Тенденции развития типологической системы газет
Типологическая система газетных изданий в России непрерывно развивается и изменяется. Выявились основные направления и тенденции этих изменений. Одна из них – возникновение новых типов газет. Это связано, в частности, с использованием в журналистике новых технологий. С обращением к Интернету и образованием всемирной электронной сети возникла сетевая журналистика. Вскоре это привело к появлению различных видов сетевых периодических изданий, прежде всего сетевых газет и журналов. Пользователи Интернета могут получать информацию, обращаясь к сетевой газете, в одной из двух ее версий. Первая – это электронная версия бумажной газеты, ничем или почти ничем от нее не отличающаяся. Вторая быстро развивающаяся версия – самостоятельная сетевая газета со всеми ее специфическими особенностями.
Другая тенденция изменения типологической системы газет в России – уменьшение количества так называемых общенациональных газет, издаваемых в столице и нескольких других крупнейших центрах страны. Да и тиражи таких изданий сокращаются: их редакции не выдерживают нагрузки, связанной с увеличением финансовых расходов на подготовку и выпуск газеты, и проигрывают в конкурентной борьбе с лучшими местными изданиями. С другой стороны, растут тиражи многих крупных региональных и городских газет. Это лишь одна из форм выявления тенденции к регионализации газетной периодики. Жители ближних и дальних регионов России предпочитают покупать и читать газеты, сообщающие им прежде всего о событиях и ситуациях в местной жизни.
Одновременно усиливается процесс дальнейшей специализации газетных изданий, направленных на все более узкую аудиторию. В связи с развитием и подъемом отечественной экономики возрастает значение экономической, деловой периодики. Активизация политической жизни приводит к появлению новых изданий, представляющих интересы различных партий и политических движений.
Вместе с тем возрастает количество газет, рассчитанных на удовлетворение запросов и интересов небольших читательских групп – представителей различных профессий, малых сообществ по интересам и др.
Все сильнее выявляется тенденция «обрастания» многих газет – не только крупных общенациональных, но и местных региональных – приложениями разных типов. Очевидно, приложения открывают перед газетными редакциями дополнительные возможности расширения их аудитории и получения существенных доходов.
Процесс развития и изменения типологической системы отечественных газет проходит по тому же пути, который уже прошла газетная периодика в развитых странах Запада. Конечно, в России эти изменения имеют свои специфические, национальные особенности, но суть их остается неизменной. Как и их результаты, сказывающиеся на всех сторонах деятельности газетных редакций, их составе и структуре, на организации работы журналистов и других сотрудников, на процессе подготовки и выпуска номеров.
Вопросы для самопроверки
1. 1. Что вы понимаете под типом газеты?
2. 2. Как цель издания газеты влияет на ее типологические особенности?
3. 3. Что такое концепция газеты и каково ее значение?
4. 4. Какое воздействие на определение типа газеты оказывают особенности ее аудитории?
5. 5. Под воздействием каких дополнительных факторов изменяется тип газеты?
6. 6. Как наши газеты различаются по территории их распространения?
7. 7. Какое значение для определения типа газеты имеют время ее выхода в свет и периодичность издания?
8. 8. Какова структура типологической системы газетных изданий в России?
9. Каковы тенденции развития и изменения этой системы?
Литература
Георгиев Д. Режиссура газеты. М., 1979.
Система средств массовой информации / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.
Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.
Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ. М., 2002.
ЧАСТЬ II
РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ
ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА
ГЛАВА 7. РЕДАКЦИОННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
Величина редакционного коллектива
Состав редакционного коллектива
Структура редакционного коллектива
ГЛАВА 8. РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА РЕДАКЦИИ
ГЛАВА 9. ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РЕДАКЦИИ
Звено управления
Звено исполнения
ГЛАВА 10. ТЕХНИЧЕСКАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ЧАСТИ РЕДАКЦИИ
Технические службы редакции
Коммерческие службы редакции
ГЛАВА 11. УПРАВЛЕНИЕ РЕДАКЦИОННЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Система управления редакцией
Методы управления редакцией
Моделирование
Планирование
Координация редакционной деятельности
Нормирование труда и учет его результатов
Стимулирование работников редакции
Контроль и проверка исполнения
ГЛАВА 12. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕДАКЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА
Основные направления
Основные направления функционирования
ГЛАВА 13. РАБОТА РЕДАКЦИИ С ЧИТАТЕЛЯМИ
Формирование редакционного актива
Организационно-массовая работа редакции
ГЛАВА 14. РАБОТА С РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТОЙ
Редакционная почта как источник информации
Работа с письмами читателей
ГЛАВА 15. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕДАКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в начало части
ГЛАВА 6