровых форм может оказаться достоинством – это расширяет его возможности отображения жизни. С опытом приходит мастерство использования в одном тексте особенностей разных жанров публицистики.

Разумеется, в изданиях разного типа – разные жанровые системы. В массовой общественно-политической газете используют все жанры публицистики. Однако в деловом издании некоторые из них отсутствуют. Здесь не встретишь зарисовки или очерка, да и репортаж или рецензия, как правило, не выходят на газетные страницы, не говоря уж о сатирических жанрах. Однако без статьи и корреспонденции, так же как без экономического обозрения, отчета о деловой встрече, интервью с руководителем компании или фирмы и оперативной экономической информации в жанрах заметки и оперативного сообщения такое издание существовать не может. А в детской газете публицистика вообще редкий гость – в ней иногда печатают лишь краткие заметки. Здесь важнейшее значение получают тексты других типов публикаций.

В каждом издании есть жанры обязательные и желательные. Общественно-политическую газету невозможно представить себе без оперативной информации в форме заметок и кратких сообщений, репортажей и интервью, без аналитических и проблемных текстов в жанрах корреспонденции и статьи – в каждом номере. Но обеспечить публикацию в каждом номере очерка и обозрения, рецензии или эссе большинство редакций, особенно небольших изданий, не в состоянии. Приходится готовить их публикацию по плану с определенной периодичностью, в соответствии с моделью издания. Зато в комплекте такой газеты – месячном или квартальном должна быть представлена вся система жанров публицистики. На нее влияет и периодичность выхода издания, а также его объем. В номере еженедельной 16-полосной «Литературной газеты» представлено большинство жанров публицистики, а в четырехполосном номере ежедневной «Московской правды» – много меньше различных жанровых форм.

У системы жанров публицистики, используемых в российской прессе, есть национальные особенности. Они сформировались под сильнейшим влиянием традиций русской литературы и журналистики. Некоторые из привычных нам жанров публицистики мы не встретим в газетах, выходящих в других странах, на других языках. Не увидим мы там, например, очерков или проблемных репортажей, не обнаружим диалогов. Но в немецкой, английской или французской прессе используют некоторые другие жанровые формы, не характерные для нашей отечественной журналистики.

Наши рекомендации