Конституционно-правовое регулирование
Рагозина
Наталья Александровна
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(на примере Санкт-Петербурга)
Специальность 12.00.02 — Конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право,
12.00.14— Административное право; административный процесс
Диссертация
на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Научный руководитель
доктор юридических наук, доцент
Новиков А.Б.
Санкт-Петербург -2014
Содержание
Введение………………………………………………………………....…3
Глава 1. Конституционно-правовые основы
Осуществления внешнеэкономических связей
субъекта Российской Федерации……………………………….…........14
§1 Внешнеэкономические связи субъекта Российской Федерации
и их координация
как конституционно-правовые понятия………………………….. ..……14
§ 2 Правовые формы регулирования экономики
и формы внешнеэкономических связей
субъекта Российской Федерации
(конституционно-правовой аспект)……………………………................52
§ 3 Регулирование и координация внешнеэкономических
связей в системе разграничения
компетенции Российской Федерации и ее субъектов ………………...…72
§ 4 Конституционно-правовые принципы координации
внешнеэкономических связей
субъекта Российской Федерации ……………………………………...….93
Глава 2. Правовая организация внешнеэкономических
Связей субъекта Российской Федерации
(на примере Санкт-Петербурга)……………………………….…........114.
§1 Правовой порядок заключения соглашений
о внешнеэкономических связях
по Уставу и законодательству Санкт-Петербурга…………………….....114
§ 2 Правовые основы государственно-частного
партнерства в сфере внешнеэкономических
связей (на примере законодательства Санкт-Петербурга)……………...137
§ 3 Правовые основы организации особых экономических
зон как форм внешнеэкономических связей……………………….........172
§ 4 Предприятия с иностранными инвестициями
на территории Санкт-Петербурга……………………………………......199
Заключение……………………………………………………………….223
Список использованной литературы…..........................…………….. 233
Введение
Актуальность темы исследования.Развитие в Российской Федерации рыночных отношений обусловливает конституционализацию государственно-правового воздействия на экономическую сферу.Правильное толкованиеконституционно-правовых понятий и принципов, относящихся к экономике,позитивно отражается на эффективности реализации конституционных норм. В условиях реализации конституционной характеристики Российской Федерации как правового государства, расширения экономико-интеграционных процессов с участием России (Евразийский экономический союз) необходимы совершенствование конституционно-правового регулирования экономических институтов, организация действий государственных органов в точном соответствии с основами экономического строя России.
В российской науке приветствуется прагматичный подход к изучению вопросов эффективности федеративных отношений. Ключевыми в оценке российского федерализма признаются сегодня экономико-правовые аспекты разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Соответственно, востребована четкая правовая регламентация внешнеэкономических связей на основе системы конституционно-правовых принципов. Сложной проблемой остается достижение баланса интересов федерального центра и субъектов федерации в сфере внешнеэкономических отношений, формирование единых экономических пространств различного уровня — и на национальной территории Российской Федерации, и на единой таможенной территории Таможенного союза. Актуальная авторская постановка проблем представляется качественно иной по сравнению с периодом конца XX века, когда основной проблемой выступал риск дезинтеграции России. В настоящее время указанные проблемы предлагается решать в рамках подходов, используемых в конституционной экономике и ориентированных на цели внешнеэкономической деятельности, четко определенные Президентом Российской Федерации.[1] Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации нацеливают на действенное восприятие конституционных принципов рыночной экономики в современной хозяйственной системе России, использование государственно-частного партнерства.[2]
Федеральные органы исполнительной власти призваны оказывать содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими внешнеэкономического сотрудничества, что требует совершенствования механизма координации внешнеэкономических связей при формировании Евразийского экономического союза. Необходимо представить современную характеристику форм координации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации.
В это же время статистика внешнеторговой деятельности[3] и прямых иностранных инвестиций в субъектах Российской Федерации[4] показывает, что одна группа субъектов Российской Федерации наращивает внешнеэкономические связи, а другая — их сворачивает.
Требует комплексного решения задача конституционной экономики по систематизации и конкретизации способов регулирования экономики и уточнению разграничения полномочий органов государственной власти различного уровня в сфере реализации внешнеэкономической политики.
При реализации конституционных требований по обеспечению государственного суверенитета России, единого экономического пространства, создания конкурентной экономической среды, участия России в межгосударственных объединениях (ст.3, ч.1 ст.4, ч. 1 ст.8, ст. 79 Конституции РФ) объективно меняется правовая основа внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации.
Санкт-Петербург имеет значительную роль в процессе интеграции экономики России в мировое хозяйство. Необходимость реализации рациональной стратегии внешнеэкономических связей города федерального значения определяет актуальность исследования конституционно-правовых основ внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации, правовых механизмов и форм такого взаимодействия на примере Санкт-Петербурга.
Степень разработанности научной проблемы. В рамках конституционной экономики вопросы федерализма рассматривались в работах В.С. Автономова, Г.Н. Андреевой , И.Н. Барцица, П.Д. Баренбойма, О.В. Болтиновой, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Е.Ю. Грачевой, Л.Б. Ескиной, М.В. Карасевой, А.Н.Козырина, О.Е. Кутафина, В.И. Лафитского, А.А. Ливеровского, В.Д. Мазаева, В.В. Мамонова, В.А. Мау, Ж.И. Овсепян, Н.И. Химичевой, В.Е. Чиркина, Н.А. Шевелевой и др. ученых. Однако проблема развития конституционно-правовых основ единого и эффективного экономического пространства в современных условиях формирования Евразийского экономического союза пока не притягивает к себе должного внимания ученых.
Непосредственно вопросам конституционно-правового регулирования внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации посвящены диссертации Е.Г. Волковой, М.А. Ереминой, Л.М. Изотовой, А.А. Колесника, Т.П. Колпаковой, Н.С. Никитенко. Однако проблемы понимания внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, субъектного состава партнеров, разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов во внешнеэкономической сфере, координационной деятельности до сих пор остаются не исчерпанными и обретают новое содержание.
Вопросам государственного управления в сфере международного экономического сотрудничества посвящены работы отечественных правоведов А.А. Альтшулера, Б.М. Ашавского, М.М. Богуславского, В.Д. Бордунова, М.Н. Бродского, Г.Е. Бувайлика, Г.М. Вильяминова, С.А. Войтовича, А.А. Ковалева, А.Н. Козырина, В.И. Кузнецова, В.И. Лисовского, Ю.В. Мишальченко, М.В. Почкаевой, А.А. Старовойтова, Б.Н. Топорнина, Г.И. Тункина, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушакова, Д.И. Фельдмана, Л.А. Фитуни, И.В. Шаповалова, В.П. Шатрова, Г.З. Щербаковского и других. Среди зарубежных юристов проблемы международного экономического сотрудничества разработаны следующими учеными: Я. Броули, Ж.Ведель, П. Вейль, Д. Виньес, М. Виралли, Ф. Джессеп, Е. Ланген, В. Леви, А. Пеле, П. Пиконе, П. Рейтер, Е. Совиньон, Т.С. Соренсен, Э. Уштор, Ф. Фикентшер, П. Фишер, М. Флори, В. Фридман, Л. Шарингер, Г. Эрлер и др. В целом работы этих ученых не затрагивают проблемы экономического развития отдельных регионов суверенных государств.
Имеется значительный ряд исследований, посвященных правовым проблемам видов предпринимательской деятельности, осуществляемой в условиях межгосударственного экономического взаимодействия (А.В. Асосков, И.А. Губанов, В.Г. Варнавский,В.В. Витрянский, И.В. Елисеев, Р.И. Зименков, В.А. Кабашкин, А.А. Костин, В.В. Куценко, С.А. Сосна, И.З. Фархутдинов). В целом эти исследования не акцентируются на конституционно-правовых и административно-правовых основах формирования правового режима предпринимательства.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами конституционного и административного права общественные отношения между государственными и негосударственными субъектами, возникающие в сфере реализации государственной внешнеэкономической политики на уровне субъекта Российской Федерации.
Предметом исследования является система правового регулирования внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации, виды внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации и формы их координации.
Цельюисследования является комплексная теоретическая разработка категорий конституционно-правового и административно-правового регулирования применительно к внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации, оценкавлияния видоввнешнеэкономических связей, урегулированных федеральным и региональным законодательством, на развитие экономики субъекта Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга), а также выявление направлений и критериев упорядочения внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- определить конституционно-правовое содержание понятий «внешнеэкономические связи субъекта Российской Федерации» и «координация внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации»,
- на основе системы конституционных положений дать характеристику форм экономического регулирования и форм внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации,
- дать характеристику конституционного разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере координации внешнеэкономических связей,
- выявить конституционно-правовые принципы координации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации,
- установить критерии инаправленияупорядочения (координации) внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации на федеральном и региональном уровне, обусловленные конституционными требованиями,
- дать характеристику видов внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации как деятельности по привлечению иностранных ресурсов в экономику субъекта Российской Федерации на основе государственно-частного партнерства,
- дать правовую характеристику особенностей осуществления и координации внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации,
- выявить результаты осуществления внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга на современном этапе как проявление действия конституционных принципов рыночной экономики.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в сфере общей теории права, конституционного, административного, финансового и таможенного права С.С. Алексеева, П.Д. Баренбойма, И.Н. Барцица, Д.Н. Бахраха, З. Боди, М.М. Богуславского, М.Н. Бродского, А.В. Винницкого, Г.А. Гаджиева, В.В. Гущина, И.Г. Дудко, Л.Б. Ескиной, А. Кейна, А.Н. Козырина, С.И. Костенко, А.В. Круглова, В.В. Лазарева, А.А. Ливеровского, А.Ф. Малого, Ф. Маргуса, Ю.В. Мишальченко, Т.Г. Морозовой, А.Б. Новикова, А.Ф. Ноздрачева, Ю.В. Потаповой, Ф.Ф. Рыбакова, С.Л. Сергевнина, А.А. Старовойтова, С.В. Халипова, А.М. Ходачек, С.Н. Чернова, Т.В. Шадриной, М.М. Шумилова и др.
Методологическую основу исследованиясоставилиобщенаучные, специальные и частно-правовые методы.
При исследовании конституционно-правовых аспектов структурирования, форм и особенностей реализации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации и реализации государственно-частного партнерства использовались метод системного анализа, метод сравнительного правоведения, историко-правовой, формально-правовой методы исследования.
С помощью метода системного анализа, формально-правового и нормативно-логического методов было выявлено содержание понятий «внешнеэкономические связи субъекта Российской Федерации» и «координация внешнеэкономических связей», «таможенно-инвестиционная политика».
Нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, Соглашения государств-членов Таможенного союза, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования являются аналитические справки, официальная статистика, обзоры правоприменительной практики, концепции, планы, программы социально-экономического развития.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается использованием теоретических основ и методических приемов, обнаруживаемых в трудах авторитетных отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; применением методов научного поиска, соответствующих целям и задачам исследования; апробацией основных выводов и идей исследования на научных форумах различного уровня; четким изложением позиции автора в научных публикациях.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в современной отечественной правовой науке работа является комплексным исследованием правового регулирования внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации с позиций науки конституционного права и административного права в реалиях формирования единого экономического пространства России. Правовой режим внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации рассматривается как режим привлечения иностранных ресурсов для решения задач социально-экономического роста, исходя изконституционных принципов экономической направленности, партисипативности и транспарентности управления внешнеэкономическими связями.
Основные положения, выносимые на защиту,по специальности 12.00.02:
1. Предложена концепция разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по осуществлению внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации, основанная на системном истолковании положений Конституции Российской Федерации в рамках содержания и направлений ее регулятивного воздействия на экономические отношения.
2. Используя установленное в диссертации разграничение понятий «внешнеэкономические отношения Российской Федерации» и «внешнеэкономические связи субъекта Российской Федерации» и исходя из конституционного принципа согласованности функционирования и взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации, предложено содержательное наполнение понятия «координация внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации», позволяющее обеспечить баланс федеральных и региональных интересов, а при использовании института государственно-частного партнерства – баланс публичных и частных интересов. Показано, что содержательной основой координации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации является определение направлений и критериев оценки деятельности по привлечению в экономику субъекта Российской Федерации иностранных ресурсов.
3. На основе системного толкования положений Конституции Российской Федерации реализация Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации единой таможенно-инвестиционной политики отнесена к обобщенному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – координации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации.
4. Обосновано определение понятия «соглашение Санкт-Петербурга», используемое в Уставе Санкт-Петербурга, применительно к внешнеэкономическим связям Санкт-Петербурга, отражающее как его легитимность, так и процедуру принятия. Соответствующие нормативные положения предлагается внести в законодательство Санкт-Петербурга.
5. В рамках координации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации обосновано отнесение регулирования государственно-частного партнерства к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Предложен конкретный вариант разграничения полномочий Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в целях эффективного осуществления государственно-частных партнерств.
По специальности 12.00.14:
6. На основе предложенной концепции разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по осуществлению внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации и определения объектов конституционно-правового регулирования, объединенных понятием «внешнеэкономические связи субъекта Российской Федерации» предложена модель осуществления внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации, объединяющая систему участников внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации и позволяющая устанавливать, систематизировать, оптимизировать правоотношения, возникающие в современных условиях между участниками внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации.
7. Для раскрытия конституционного содержания понятия «координация внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации» сформулировано определение понятия «внешнеэкономические связи субъекта Российской Федерации» и проведено его разграничение с понятием «внешнеэкономические отношения Российской Федерации».
8. Исходя из конституционных принципов, лежащих в основе государственного регулирования экономики, в работе выделены конкретные направления упорядочения и оптимизации деятельности по привлечению иностранных ресурсов в экономику субъекта Российской Федерации и обоснованы критерии ее оценки.
9. Исходя из положений Конституции Российской Федерации, определяющих федеративное устройство Российской Федерации, предлагается реализовать принципы бюджетного федерализма в части обеспечения внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации за счет доли таможенных платежей, поступающих в доходную часть федерального бюджета. На основе представленной характеристики модификации бюджетного распределения таможенных платежей в условиях Таможенного союза обосновано предложение о внесении в законодательство Российской Федерации изменений и дополнений в части направления в бюджет субъекта Российской Федерации доли сумм таможенных платежей, взимаемых при импорте товаров с субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации.
Теоретическая значимостьисследования состоит в развитии институтов конституционного права и соответствующих им институтов административного права. В диссертации сформулированы правовые определения ключевых понятий, систематизированы экономико-правовые направления упорядочения (координации) внешнеэкономических связей и критерии их оценки, исходя из смысла конституционно-правовых норм.
Практическая значимость диссертации определяется востребованностью ее результатов в законотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Основные положения диссертации реализованы в образовательном процессе Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) и в бюджетной НИР, выполненной СПбГЭУ по теме «Разработка концепции и целевых программ административной реформы в Российской Федерации в целях укрепления государственных институтов».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы отражены в научных публикациях диссертанта. Материалы диссертации были апробированы на международной научно-практической конференции «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (Санкт-Петербургский политехнический университет, 2007 г.), на международной заочной научно-практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» (Тамбов, декабрь 2011 г.), , на ХI Международной научной конференции по конституционному праву «Российская конституционная модель: замысел, реализация, перспектива» (СПбГЭУ, Санкт-Петербург, 24-25 мая 2013 г.), на международной заочной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования» (Тамбов, август 2013 г.).
Публикация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 13 научных статей общим объемом 7,7 п.л, в том числе вклад автора 7,2 п.л., 5 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации.Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
Предложения по развитию междисциплинарных приемов анализа конституционно-правового регулирования в сфере экономических отношений признаются авторитетными учеными плодотворными и соответствующими современным направлениям исследований.[435]
Актуальность исследования вопросов правового регулирования внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации подчеркивается в ряде научных (в том числе диссертационных) работ на протяжении всего периода развития Российской Федерации. При этом проблематика исследований изменяется.
Конституционно-правовые исследования в рассматриваемой сфере развиваются на пути объединения вопросов федеративных отношений и конституционной экономики. Успешное разрешение вопросов экономического роста регионов связывается с различными законными проявлениями их внешнеэкономической самостоятельности.
В настоящее время проблематика исследований отражает особенности развития федерализма в современной России. Так, в начале XXI века внимание ученых-правоведов было приковано к угрозе распада Российской Федерации и ее проявлениях в отношениях субъектов Российской Федерации и федерального центра по поводу самостоятельности регионов при реализации своего экономического потенциала. Однако сейчас все четче вырисовывается другая общественная потребность — в оптимизации внешнеэкономической деятельности регионов. Такая оптимизация обеспечивается новым качеством взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и поддержкой со стороны федерального центра. Особые условия для оптимизации внешнеэкономической деятельности регионов формируются в Таможенном союзе России, Республики Беларусь и Казахстана.
Положения федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в сфере внешнеэкономических связей должны не только соответствовать отдельным нормам Конституции РФ, но и в целом укреплять федеративные основы российского государства на деле, в конкретных экономических отношениях. В условиях формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства участие России в межгосударственных объединениях подчинено конституционному требованию о том, что такое участие не влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 79 Конституции России).
Совокупность конституционных положений, охватываемых исследованиями внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, расширяется. В системной связи должны рассматриваться конституционные нормы, устанавливающие разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, основных полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровня, и положения, регламентирующие вопросы правового регулирования экономики, обеспечения единого экономического пространства и экономического роста, которые обусловливают содержание и формы внешнеэкономических взаимодействий.
Возможность осуществления субъектами Российской Федерации внешнеэкономических связей с иностранными партнерами является важной характеристикой отечественного федерализма и значимым фактором федерального и регионального экономического процесса. Однако формирующиеся особенности осуществления указанных связей могут как укреплять федеративные отношения, так и служить их ослаблению.
Конституция Российской Федерации закрепляет возможность участия субъектов Российской Федерации в международных и внешнеэкономических связях и относит координацию внешнеэкономических связей к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.71-73 Конституции РФ). Однако используемая в Конституции России соответствующая терминология (прежде всего в содержании полномочий) до сих пор признается либо не точной, либо требующей существенного раскрытия в федеральном законодательстве. При этом спорным тезисом остается утверждение ряда авторов об отсутствии в Конституции Российской Федерации норм, регулирующих осуществление субъектами федерации внешнеэкономических связей. На наш взгляд, такой тезис влечет неприемлемый вывод о «конституционной неопределенности» содержания внешнеэкономических связей (полномочий) и, более того, механизмов регулирования внешнеэкономических связей (прежде всего, таможенного, инвестиционного, антимонопольного регулирования).
Конструкция ст. 71-73 Конституции РФ допускает и утверждение о том, что осуществление внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации — предмет исключительного ведения субъектов.
Способы регулирования экономических отношений, методы государственно-правового воздействия на экономику отнесены к различным предметам ведения и, боле того, порой вовсе не упоминаются в Конституции РФ (например, инвестиционное, антимонопольное регулирование) и требуют конституционно-правового толкования.
Существенно меняется понимание координации внешнеэкономических связей. Ряд исследователей сходится во мнении о том, что нормативно закрепленный механизм координации более напоминает регулятивно-контрольный механизм. Однако к настоящему времени сформировалась потребность воспринимать «координацию» как механизм позитивного взаимодействия Российской Федерации и субъектов Федерации, механизм партнерства, поддержки со стороны федерального центра, направленный на оптимизацию внешнеэкономических связей и максимальную эффективность региональных социально-экономических проектов.
Координация и оптимизация внешнеэкономических отношений субъекта Российской Федерации ныне осуществляется путем создания на федеральном и региональном уровне наиболее благоприятных правовых условий для избрания инвесторами определенного вида предпринимательской деятельности, а также путем стимулирования, защиты и ограничения инвестиций.
Отмечая высокую практическую значимость внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, правоведы до настоящего времени так и не занялись вплотную разработкой критериев оценки эффективности указанной деятельности, опосредованной правом. Это во многом связано с различиями в понимании самого термина «внешнеэкономические связи».
До настоящего времени специалистами признается недостаточная регламентация в федеральном законодательстве реализации полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению внешнеэкономических связей. Это, на наш взгляд, относится как к содержанию деятельности, так и к процедурам установления и осуществления внешнеэкономических связей.
В настоящее время можно говорить о развитии конституционно-правового института внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Указанный институт включает основные понятия, систему взаимодействующих субъектов, конституционные полномочия и их разграничение, содержание и формы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, конституционно-правовые принципы регулирования экономики, обеспечения единого экономического пространства и координации внешнеэкономических связей, процедуры осуществления и координации внешнеэкономических связей, направления оптимизации процесса привлечения иностранных ресурсов в экономику субъекта Российской Федерации и критерии оценки эффективности указанной деятельности. При этом формы и содержание внешнеэкономических связей определяются на конституционном уровне направлениями и способами правового регулирования экономики, то есть конституционными положениями экономической направленности. Процедурная составляющая института включает порядок установления, осуществления и координации внешнеэкономических связей.
В нормативном регулировании внешнеэкономических связей на федеральном и региональном уровне имеются пробелы. Обнаруживается: 1) неопределенность ряда правовых понятий, 2) неоднозначность состава субъектов внешнеэкономических связей, 3) отсутствие нормативно закрепленной программы внешнеэкономической деятельности (ВЭД), 4) дисбаланс поощрения и ограничения потока иностранных ресурсов в экономику регионов, 5) неясность преимуществ применения тех или иных форм внешнеэкономического взаимодействия, 6) противоречивость процедурных норм, регулирующих установление и осуществление внешнеэкономических связей.
Представленное диссертационное исследование в определенной части восполняет указанные пробелы и отвечает сегодняшним потребностям развития законодательства о внешнеэкономических связях субъекта Российской Федерации и правоприменительной практики.
Поставленные в исследовании задачи решались в следующей логической последовательности. Первоначально формируются конституционно-правовые понятия внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации и их координации, устанавливается взаимосвязь правовых форм регулирования экономики и форм внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, дается правовая характеристика разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД, а также разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в том числе между органами государственной власти одного уровня). Далее систематизируются конституционно-правовые принципы координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, в том числе на примере Санкт-Петербурга. Далее анализируется порядок заключения соглашений о внешнеэкономических связях Санкт-Петербурга как реализация полномочия по Конституции РФ и Уставу Санкт-Петербурга, и дается характеристика государственно-частного партнерства как значительной составляющей внешнеэкономических взаимодействий Санкт-Петербурга, требующей нормативного и практического развития.
Внешнеэкономические связи субъекта Российской Федерации в целом – это деятельность по использованию иностранных ресурсов в экономике региона, продвижение продукции на экспорт.
Иностранные ресурсы - прямые иностранные инвестиции в различных формах, в том числе в форме товаров.
В работе общий правовой режим внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации рассматривается как режим привлечения иностранных ресурсов. Ныне этот правовой режим реализует обновленную внешнеэкономическую политику России в условиях формирования Таможенного союза ЕврАзЭС.
В диссертации обосновано, что в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС фактически устанавливается особый (упрощенный) правовой режим внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, направленный на формирование единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Дело в том, что соглашения и сделки по товарам Таможенного союза по сути перестают быть внешнеторговыми. Соответственно, предстоит решить новую сложную задачу выравнивания экономических условий на региональных пространствах не только Российской Федерации, но и Республики Беларусь, и Республики Казахстан с учетом перспективы расширения территории Таможенного союза. Такая задача реально не обсуждалась в начале ХХ1 века.
В диссертации дана характеристика федеративного принципа распределения таможенных платежей в Российской Федерации и в Таможенном союзе. Внесено предложение о направлении части сумм таможенных пошлин, НДС, акцизов, взимаемых при импорте товаров на территории субъекта Российской Федерации, в региональные бюджеты. Это предложение особо актуально в связи с тем, что на территории Таможенного союза осуществляется перераспределение таможенных платежей между государствами-членами (Россией, Белоруссией, Казахстаном). Такое перераспределение меняет положение субъекта Российской Федерации, а именно: часть таможенных платежей, собранных в Санкт-Петербурге, оказывается в бюджетах Республики Беларусь и Казахстана. Таким образом, меры, принимаемые Санкт-Петербургом по развитию внешнеэкономических связей, в части наращивания объемов взимаемых таможенных платежей, оказываются более ориентированными на развитие экономик Белоруси и Казахстана, чем на непосредственное развитие экономики Санкт-Петербурга.
Опыт развития зарубежных федераций демонстрирует, что формирование и правовое закрепление механизмов учета интересов регионов при проведении внешнеэкономической политики федерации – это мощный фактор укрепления федеративного государства.
Современным принципом правовой регламентации экономических отношений является гармонизация федеральных и региональных интересов.
Вопросы разграничения полномочий Федерации и ее субъектов в области внешнеэкономических отношений конкретизируются в различных федеральных законах экономической направленности: в законодательстве о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в таможенном законодательстве, в законодательстве о защите экономических интересов России, инвестиционном законодательстве, законодательстве об особых режимах предпринимательской деятельности (особые экономические зоны, приграничная торговля), в законодательстве о лизинге, о концессиях, о разделе продукции, о государственно-частном партнерстве.
В итоге конструкция конституционно-правового регулирования внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации включает 1) разграничение полномочий между федеральным центром и регионом, 2) конкретизацию полномочий по регулированию и осуществлению форм внешнеэкономических связей, 3) обусловленность форм внешнеэкономических связей методами государственного регулирования экономики, предусмотренными Конституцией РФ, и 4) отнесение вида регулирования экономики к предмету ведения Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъ